По следам Донны Грации. (часть 1)

Aug 12, 2024 08:24



К 9 Ава в этом году я решила написать про Донну Грацию... Вы спросите, почему? Ответ прост - она была активной участницей одного события, которое упоминается в молитвах в этот день снова и снова каждый год. Не во всех общинах, но в итальянских еврейских общинах точно. Так причудливо поворачиваются колеса истории... И как часто для евреев были и есть плохие времена, а иногда просто страшные.
Но сначала про знаменитую еврейскую даму, которая пыталась создать еврейское государство в Эрец-Исраэль задолго до М.Монтефиоре, Э.Ротшильда и Б.З.Герцля. Можно сказать, что это была первая попытка официально вернуть евреев в Эрец-Исраэль почти за 1500 лет.
Донна Грация - одна из самых влиятельных и обаятельных женщин в мире в 16ом веке. Трудно понять, почему до сегодняшнего дня этот удивительный персонаж не нашел свой путь на большой экран кино и телевидения и почему многие толком не знают, кто это.
Фигурирует ли ее имя в школьной программе? Кто-нибудь про это знает?



Вместо предисловия.
Этой весной мы проехали маршрутом Донны Грации вдоль Адриатического побережья Италии. Там множество мест, связанных с евреями. Во многих городах были еврейские общины, которые в разные времена в зависимости от ситуации кочевали туда сюда и обратно... От них почти ничего не осталось благодаря Второй мировой войне. Зато много еврейских музеев и памятных досок - мертвых евреев здесь любят. Откровенная демонстрация показной толерантности просто зашкаливает. Напоминает Гитлера с его желанием создать музей исчезнувшего народа.
А вот к живым - отношение часто иное, что сейчас мы видим на фоне нашей войны.
Что еще раз и еще раз напоминает о важности сохранения того государства, в котором мы живем и которое пыталась создать Донна Грация.
О ней много написано в сети и на русском. Но пусть это будут мои пять копеек размышления на фоне поездки по следам Донны Грации.

***

Альгамбра, Испания.

Начну издалека, иначе не будет понятно откуда ноги растут...
На этой карте из Музея еврейского искусства и истории в Париже показана эмиграция евреев-сефардов с Пиренейского полуострова после изгнания в 1492 г. из Испании.


31 марта 1492 года Фердинанд Арагонский и Изабелла Кастильская подписали Альгамбрский указ об изгнании евреев из их королевств, тем самым резко положили конец более чем тысячелетнему еврейскому присутствию на Пиренейском полуострове. На религиозном уровне это изгнание завершило процесс национального объединения, достигнутый политическим союзом корон Кастилии и Арагона в 1479 году. Гранада, последний мусульманский анклав на полуострове пал в январе 1492 года.
Католические короли обвиняли евреев в подстрекательстве "плохих христиан" к тайному обращению в иудаизм, а также в том, что они являются источником заражения и распространения иудейской ереси.
Указ предписывал евреям под страхом смерти покинуть испанские владения до конца июля 1492 года, тем самым вынуждая их продавать свое имущество по очень низкой цене. Единственной альтернативой был переход в христианство.
Изгнанники уехали в Северную Африку и Италию или в Наварру и Прованс, но большинство выбрало Португалию...

На примере Донны Грации и ее семьи можно увидеть скитания евреев, изгнанных из Испании и Португалии в 15-16 веках.

Лиссабон, Португалия.

Грация\Грасия (Gracia), ее еврейское имя было Ханна\Хана, родилась в 1510 году в Лиссабоне, Португалия, в богатой и аристократической семье Наси евреев-марранов, происходящих из Испании. Из-за этого множество разночтений их имен.
Марран - это термин, обычно используемый для евреев новообращенных в христианство или конверсо, так их еще называют. Им был официально разрешен въезд в Португалию. Большинство марранов в Португалии были теми богатыми и хорошо зарекомендовавшими себя еврейскими семьями, для которых обращение было просто вопросом социального и экономического удобства.

