Раскол... Какая тема может быть более актуальной сейчас для израильского общества? Тем более, есть те кто считает, что именно он привел к войне. И в относительно недавнем израильском прошлом раскол уже был, не в таком объеме, но опыт есть. Я говорю о расколе движения Кибуц меухад в 50е годы прошлого века.
Как раз сейчас в Музее Бейт-Штурман в кибуце Эйн-Харод работает выставка посвященная этому расколу. Название הפילוג, я бы перевела как "Этот раскол", так точнее.
Авторы выставки не сомневаются, что нынешняя реальность так же имеет прямую связь с датой проведения выставки.
Символ выставки - двухголовый теленок на площади у музея.
А если бы мы смотрели современный фантастический фильм, то теленок бы на наших глазах распался бы на две половины, которые бы побежали в разные стороны.
Но реальность такое нам не предлагает... почувствуйте разницу.
Прототип из кибуцного музея.
Как так получилось, что многие в Израиле почти ничего не знают о кибуцном расколе? Просто история раскола держалась в секрете и оставалась неизвестным, травмирующим и некрасивым историческим событием в глазах самих кибуцников. О нем редко говорили в течение многих лет и не рассказывали молодежи. Даже в израильском искусстве, со всеми его течениями и стилями, вы вряд ли найдете выражение этой темы, или уж точно не в той степени, в которой ожидали бы в качестве ответа на столь шокирующее и травмирующее событие.
Для самих кибуцников, создавших эту выставку, это было крайне сложно. Они до сих пор эмоционально, лично и социально вовлечены в эту ситуацию. Но я сомневаюсь, что выставка дает адекватное отражение произошедшего.
"Раздел Эйн-Харода" 15.01.1953, журнал "Аолям азе" (Этот мир, ивр.)
Работа над выставкой, начавшаяся много лет назад, протекала скрытно, пока не созрели условия для ее показа. Типа на фоне всеобщего раскола не стыдно и про кибуцный поговорить?... Или как напоминание о расколе в прошлом на фоне нынешнего?
"Кибуц"
Выставка "Работа, ремесло, действие" в Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.
Когда я узнала об этой выставке, то вдруг я поняла, что это меня это очень трогает лично.
На вопрос почему, ответ очень длинный. И он включает "пепел Клааса стучит в моё сердце" в себя деда, расстрелянного в 1938г. как врага народа, хотя самым большим врагом того народа был лучший друг физкультурника "товарищ" Сталин.
Здесь еще помнят того чья мумия лежит на Красной площади не "по фен-шую" да и просто потому что она там лежит.
"Ленин", 1993г., керамика
Выставка "Работа, ремесло, действие" в Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.
Мало кто помнит о миллионах невинных убитых в сталинских лагерях - на "стройках коммунизма", и то что большевики не в состоянии построить "свободу, равенство, братство", которое до сих пор обещают и многие по всему миру этому верят.
"Мир и равенство" Д.Гелер, 2016
Выставка "Работа, ремесло, действие" в Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.
Нужно отметить, что в 50е годы прошлого века в Израиле было 4 (четыре) кибуцных движения: группа Дгания (קבוצת דגניה), Кибуц Арци (הקיבוץ הארצי), Кибуц Меухад (הקיבוץ המאוחד объединенный кибуц) и Кибуц дати (הקיבוץ הדתי религиозные кибуцы).
Раскол произошел внутри самого большого на тот момент движения "Кибуц Меухад"
(объединенный кибуц).
Из того, что я читала и слушала про раскол и непоколебимую веру кибуцников в коммунистический рай и в "отца народов" до 1950х, больше всего меня потрясло, что кибуцники тут в Израиле читали журнал Огонек... Видимо черпали оттуда информацию.
Могу себе представить какую.
Кибуц Кфар Масарик, сапожная мастерская.
В мастерской работало несколько сапожников, которые были коммунистами. Кстати, один из сапожников - наемный работник, как указано на фотографии.
На месте этой фотографии сначала было изображение Ленина, которое затем заменили на изображение Сталина.
Кибуц относится к движению Ашомер Ацаир и идеология была соответствующая.
На территории бывшего СССР было и до сих пор полно народу, который и тогда и сейчас продолжает отрицать сталинские репрессии. Там это безусловно не рекламировалась, а просто люди исчезали. Так что не удивительно, что информация сюда не доходила.
Только в 1950е какая-то информация стала доходить и у части людей все-таки открылись глаза - это было реальное потрясение.
