Новый год уже у дверей.

Sep 07, 2023 12:24



Традиция посылать поздравительные открытки "Шана Това" (שנה טובה)- "Хорошего года" на праздник Рош Ашана далеко не самая древняя еврейская традиция.
Но сколько всего сейчас можно узнать из этих, казалось бы простых бумажных поздравлений... Их тематика была разнообразна - и традиция и актуалия и даже собственное творчество архитектора и художника Меира бен Ури.
За что люблю эти открытки - они создают разнообразную и неповторимую картину еврейской жизни тех времен, когда их создавали.



Бумажные открытки "Шана това" активно выпускались и посылались с начала 20 века. Я не видела более старых. Они исчезли практически полностью с исчезновением личной бумажной переписки. Их заменили изображения, которые рассылаются через разные аппликации и социальные сети. То есть люди еще друг друга поздравляют, но уже даже не по электронной почте.

Все бумажные открытки объединяет надпись "Шана това" (Хорошего года), независимо от изображения. Изображения, сразу говорю, очень разнообразные. Часто актуальные для данного момента времени, что делает их историческими свидетельствами. Некоторые очень далеки от наших сегодняшних представлений о поздравительных открытках.

Еврейская традиция - одна из часто повторяющихся тем открыток.

Начнем с классики, Эфраим Мозес Лилиен (Ephraim Moses Lilien), школа Бецалель, конец 19-нач.20в. Встретила в Википедии, не смогла не показать.
Изображено благословение коэнов. Текст: Хорошего года, изобилия и сытости.
Сомневаюсь, что кто-то из нас пожелал бы кому-то сытости, когда все борются с излишним весом. Как времена-то меняются...


By Ephraim Moses Lilien - Ebay, Public Domain, Link

А это просто цветочки, видимо в стиле места, где была выпущена. А может взяли готовую открытку и добавили текст на иврите. Дешево и без усилий.


1900-1901гг., Музей Израиля
Явно выпущена в стране, где говорили по-немецки. Жаль, что Музей Израиля ничего не подписал.

Как обычно, мы можем многое узнать о еврейских обычаях и происходящем в Эрец-Исраэль из поздравительных открыток к Рош-Ашана (Новому году).
Эта открытка к Рош Ашана изображает Лаг Баомер (!).


"Стрельба из лука в Лаг Баомер в колонии Петах-Тиква", поздравительная открытка к Рош Ашана, 1910г. Открытка на идише, с изображением детей. Играть в лук со стрелами принято в память воинов Бар Кохбы.
Выставка "Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм", Музей Эрец-Исраэль.

Еврейская традиция говорит о том, что Рош Ашана это совсем НЕ веселый праздник, а полностью наоборот. В первый день месяца тишрей Бог судит весь мир. В эти дни, учит еврейская традиция, на небесах выносится решение: кому - жить, а кому - умереть. В эти дни верующий отдаёт самому себе и Создателю духовный отчёт за все свои поступки, слова и мысли за ушедший год. Он принимает решения, как исправить недостатки и проступки, как вернуться к Богу. Именно поэтому часто на открытках к пожеланию хорошего года добавляют пожелание хорошей записи в Книгу судеб...

Еврейский Новый год совсем не аналог радостных праздников смены времён года у других народов. В соответствии с этим было множество поздравительных открыток на тему еврейской традиции. В качестве поздравления "Шана това" можно было получить любую сцену из Танаха...



"Давид и Голиаф" в качестве поздравления с Рош Ашана. Музей венгерского еврейства, Цфат.
Начало 20в.
Желают не только хорошего года и записи, но взять меч Давида.



"...и поглотил посох Аарона..."
Фрагмент из:
И они бросили каждый свой посох, и стали (посохи) змеями, и поглотил посох Аарона их посохи. Шмот 7:12
История исхода, использованная для поздравления с Рош Ашана.
Музей венгерского еврейства, Цфат.
Самое начало 20в.

***

Открытки часть отражали происходящее... У многих евреев жизнь была невеселой в начале 20 века..


"Сцены в галуте", текст я бы перевела как "Глубоко в галуте".
До 1920, идиш. Музей Израиля.
Жаль, что Музей Израиля ничего не атрибуцировал.

А вот варианты ответа на тяжелую жизнь.