Грацию окрестили Беатрис де Луна, и ей дали образование и воспитание, соответствующие ее социальному положению. Ее отец был врачом.
В качестве празднования бат-мицвы родители открыли ей тайну своего иудаизма, а мать отвела ее в секретный подвал, где научила ее молитвам и религиозным заповедям. Никто тогда не думал, что жизнь ее станет настоящим приключенческим романом и историей про супер-вумен, как таких называют сегодня.
О ее молодости мало что известно, но она приобрела достаточные знания о своем еврейском происхождении и поддерживала тесные контакты с другими семьями конверсо в Лиссабоне.

В Лиссабоне есть отдельные здания, которые были современниками Донны Грации.



Башня Белем, в районе Белем, одиноко стоящая на берегу, больше всего напоминает корабль, выброшенный на берег штормом времени... Уж все ровесники исчезли, а она стоит, чужая, одинокая и прекрасная и не понимает, что же она тут делает?
Построена башня была в 1515 году архитектором Франсиско де Аррудакак как крепость для защиты входа в гавань Лиссабона. Она стала отправной точкой для многих географических открытий.

"Лирическое отступление" о новом музее.
В Лиссабоне на сегодняшний день нет никаких следов Донны Грации, евреев изгнали, следы их стерли. В течении 500 лет все подчищали. И тут я обнаружила, что пишут, что в районе Белем строится Еврейский музей Хатиква, открытие ориентировочно в 2025 году. Интересно будет посетить... Евреев почти нет, а музеев все больше и больше.
И главное, что же говорят те, кто строят этот музей:
Эстер Мучник, председателем Ассоциации Хагада, ответственной за Еврейский музей Хатиква в Лиссабоне: "Вопреки стереотипу, что евреи - это отдельный народ, в каком-то смысле чужой, наша цель - продемонстрировать, что именно португальцы еврейской веры вносят свой вклад в нацию, к которой принадлежат". (Отсюда ). Прям как немецкие евреи перед Второй мировой... "Немцы Моисеева исповедания"... И что это им помогло?
Донна Грация, которая на себе прочувствовала все аспекты антисемитизма, так точно не думала... Интересно, чтобы она сказала об этом?
2000 лет галута всем ясно продемонстрировали, что как не пытайся вписаться, ничего тебе не поможет. В конце-концов, будь самим собой. Но есть "профессиональные галутные евреи", которые этого до сих пор не поняли.



Монастырь иеронимитов в Лиссабоне, Жеронимуш (порт. Mosteiro dos Jerónimos), находится тоже в районе Белем. Он строился с 1502 по 1601.

Вместе со своей младшей сестрой Рейной (Малкой), которую окрестили Бриандой де Луна, Беатрис участвовала в странной и опасной двойной жизни семей конверсо, вынужденных вести себя как набожные христиане, но тайно придерживающихся веры и обычаев своих предков.
После смерти брата в 1525 году Грация взяла на себя заботу о двух своих молодых племянниках, один из которых Иосиф Наси, в будущем станет ее главным помощником.

В восемнадцать лет Грация вышла замуж за Франсиско Мендеса, самого известного торговца Лиссабона и тайного раввина общины конверсо. Он был на несколько лет старше ее, из знатной семьи Бенвениста из Испании.
Церемония христианского бракосочетания была пышной, на ней присутствовали священники и достойные церковные люди. Весь город был одет празднично, громко звонили церковные колокола и гуляния длились много дней. Публичной церемонии предшествовала тайная церемония в подвале дома в присутствии небольшой группы конверсо, и раввин напомнил им о Боге их предков и благословил их семью.


Куклы, изображающие тайную хупу донны Грации. Отель-музей "Дом Донны Грации" в Тверии. Автор Гили Яфман.

Франсиско и его брата Диогу Мендесов привезли в Португалию маленькими детьми и насильно крестили. Они выросли, унаследовав огромное семейное состояние и видное положение в сообществе конверсо.
Братья Мендес постепенно утвердились в высокодоходной торговле пряностями и занимались импортом драгоценных камней и других ценных товаров из Индии и Дальнего Востока. Их коммерческие предприятия вскоре распространились на Англию и Нидерланды, и в 1512 году Диого Мендес был отправлен в Антверпен для управления новым филиалом, открытым там.