Но как я понимаю, основная информация, которая кого-то потрясла была не из СССР, а из Чехословакии, откуда информации было дойти проще.
Процесс Сланского, о котором мы не учили в советской школе... Этот процесс был над Генеральным секретарем ЦК КПЧ Рудольфом Сланским и 13ю другими высокопоставленными партийными и государственными деятелями, 11 из которых были евреями. Они были арестованы в конце 1952 года и обвинены в "троцкистско-сионистско-титовском заговоре".
Их обвиняли в государственной измене, выдаче военных тайн, подрывной деятельности, экономическом саботаже и вредительстве, подготовке покушений на жизнь партийных и государственных вождей и т. п. Процесс Сланского был откровенно антисемитским и отличался беспрецедентно откровенной антиеврейской направленностью и даже для здешних сталинистов, наивно веривших, что пролетарская солидарность выше национальной принадлежности, это было как серпом по яйцам слишком неправильно даже по-пролетарски...
Я много прочитала и прослушала в сети на тему кибуцного раскола... и долго не могла сформулировать для себя главную причину произошедшего. Все-таки тяжело поверить, что это была любовь и не любовь к сталинизму в Эрец-Исраэль...
Реально раскол явился результатом острого идеологического кризиса, поразившего кибуцное движение в 50е годы. Он был вызван напряженностью, которая накапливалась под поверхностью, проблемами, которые заметались под ковер.
Раскол был по вопросу о будущем государства Израиль. О том, куда идти, в каком направлении...
Идти вместе с
МАПАЙ (Партия трудящихся Израиля) под руководством Д.Бен-Гуриона, в сторону США и западной демократии, или с
МАПАМ (Объединенная рабочая партия) под руководством И.Табенкина, отождествлявшим себя с Советским Союзом. Обе партии формально не были коммунистическими.
Без названия. (Д.Бен-Гурион и
И.Табенкин, 2014, Став Розенталь.
Мы все живущие в Израиле должны быть благодарны Бен-Гуриону, который решил двигать это государство в сторону западной демократии, а не в сторону "народной демократии", вслед за СССР.
Выбор стоял как бы между И.Сталиным и Г.Труменом, так это виделось тогда.
Из газеты 1952г.
Один мой очень хороший знакомый, сабр (здесь родившийся) сказал мне, что он в 50е годы страшно поправел - был сталинистом, а стал коммунистом. Будучи сам при этом мелким частником... Типа наивно не знал, что мелких частников большевики особенно не любили и уничтожали вместе с крупными капиталистами?
Честно говоря, я уже 30 с лишним лет не перестаю удивляться наивности и необразованности отдельных здешних левых, вполне себе умных образованных, и считающих себя думающими, людей...
И мы, уехавшие оттуда по идеологическим причинам, снова в полном объеме столкнулись здесь, за сотни километров, в уже конце нашей жизни, с нашим общим прошлым и увидели, что для сталинизма просто нет границ... Проникает прямо в кровь через поколения.
Глядя на происходящее сейчас, на фоне войны я вижу все такое большевистское: "цель оправдывает средства", "я знаю как надо", "кто не с нами - тот против нас"... Ну, вы знаете социальный состав тех, кто перекрывает дороги и где огромная концентрация плакатов соответствующего содержания.
Отбросив конвенциональную религию люди стали верить в ленинизм\сталинизм\коммунизм вместо нее, но с тем же рвением. Да, человек нуждается в религии, каждый в большей или меньшей степени. Так устроена человеческая психология. Но в последние 100 - 150 лет уже можно бы все-таки подходить к этому более осознанно...
Кибуцники не знали главное - вся жизнь людей в СССР с 1917 до 1953, а потом и до середины 70х была пронизана страхом, в большей или меньшей степени. Не знаю как вы, а я это хорошо помню. И это был не страх, как в Эрец-Исраэль, что соседи-арабы враги начнут погром или стрельбу, а страх что собственное "родное" правительство, постоянно говорящее о народном счастье, прикажет тебя арестовать и посадить или расстрелять по доносу соседа.
И если вы думаете, что этот страх не передается из поколения в поколение - вы ошибаетесь. Моя бабушка, которая пережила погром и расстрел деда в 1938, передала это все не только моей маме, но и мне.
Избавится от этого крайне сложно. В Израиле и третье поколение - потомки выживших в Катастрофе, считаются имеющими психологические проблемы.