Музей Израиля, ориентировочно 1917г., но может быть и раньше, 1909-1910 (ה'תר"ע 5670). Пусть вас не смущает флаг с маген-давидом, этот корабль плывет в США.
На идише жирным шрифтом в верхней части этой ориентированной на иммиграцию поздравительной открытки на Рош Ашана написано: "Новогодняя корабельная [пассажирская] открытка". Ниже, мелким шрифтом, на идише написано: "Действительно в течение 120 лет путешествий туда и обратно по потоку жизни".
С двух сторон корабля части дорожной молитвы. Текст из маяка "Вот Я направляю посланца пред тобою, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя на место, которое Я уготовил." Книга Шмот (23:20).
Название корабля с идиш наверно можно перевести как "Корабль спасения".
Эта открытка как бы часть другой открытки большего формата, где изображена Статуя свободы. Можно посмотреть тут

Много эльзасских евреев в конце 19-нач.20в. уезжают в США. Об этом свидетельствует традиционная поздравительная открытка.


Иудейско-эльзасский музей в Буксвилле (Musée judéo-alsacien, Bouxwiller)

Тема репатриации в Эрец-Исраэль - одна из важных аспектов еврейской жизни Варшавы до Второй мировой войны.


Поздравление Шана Това репатрианту, плывущему на корабле в Эрец-Исраэль, Варшава 1925г. Корабль называется "Корабль искупления".
Выставка "Еврейская Варшава - история о человеческом духе" в Музее лохамей агетаот.



Поздравительная открытка Шана Това, Варшава 1930г.
Изображены репатрианты по дороге в Эрец-Исраэль. Пусть и постановочно, но очень в характере. Обратите внимание, какие характерные персонажи.
Выставка "Еврейская Варшава - история о человеческом духе" в Музее лохамей агетаот.

***

Далеко не все открытки несли в себе идеологическую направленность. В одни и те же годы и в одних и тех же странах тематика может быть совершенно разной.



Музей Израиля, нач.20в.
"С цветами и флагами и благословением дому. Мы сердечно поздравляем всю семью, братьев, сестер, маму и папу. Счастливого нового года всем вместе".

Рош Ашана не главный еврейский семейный праздник. Седер Песах - день сбора всей семьи у евреев.



Благословение раввина в праздник или в субботу.
Музей венгерского еврейства, Цфат.
Самое начало 20в.

***

Трехмерные, складные открытки из коллекции Музея Израиля, можно сказать "поп-ап", полиграфическое чудо своего времени. Их можно было поставить на полку, тумбочку или комод, чтобы похвастаться и чтобы все входящие в дом их видели. Явно были весьма дорогие. Особенно были популярны во втором десятилетии 20 века. Их гламурности хватило бы и для современных открыток, которые еще иногда можно встретить в магазинах.
Выпускались они также, в основном, в Германии для евреев США. Первым импортером была нью-йоркская "Хибру паблишер компани".
Основными элементами оформления были цветочные букеты, цветочные элементы и орнаменты, фрагменты синагог, много золота. Темы их еврейские обычаи, сцены в синагоге, еврейские праздники. Они без традиционного текста.









***

А вот открытка с текстом, и не просто, а четко ориентированная, кому послать.


1930г., очевидно, выпущена в Европе.
Письмо от него к ней, пожелание с любовными словами: "С Новым годом, тебе - моей возлюбленной!"
Музей Израиля

А это уже совсем другая мода на открытки в Эрец-Исраэль с портретами отправителей, как бы два в одном, и портрет и поздравление... Эта мода существовала здесь в 20е - 40е годы прошлого века. Мы видим фото ребенка, чтобы продемонстрировать родственникам или друзьям.
Часто на фото были виды мест проживания. Тут сверху написано Тель-Авив, и может быть верхняя часть открытки его изображает... А вот снизу изображены сельскохозяйственные работы. Это совсем не значит, что отправитель был крестьянином или жил в кибуце. Было принято активно поддерживать еврейское сельское хозяйство в Эрец-Исраэль.


1934-1935, 5695 еврейский год (שנת תרצ''ה)
Музей Израиля

***

Историческая открытка, просто нарисованная от руки. Актуальнее некуда.


Поздравительная открытка Аврааму Яиру Штерну из тюрьмы Акко, видимо 1938-1939гг.
Музей Лехи, Тель-Авив.
В 1938г. были посажены в тюрьму Акко 38 членов Эцеля (Лехи), арестованные во время тренировок.

***



Поздравления с 1939\1940, 5700 еврейским годом (''שנת תש), явно выпущено в Эрец-Исраэль.
Музей Израиля. Те евреи, которые добрались в Эрец-Исраэль, активно занимаются сельским хозяйством.



30е годы прошлого века, Музей Израиля

***

Еще одно свидетельство истории - открытка от участников Алии бет из Италии. Участники этой алии - люди, которым повезло выжить в Катастрофе и которые хотели добраться до Эрец-Исраэль на кораблях, плывших из Италии. Посмотрите внимательно - на фоне карты Израиля фото памятники, которые находятся в Риме: Арка Тита и знаменитый барельеф, изображающий триумф Тита после разгрома Иудеи, и Моше с рогами работы Микеланджело... Если не знаете, рога у Моше появились благодаря неправильному переводу с иврита слова קרניים, которое означает и лучи и рога...