Огромные прибыли, полученные Домом Мендесов в Антверпене и его отношения со всеми крупнейшими банковскими домами Европы, позволили Диого создать обширную финансовую сеть, связывающую все основные коммерческие центры на торговых путях между Востоком и Западом. Они были хозяевами второго по величине банка в мире на тот момент. Однако эта банковская сеть служила более тайной цели. Оно обеспечивало пути бегства конверсо, которым угрожала жестокая рука инквизиции, а также давала возможность для перевода средств в страну назначения.
Братья Мендес (Бенванисти) торговали драгоценными камнями и обладали монополией на "новое золото" - черный перец, завоевавший Европу. Они были самыми богатыми в Португалии и контролировали банк "Мендес", который еще не был банком в его современной форме и занимался в основном выдачей ссуд королям для финансирования войн, которые они вели.

Франсиско Мендес все это время оставался в Лиссабоне, чтобы защитить там свои финансовые интересы и помочь своим собратьям-конверсо бежать из Португалии. В течение нескольких лет угроза введения инквизиции маячила над их головами. В 1536 году ворота Португалии начали закрываться. Прежде чем он успел завершить свои дела и покинуть Лиссабон, Франсиско Мендес заболел и умер, оставив свою молодую жену и дочь наедине с опасной ситуацией.
Согласно завещанию, управление крупным имуществом было разделено между вдовой Грацией (Ханной) и братом и партнером Доном Диого, который, как уже упоминалось, управлял филиалом в Антверпене.
Разработанный ими метод перевода денег получил название Lettre De Change. Переводной вексель, согласно которому еврей, положивший свои деньги в Банк Мендес или продавший им свое имущество в Португалии и бежавший в свободные зоны по всей Османской империи, мог снять свои деньги в любом из отделений Банка Мендес за пределами Португалии. Так что спасая свое состояние Грация спасала и деньги тех людей, которые доверили свои деньги банку Мендес.

Как выглядела Донна Грация?

Вопрос, конечно, интересный. Но ответ на него никто не знает...

Предположительно портрет Донны Грации. Автор Agnolo Bronzino, ориентировочно 1540г. Во многих местах картина называется "Молодая женщина и ее маленький мальчик". Почему-то в Википедии на разных языках фигурирует как Beatriz de Luna - Gracia Nasi.



By Bronzino - National Gallery of Art, Public Domain, Link

Долгое время считалось, что это самое достоверное изображение Беатрис де Луна, Донны Грации (Dona Gracia Mendes) Феррара, 1558 г.


Эта медаль является самым ранним известным образцом с еврейским сюжетом и надписью на иврите, а также выдающимся историческим документом одной из самых выдающихся еврейских семей шестнадцатого века.
Специалисты Музея еврейского искусства и истории в Париже, где я сфотографировала эту медаль, считают, что на ней изображена племянница Беатрис де Луны, тоже Грация Наси (первоначально Беатрис Мендес Беневисте [Грация], 1540-1596) жена Самуэля Наси, дочь ее младшей сестры Брианды и Диого Мендеса.
Эта медаль была создана Пасторино де Пасторини в 1557-1558 годах. Слева имя модели на иврите, а справа латинская надпись «A[nno] AE[tas] XVIII» (в год ее восемнадцатилетия). Если в честь восемнадцатилетия, то ясно что речь не идет о нашей героине, которой 18 лет было в 1528г. и жила она тогда в Лиссабоне.
В эпоху Возрождения медали стали важной формой искусства, поскольку мужчины и женщины стремились подражать римлянам древности. Подражая античным монетам с портретами римских императоров, правители эпохи Возрождения и церковные деятели, а также представители знати и буржуазии, заказывали идеализированные изображения, выражавшие их характер и прославлявшие их личности. Надпись вокруг идентифицирует модель и может дать дополнительную информацию, как в этом примере. Поскольку известно, что Грация Наси, младшая, родилась в 1540 году, надпись, указывающая ее восемнадцатилетний возраст, указывает на дату медали 1557-1558 годы.
Пасторино де'Пасторини был известным медалистом, создавшим несколько подобных портретных медалей. На многих из них изображена модель, и есть надпись, подобная той, что есть на медали Грации Наси, но ни на одной другой нет надписи на иврите. Поскольку Пасторино никогда не работал за пределами Италии, эта медаль, должно быть, была заказана до отъезда Грации Наси младшей в Константинополь в 1558 году.