Многие здесь были благодарны Сталину, что СССР проголосовал в ООН за создание государства Израиль и за то, что с его подачи Чехословакия продала оружие Израилю во время Войны за независимость.
Они забывают, что совсем не любовь к этой стране была причиной для Сталина так себя вести. Он надеялся в конечном итоге получить на Ближнем Востоке страну про-сталинской ориентации. Это было не без причины.
Тут было достаточно людей "правильной, сталинской" идеологии.
Хотя с одной стороны кибуцники были очень благодарны Сталину за победу над Гитлером, но с другой стороны в какой-то момент они узнали, что он убил миллионы невинных людей. Была даже частушка на иврите:
"Сталин - наш отец, Россия - наша мать. Мы хотим быть сиротами".
Можно послушать.
20 съезд коммунистической партии СССР прошел для израильских коммунистов\сталинистов\социалистов, видимо, незамеченным... Опять же, не захотели пересмотреть свою идеологию, остались при ней, так же, как и их "братья по оружию" в СССР. Зря, кстати. Даже идеологию возведенную в статус веры стоит пересматривать время от времени, иначе будем бегать по кругу, вместо движения вперед. И не говорите, что по спирали. По спирали хоть есть какое-то движение вперед, а не ощущение, что постоянно наступаем на те же грабли.
Представьте себе, как это было тогда. Члены кибуцов разделились на два враждебных лагеря (по идеологическим соображениям!), встали и покинули свои дома, поделили между собой имущество, активы, земли, разорвали многолетнюю дружбу, разъединили семьи... Это как коллективный бракоразводный процесс, в конце которого не остаются друзьями. Из-за раскола около 5000 женщин, мужчин и детей (сторонников МАПАЙ) покинули свои дома и начали новую жизнь в других кибуцах.
28 кибуцев пережили раскол, и в результате было основано пять новых кибуцев. И было это в 1950-е годы, когда государству Израиль еще не было 5 лет! Можно понять масштаб события для кибуцного движения…
Но все остальное израильское общество рассматривало кибуцный раскол как бурю в стакане воды, судя по карикатурам 50х годов прошлого века, которые можно увидеть на выставке.
"-Слушай, разделение не пройдет тебе так гладко..."
Из газет, 50е годы.
"С такими оппортунистами как ты я не хочу находится в одном коровнике..."
Из газет, 50е годы.
"Какая наглость - все мои дамы оказались по другую сторону границы..."
Из газет, 50е годы.
"Проблемы распиливания в Движении Кибуц Меухад"
"Маарив" 15.03.1953
И в начале 2000х все это выглядит так же карикатурно:
Это МАПАЙ.
"Переезд на другую квартиру", 2005, Я.Гарбуз
Это МАПАМ
"Переезд на другую квартиру", 2005, Я.Гарбуз
В Эйн-Хароде произошло самое мощное разделение. Процесс длился долго, кибуцники по обе стороны барьера не смогли достичь соглашения между собой, и для урегулирования сложных разногласий потребовалось участие кого-то из вне. Существовал миф, что Эйн-Харод был символом и образцом для кибуцного движения, из него вышли политические и военные лидеры, поэты и деятели культуры. Гибель мифа о кибуце Эйн-Харод символизировала начало упадка - концептуального и имиджевого - всего кибуцного движения, которое прошло свой пик новаторства. И со всем уважением к роли кибуцов в построении этой страны, я не постесняюсь сказать, что кризис этот породила тупиковость сталинской и коммунистической идеологии. Я уж молчу об отсутствии эффективности коммунистической\социалистической экономики. В начале 20 века еще можно было питать иллюзии о ее возможностях, но в начале 21 века уже полностью понятна ее полная импотенция. Что и привело к приватизации кибуцов в начале 21 века.
Кибуцный раздел стоил весьма дорого.
"Стоимость разделения - 12 миллионов лир", "Маарив", 20.07.1952
После общего раздела собственности кибуца Эйн-Харод только три объекта остались общими для двух кибуцев, и это культурные учреждения: общая сцена, Художественный музей и музей Бейт-Штурман.
Может быть это знак того, что культурные и духовные ценности делить сложно.
До сих пор вы не можете проехать из одного кибуца в другой, у каждого есть свой въезд. Мы с подругой как-то это испытали на себе, въехав по ошибке в Эйн Харод Ихуд (עין חרוד איחוד) и пытаясь из него проехать в кибуцный Художественный музей, который находится в Эйн Харод Меухад (קיבוץ עין חרוד מאוחד). Не получилось... Моя подруга не могла поверить, что до сих пор это работает.
