Сегодня канун Ту Беав (טו באב) - еврейского праздника любви. У Ту Беав в иудаизме есть и другие значения, но я предпочитаю вариант Мишны, говорящей о Дне любви. Я уже рассказывала разные истории любви, сегодня хочу продолжить... Надеюсь, это будут не самые часто встречающиеся в сети истории.
Царь Шломо (Соломон) и царица Савская.
"Царица Савская", художественные игральные карты из Эрец-Исраэль, ок. 1920г.. Художник Зеэв Рабан. Еврейский музей Нью-Йорка.
В Танахе не слишком подробно рассказывается о том, что произошло когда царь Шломо принимал царицу Савскую. Говорится, что она приехала, привезла подарки, задавала вопросы, была впечатлена мудростью царя, вернулась домой довольная и на этом все более или менее закончилось.
וַתִּתֵּן לַמֶּלֶךְ מֵאָה וְעֶשְׂרִים כִּכַּר זָהָב, וּבְשָׂמִים הַרְבֵּה מְאֹד וְאֶבֶן יְקָרָה; לֹא בָא כַבֹּשֶׂם הַהוּא עוֹד לָרֹב, אֲשֶׁר נָתְנָה מַלְכַּת-שְׁבָא לַמֶּלֶךְ שְׁלֹמֹה
מלכים א, פרק י' פסוק י
(10) И подарила она царю сто двадцать талантов золота, и очень много благовоний, и драгоценные камни; никогда еще не прибывало (в страну) такое множество благовоний, какое подарила царица Шевы царю Шеломо.
МЕЛАХИМ I 10:10
"Царь Шломо (Соломон) и царица Савская", Франкфурт, 1899.
Иудейско-эльзасский музей в Буксвилле (Musée judéo-alsacien, Bouxwiller), Франция
Эфиопская традиция рассказывает несколько более пикантную историю, буквально, о любви, породившей тысячелетнюю династию и стоившей народу Израиля потери Ковчега Завета.
Шломо не хотел поддерживать только дипломатические отношения с приехавшей в гости экзотической красавицей. Шломо был известен своей любовью к женщинам, а не только мудростью. Может и она пыталась его соблазнить?
Говорят, что при первой же встрече он поставил ей якобы невинное и справедливое условие: "Я не буду требовать от тебя ничего при условии, что ты ничего не берешь из моего королевства".
На ужине, в лучших эфиопских традициях, подавали острые блюда, но слуги "забыли" о напитках.
Этикетка для бутылки вина винодельни барона "Царь Шломо (Соломон) и царица Савская". Автор З.Рабан. Этикетка для бутылки вина винодельни барона Ротшильда в Ришон-Леционе. Год не указан. Музей Эрец-Исраэль.
Среди ночи царица проснулась от жажды и стала бродить по дворцовым коридорам, пока не нашла кувшин с водой, оказавшийся там.
"Царица Савская и удод", иллюстрация З.Рабана к сказке Х.Н. Бялика "Царь Соломон и царица Савская". ок. 1920г.
Когда она начала пить, Шломо поймал ее с поличным, и сказал, что она нарушила договор, и в качестве компенсации сами понимаете, что попросил...
Благодаря этой ночи на свет появился Менелик I, легендарный первый царь (император) Эфиопии.
Есть версия, что он взял или украл Ковчег Завета, когда приезжал навестить своего отца, Шломо, и оставил копию в Иерусалиме, а оригинал кочевал с места на место на протяжении многих лет, пока не был помещен в городе Аксум, в церкви Богоматери Мириам Сионской.
Династия начатая Менеликом I, правила Эфиопией до 1974 года (!). Они считали себя потомками Шломо и потомками Дома Давида.
Пропавший жених
Это произошло после Первой мировой войны, когда в Иерусалиме, в Старом городе остались тысячи еврейских сирот, родители которых погибли в результате войны или просто умерли от голода или эпидемий. Времена были тяжелые.
Чтобы помочь этим сиротам выжить и создать семьи, раввин Йосеф Хаим Зонненфельд устраивал свадьбы сирот во дворе синагоги Хурва.
Надо сказать об этом раввине несколько слов.
מאת לא ידוע - Zionist Archives, נחלת הכלל,
קישור Раввин Йосеф Хаим Зонненфельд родился в 1848г. в Словакии, совершил алию в Эрец-Исраэль в 1873 году.
Он был среди среди основателей иерусалимских районов Меа Шеарим, Батей Унгарин, Бейт Исраэль. В 1910 году фактически стал главным ашкеназским раввином Иерусалима. Раввин Зонненфельд призывал к расширению еврейского поселения в Иерусалиме. В 1879 году он вошел в состав "Общинного совета", который занимался выкупом земель у арабов и созданием на них еврейских кварталов. Некоторые кварталы были построены на землях, купленных на его имя, поскольку он был австрийским подданным, а османские законы позволяли ему легко покупать землю. В 1913 году вместе с раввином Куком он совершил поездку по новым еврейским поселениям.