Донна Грация и дон Иосиф Наси на гравюре Артура Шика . Отель-музей "Дом донны Грации" в Тверии.



Кукла, изображающая дону Грацию в отеле-музее "Дом донны Грации" в Тверии. Автор Гили Яфман.

Бегство в Англию

Грация Наси-Мендес, которой едва исполнилось двадцать шесть лет, была вынуждена похоронить своего мужа по-христиански и взять на себя ответственность за его дела. Перед его смертью она пообещала ему, что однажды перезахоронит его тело в Земле Израиля. Она покинула Лиссабон, взяв с собой шестилетнюю дочь, сестру Брианду и двух племянников. Грация тайно села на борт одного из торговых судов компании Мендес, направлявшихся в Англию. Она сумела вывезти все свое состояние.
Ее целью был Антверпен и зять Диого.

Антверпен.

Донна Грация приехала в Антверпен в 1537г. и привезла свою младшую сестру Брианду, на которой Диого женился. Приверженность Брианды еврейской религии была незначительной, она была легкомысленной и любила красивую жизнь. У пары родилась дочь, которую также звали Грация. Та самая, которая изображена на медали.



Куклы, изображающие прием в Антверпене. Отель-музей "Дом Донны Грации" в Тверии. Автор Гили Яфман.

Ситуация в Антверпене ухудшилась, и семья решила, что им следует организовать переезд в новое место. Их конечной целью было достичь территорий Османской империи, а пока они искали новое убежище, всё ещё в границах христианского мира, но в месте, где у инквизиции не было опоры. Пока они готовились к переезду в новый город, дон Диого умер в 1542 году. Он, как и его покойный брат, решил передать контроль над своей долей в банке Донне Грации, которую ценил и которой доверял. Он передал невестке контроль над семейными активами и финансовую опеку над имуществом своей единственной дочери Грации.
С этого момента Хана Грация Беатрис Наси Бенванисти Мендес стала одной из самых богатых женщин мира своего времени, а по некоторым оценкам, даже самой богатой. Ближайшим помощником Беатрис стал её племянник - Иосиф Наси, энергичный и предприимчивый молодой человек, получивший дворянский титул от будущего императора Максимилиана.

Но разразился скандал: Брианда оспорила завещание мужа, по которому наследницей стала Грация, а она, не его вдова. В арбитраже в соответствии с еврейским законодательством участвовал ряд раввинов, включая Джозефа Каро, автора Шулхан Арух. Меньшинство высказалось в пользу Брианды.

Возглавляемая Грацией компания "Наследники Франсиско и Диого Мендесов" продолжала свою деятельность, зарабатывая деньги, которые во многих случаях защищали Мендес от невзгод, но и порождали опасные ситуации. Франциск Арагонский, член королевского дома, захотел женится на дочери Грации, которой было 10 лет. Беатрис вместе с семьей решила уехать из Антверпена под предлогом отдыха сначала в фешенебельный курорт Аахен, известный своими минеральными источниками, затем в Лион и, наконец, в Венецию. Это был настоящий побег в сотрудничестве племянником Иосифом Наси.

В Антверпене евреи, изгнанные из Испании и Португалии, образовали большую общину, которая защищала своих единоверцев, оказавшихся неспособными покинуть эти страны, и помогала тем, кто намеревался добраться в Османскую империю через Италию.
Османский султан Баязид II публично высмеял решение Фердинанда и Изабеллы изгнать евреев. Он говорил своим придворным, что Фердинанд вовсе не был мудрым правителем, поскольку он обеднял свое королевство и обогащал Османскую империю, которая открыла свои границы для еврейских беженцев. Султан понимал, что личные богатства евреев не так важны, как сами люди, которые представляют собой огромную ценность. Евреи на протяжении всей истории галута всегда были очень активны в любой области, куда их пускали. Легко отобрать деньги, но если не уметь на этом зарабатывать, то они быстро кончаются. Не зря же Испания с Португалией до сих пор одни из самых бедных стран Западной Европы.