Кибуцная столовая, место, где кибуцники собирались вместе для совместной трапезы.
"Еда в кибуцной столовой в вечером в пятницу" А.Гилади, 1951
Выставка "Работа, ремесло, действие" в Художественный музей имени Хаима Атара в кибуце Эйн-Харод.
Так это выглядело сразу после разделения. Буквами обозначены места, где кто ест. Слева א ихуд (איחוד), МАПАЙ, справа МАПАМ - меухад מ - (מאוחד).
"Раздел Эйн-Харода" 15.01.1953, журнал "Аолям азе" (Этот мир, ивр.)
Ложки, вилки и ножи тоже поделили... С одной дыркой - меухад, с двумя - ихуд.
"Раскол", (Столовая, кибуц Гиват ха-Шлоша), 2011, Н.Лев.
Столовая столовой, но ведь и кладбище надо было делить.
"Район, участок, ряд" (Кладбище, Эйн Харод Меухад), 2007, А.Гад
Ужасно интересно, что говорят сегодняшним школьникам в кибуцных школах или дома в кибуцах про этот раскол... особенно тем, кто живет в кибуцах по разные стороны забора.
Типа "солнце народов", как его тут называли, был не прав, но все остальное верно?
Как про сталинские репрессии было написано в советских учебниках истории в 70е годы прошлого века, я хорошо помню - маленький коротенький абзац про нарушение норм социалистической законности...
А за каждой буквой этого абзаца лежали миллионы убитых ради репрессий и миллионы покалеченных жизней, которых до сих пор никто не посчитал. Да и кто об этом вообще сейчас помнит?
Ну невозможно же честно сказать, что коммунизм логично порождает концлагерь и ничего другого?
И что коммунизм = фашизм.
Не осудили коммунизм как фашизм в свое время и еще долго будем хлебать всем миром последствия этого.
Я уверена, что глядя на все это через 70 лет, многим вообще не понятно, о чем тут разговор и почему вдруг вспомнили кибуцный раскол.
Эта выставка не случайно открылась сейчас, сами ее создатели говорят об этом и проводят параллель между происходившим тогда и происходящим сегодня.
Раскол в нашем обществе, который активно используют наши враги во время войны, возвращает нас к тому что произошло в кибуцном движении в 50е годы прошлого века.
Есть ли уроки, которые мы можем вынести из кибуцного раскола, произошедшего 70 с лишним лет назад? Типа хоть что-то положительное?
Для меня самое важно, что верующие в Сталина не уехали в СССР, не отказываясь от кибуцной\коммунистической идеологии, а просто переехали жить на соседний участок кибуцной территории и поставили забор или проложили дорогу, которую никто не переходил десятилетиями... Они не перекрывали дороги, ставя всю страну на уши во время войны с врагом не мешали друг другу двигаться в выбранном направлении, каждый пошел своим путем и даже образовали новое кибуцное движение.
Появление этой выставки говорит о том, что кибуцники хотят подвести итоги прошлого. А нам-то с вами стоит задуматься о будущем.
Нынешний раскол общества происходит между тупоконечниками и остроконечниками, глупо правыми и гнусно левыми теми, кто ведет себя глупо и теми, кто ведет себя некрасиво.
Сможем ли мы дальше просто жить не пересекаясь, но в одной стране, как тогдашние кибуцники? Нам не будет стыдно друг перед другом?
И глядя на это я думаю, что и в нынешнем расколе есть что-то более глубинное, еще не вышедшее на поверхность.
И это не внутри кибуцный раскол, затронувший только часть общества. Нынешняя ситуация затрагивает все общество в целом. Раскол не политический, а гораздо более глубинный. Между кем и кем, вот вопрос... Есть разные предположения: между гражданами первого и второго сорта? между евреями и израильтянами? У меня нет ответа.
Удастся ли нам пережить нынешний раскол, не уронив конструкцию государства? Не знаю. Это вопрос, на который ответит только время.
От себя скажу словами одного редкого плаката, появившегося на фоне протестов против судебной реформы.
"Запрещено ломать то, что мы построили. Обязаны решить проблему вместе".
Выставка небольшая и невыдающаяся в художественном плане. Но будит много всяких мыслей.
Рассписание работы выставки
https://www.beit-shturman.co.il/ Бейт-Штурман на карте.