Раввин Йосеф Хаим Зонненфельд устраивал свадьбы во дворе
синагоги Хурва, которая известна всем в Израиле и которая имеет свою необычную историю. И вот еще одна история, которая произошла непосредственно во дворе этой знаменитой синагоги.
Синагога Хурва, 1875г. Фото с плаката у синагоги.
Синагога Хурва 1900г. - высокое здание с круглым куполом, справа.
By Underwood & Underwood - private collection, Public Domain,
Link Устраивать свадьбы в синагогах у евреев было принято издавна, и в галуте и в Эрец-Исраэль. Я не нашла фото свадьбы во дворе Хурвы, но вот свадьба во дворе синагоги в Яффо, 1890г.
By הארכיון הציוני המרכזי - הארכיון הציוני המרכזי, Public Domain,
Link.
Свадьбы были скромные, времена были бедные и тяжелые. Еврейская община брала на себя помощь в выращивании сирот и вопрос создания их семей тоже.
Какими были эти женихи и невесты, которых женил раввин Йосеф Хаим Зонненфельд?
Такими? Скорее всего нет.
Фото из Музея Хацер Аишув Аяшан, конец 19нач.- 20в.
Скорее они были такими, очень скромными и очень молодыми, одетыми в старую одежду с чужого плеча.
Фото из Музея Хацер Аишув Аяшан, конец 19нач.- 20в.
Но не все свадьбы проходили гладко. Одна свадьба под руководством раввина Зонненфельда не пошла нужным порядком. Хотя началось все как обычно: пришли участники, поставили хупу, привели сирот, жениха и невесту...
Невеста Шоши Геле, стояла там, где полагается стоять невесте в такой ситуации и ждала жениха. Она была маленькая и худенькая, выглядела гораздо моложе своего возраста благодаря голоду, который пережила.
Жених появился, он же ранее дал согласие на свадьбу... Вдруг жених сказал, что ему нужно пойти в туалет... и не вернулся, исчез, как будто его и не было.
Все его ждали, и раввин, и клезмеры, и скромное угощение от общины, все было готово.
Оказывается, жених предварительно прошептал кому-то из присутствующих, что он сожалел о свадьбе... Начался переполох, никто не мог сказать, что случилось с женихом. Послали людей искать его, но тщетно.
Бедная Шоши Геле стоит одна под хупой и ждала жениха... Время проходило, а она ждала, а солнце уже садилось. Гости начали расходится, потому что было не понятно, что происходит ...
Как можно выйти замуж без жениха?
И тут раввин обращается ко всем присутствующим и говорит: "Господа! У нас тут есть невеста, молодая хорошая девушка у которой нет жениха. Может быть тут есть юноша, которому она нравится? Может быть он хочет на ней женится?"
Видимо раввин заметил, что среди гостей был молодой человек, Янкель Калмановиц из брацлавских хасидов, тоже сирота, случайно зашедший на свадьбу и с интересом смотревший на Шоши.
Янкель родился в Румынии в 1900 году (согласно записям, а на самом деле это было на несколько лет раньше) и сделал алию в Эрец-Исраэль вместе со своим отцом и другими членами семьи. Во время Первой мировой войны они были высланы в Арам-Цубу, он же город Алеппо в Сирии. Все члены семьи погибли там из-за эпидемий и голода. Выжили только Янкель и его брат Давид, которые вернулись в Иерусалим.
Для чего Янкель пришел на свадьбу? Может быть, чтобы съесть кусочек от свадебного угощения... Времена были просто голодные.
Но невеста ему действительно понравилась. Может это была любовь с первого взгляда?
Вообщем, Янкель подошел к раввину и сказал, что он готов жениться. Шоши тоже согласилась - он ей тоже понравился. И эта, казалось бы, странная пара, решила поженится. Таким образом свадьба состоялась. Клезмеры заиграли, угощение съели...
"Еврейская свадьба", Мане-Кац
Музей Мане-Кац, Хайфа.
Раввин Зонненфельд подошел к паре и сказал:"Янкель, ты сделал благодеяние, а ты Шоши его приняла, поэтому вы будете благословлены большой любовью, долгой жизнью и большим количеством детей". Так и случилось...
У Янкеля не было профессии, он учился в ешиве. Там он был известен прекрасным знанием грамматики. Раз появилась семья, то он пошел работать учителем (меламедом) в хедер.
Раввин Янкель Кальмановиц имел прозвище Меламед, потому что 50 лет преподавал в хедере при синагоге Эц Ахаим в Меа-Шеарим и выучил сотни учеников самого юного возраста.
Ученики в хедере, 1924г., Польша, фотограф А.Кацизне, Музей Ану (бывш. Бейт-Атфуцот)
Раввин Янкель Меламед, как его все называли, прожил около ста лет и при жизни увидел более тридцати своих правнуков.