Венеция

Прибыв в Венецию в 1543 г. семья Мендес поселилась совсем не в еврейском гетто, а в элегантном квартале недалеко от монетного двора (Zecca di Venezia), который расположен через площадь от Дворца Дожей. По другим источникам они поселились на Гранд канале.



Вид на город с воды. Дворец Zecca di Venezia слева через площадь от Дворца Дожей. Более высокое здание с маленьким куполом торчащим из крыши. Большинство зданий в кадре существовало в 16 веке.



Гранд канал.

Семья Мендес, на момент проживания в Венеции, еще делала вид, что исповедует католицизм, именно поэтому они не поселились в еврейском гетто. Тем более, что в гетто было тесно и там семья, привыкшая к роскоши, не могла жить в соответствии со своими запросами.


Площадь в гетто.



Проход в гетто.



Канал в гетто.

Но близость гетто давала семье Мендес возможность лучше знакомиться с миром еврейской жизни и учится иудаизму.
Грация начала активно восстанавливать свои связи с еврейским миром. Она часто бывала в еврейском гетто и даже позволяла себе молиться в синагоге.

Уже существовала Левантийская синагога, основанная в 1541г.


Из The Wall Street Journal Europe, 1998г., сфотографировала в окне в гетто.

Многие раввины стали гостями ее дома, но до открытого возвращения в иудаизм было еще далеко. Все делалось очень тайно. Поддержание бизнеса, банка и обширная деятельность по выкупу пленников и помощи конверсо требовали от нее сохранения христианского внешнего вида.



Жить в маске в Венеции для кого-то метафора, а для кого-то реальность.

Мимо дам с колонны Дворца Дожей...


Или через этот пассаж...


...открыто и у всех на виду она шла в Собор Святого Марка.


Планы Донны Грации были грандиозны: она хотела приобрести часть архипелага, составляющего Венецианскую республику, надеясь, что евреи смогут поселиться там свободно и открыто исповедовать свою религию. Но как только экономика Венеции улучшилась, дожи стали менее склонны уступать. Кроме того, император Священной Римской империи Карл V, в то время также правитель Испании и источник антисемитской политики на всем континенте, яростно выступил против предложения Грации.

Сестра Брианда становилась все более недовольной тем, что ей было отказано в каком-либо финансовом контроле над ее дочерью и над унаследованным ею состоянием. Она была очарована веселой венецианской жизнью и роскошью и хотела продолжать так жить. Ее можно понять - Венеция может очаровать очень многих.



Куклы, изображающие сцену как сестры поссорились. Отель-музей "Дом Донны Грации" в Тверии. Автор Гили Яфман.

Грация, должно быть, хорошо знала о капризном характере своей сестры и считала ее неспособной взять на себя ответственность за будущее дочери, как впрочем и покойный Диого. Ссора сестер закончилась тем, что Брианда донесла властям, что Грация отступила от христианской веры, полагая, что это автоматически даст ей контроль над семейным состоянием.
Грация была немедленно арестована и заключена в тюрьму, а на ее имущество был наложен арест до суда. Брианда же не только не получила никакой выгоды от своего предательства, но и сама была обвинена в иудаизме.
Судебное разбирательство тянулось почти два года, пока не вмешался Османский султан. Воодушевленный возможностью перевода состояния семьи Мендес и банка в его страну, султан направил ультиматум венецианскому правительству с требованием освобождения благородной дамы и ее семьи, которых он уже считал османскими подданными.
Грация была наконец освобождена и ей дали месяц на то, чтобы покинуть город. Видимо она помирилась со своей сестрой.
Вскоре после этого инцидента вся община конверсо была изгнана из Венеции, чтобы избежать дальнейших осложнений с Османской империей.
Следующей ее остановкой была Феррара.

Честно говоря, на меня Венецианское гетто, даже как музей, произвело грустное впечатление. Из 5 синагог существующих на карте музейного сайта, открыты для публики только 2. Еврейский музей не работает уже долгие годы...

Часть 2

Италия, Португалия, Венеция, синагога, люди, еврейское

Previous post Next post
Up