Книга о нем
"И праведник будет жить в своей вере" вышла в свет к 30 летию его кончины. Его многочисленные потомки собрались в этот день, чтобы его вспомнить и отметить выход книги в свет.
***
История, которую рассказала
yulen_ka со ссылкой на легенды семьи ее отца.
"Происходим мы все от одного рыжинского хасида. Овдовев, этот человек остался один с восемью детьми. Пошел он за советом к ребе Исроэлю (рыжинскому раввину). Выслушал его ребе и говорит: «Я думаю, что у меня есть решение для твоих проблем» Не успел он ничего объяснить, как ребецн (жена ребе) закричала из кухни: «Нет у тебя никакого решения!» - «Об этом надо ее саму спросить», - ответил ребе. Оказалось, что у ребе есть племянница, которая недавно стала вдовой. Молодая женщина так любила своего покойного мужа, что поклялась больше никогда не выходить замуж. Как только ребе начал рассказывать ей о хасиде, которому нужна жена, она воскликнула: «Нет и нет! Никогда!» - «Но у него восемь детей - восемь сирот, которым нужна мать». Женщина задумалась, а потом сказала: «Для того, чтобы стать матерью этим сиротам, я даю согласие выйти за этого человека, даже еще не видя его». Растроганный ребе позвал жениха и благословил их. А хасиду сказал: «В этом браке у вас родится не меньше детей, чем в первом твоем браке. И знай: ты не умрешь до тех пор, пока не женится самый младший из твоих сыновей». У них действительно родилось еще восемь детей. Шли годы, дети росли, отец старел. Когда ему было 105 лет, а двое младших еще не были женаты, он позвал самого старшего своего сына от первого брака и попросил: «Поезжай на могилу ребе Исроэля, скажи ему, что я устал и отказываюсь от последней части его благословения». Сын уехал, выполнил просьбу отца, а когда вернулся, того уже не было в живых.
Вот от шестнадцати детей того рыжинского хасида и происходят Шейнкары. Когда мы жили в России, то никогда не слышали ни о ком, носящим эту фамилию, кто не был бы нашим близким родственником. Однако приехав в Израиль и открыв телефонную книгу Тель-Авива, мой папа с изумлением обнаружил в ней три страницы Шейнкаров (в Израиле принято писать Шенкар - שנקר, т.е. без Й, но это одна и та же фамилия). Он позвонил наугад по одному из телефонов, начал что-то на своем тогда еще ломаном иврите объяснять... «Вы - Шейнкар?, - бодро перебили его, - замечательно! Приезжайте к нам сегодня вечером: у нас будет сбор Шейнкаров». Папа поехал и оказался в квартире, набитой самыми разнообразными Шейнкарами - с некоторыми ему удалось нащупать родственные связи, с другими нет. Очевидно, потомство рыжинского хасида оказалось не менее плодовитым, чем их легендарный предок."
И тут еще много интересного про Юлиных предков
https://yulen-ka.livejournal.com/6933.html Если этого мало, то вот еще истории любви, о которых я писала:
История любви Авшалома Файнберга и Сары Ааронсон
История любви Анны и Авраама Тихо
История любви в концлагере
Инфа:
https://archive.jdn.co.il/breakingnews/1690924/https://ybz.org.il/%d7%aa%d7%a8%d7%91%d7%95%d7%aa/%d7%94%d7%a8%d7%a6%d7%90%d7%95%d7%aa-%d7%97%d7%99%d7%a0%d7%9d/סיפורי אהבה בירושלים
תמר הירדני
https://www.breslevnews.net/%D7%98-%D7%A9%D7%91%D7%98-%D7%99%D7%95%D7%9D-%D7%94%D7%99%D7%9C%D7%95%D7%9C%D7%AA-%D7%94%D7%92%D7%94%D7%97-%D7%A8%D7%91%D7%99-%D7%99%D7%A2%D7%A7%D7%91-%D7%A7%D7%9C%D7%9E%D7%A0%D7%95%D7%91/https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%95%D7%A1%D7%A3_%D7%97%D7%99%D7%99%D7%9D_%D7%96%D7%95%D7%A0%D7%A0%D7%A4%D7%9C%D7%93https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%A9%D7%98%D7%99%D7%91%D7%9C%D7%9A_%D7%9E%D7%90%D7%94_%D7%A9%D7%A2%D7%A8%D7%99%D7%9Dhttps://et-achay.org/%D7%9E%D7%A2%D7%98-%D7%9E%D7%96%D7%A2%D7%99%D7%A8-%D7%9E%D7%97%D7%99%D7%99%D7%95-%D7%94%D7%9E%D7%90%D7%99%D7%A8%D7%99%D7%9D-%D7%A9%D7%9C-%D7%94%D7%97%D7%A1%D7%99%D7%93-%D7%A8-%D7%99%D7%A2%D7%A7/https://textologia.net/?p=1488