Поздравительная открытка "Шана Това" послана жителями лагеря для перемещенных лиц Grottaferrata (Италия) родственникам в Эрец-Исраэль.
1948-1949, 5709 еврейский год (ה'תש"ט)

***

Открытки из лагерей для перемещенных лиц на Кипре.
Это страница еврейской истории, о которой говорят крайне мало. А уж нам, выходцам из пост-советского пространства она почти незнакома. И если о Катастрофе принято много говорить хотя бы в дни памяти, то о лагерях для перемещенных лиц, куда англичане отправили уже после (!) Катастрофы более 50.000 евреев, говорят совсем немного. Это были евреи, часть из которых чудом выжила в Катастрофе, они стремились перебраться в Эрец-Исраэль, больше не хотели жить в Европе... И тут оказалось, что выжить - это только пол дела. А что делать, если живому негде жить? Часть вернувшихся после войны в родные места пережили погромы, часть даже и не пыталась вернуться туда, откуда они были вынуждены бежать или их увезли в товарных вагонах в концлагеря. Эрец-Исраэль, о которой мечтали поколения евреев, должна была стать для них желанным домом.
В 1944г. Еврейская бригада, которая воевала в составе Британской армии, вместе с местными партизанами в разных местах Европы помогала еврейским беженцам перебираться в Палестину, которой правил тогда Британский мандат, проще говоря - это была Британская колония. Британцы решали сколько евреев они могут впустить, а сколько нет. Фактически они поощряли приезд в Палестину арабов из соседних стран.
Еврейские военные организации, уже существовавшие в Палестине, организовали нелегальную иммиграцию по морю (получившую название "Алия Бет"). Британцы боролись с этим, перехватывали и возвращали большинство судов. Как правило, британские власти отправляли беженцев, которым было отказано во въезде в Палестину, в лагеря для интернированных на Кипр. Кипр в те времена также был Британской колонией. Лагеря были специально построены британцами для приема нелегальных эмигрантов-евреев.



1947-1948



1947-1948



1948-1949



1948-1949, На фотографии вид лагеря.

***

Открытки, выпущенные после основания государства Израиль.



1949-1950 5710 еврейский год (שנת תש''י). Открытки "Шана това" (хорошего года), посвященные безопасности страны.
Музей искусства и иудаики им. М.Бар-Давида в кибуце Барам.



Открытки "Шана това" (хорошего года), посвященные безопасности страны.
Музей искусства и иудаики им. М.Бар-Давида в кибуце Барам.

***

Плакат Отто Валиша с изображением поздравительной открытки.


"К праздникам, израильская почта, филателистическая служба",
1949-1950 5710 еврейский год (שנת תש''י).
Поздравительная открытка "Шана това" с марками, на которых изображены символы Израильской армии, флота и полиции.

***

Открытки Еврейского национального фонда - основной девиз - скромность и без излишеств, но патриотичненько...



Еврейский национальный фонд, 1954-1955



Еврейский национальный фонд, 1954-1955



Еврейский национальный фонд, 1954-1955

***

Открытки, я бы сказала, в "международном стиле". Прям скажем, ни к чему не обязывающие. Типа, евреи, будьте как все. На такой открытке можно написать что угодно на любом языке мира.



60е годы прошлого века, Музей Израиля



60-70е годы прошлого века, Музей Израиля



70е годы прошлого века, Музей Израиля

***

Открытки архитектора, художника, иллюстратора и композитора Меира бен Ури (1908-1983). Он родился в Риге, учился в Германии, в 1934 году совершил алию в Эрец-Исраэль. Начинал свою профессиональную деятельность учеником и помощником Германа Штрука.
Все его открытки созданы руками, нет ничего напечатанного. Все он сам придумал, нарисовал и написал. То, что называется авторские открытки ручной работы.
В Кирьят-Шмуэле находится Дом-музей Меира бен Ури, куда я попала с экскурсоводом Инной Чернявской, там и сфотографировала эти открытки.



1939-1940, 5700 еврейский год (ה'ת"ש)



1940-1941, 5701 еврейский год (ה'תש"א).
Благословения, которые читаются к празднику Рош Ашана. Они с нотами, то есть их можно петь.
-Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!
-Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, Который избрал нас из среды народов ...
-Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, за то, что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!



Я так понимаю, что это 1941-1942, 5702 еврейский год (ה'תש"ב).
И похоже, что автор изобразил сам себя во время работы.



1954-1955, 5715 еврейский год (ה'תשט"ו)
На открытке много раз написано "Институт религиозного искусства". На втором этаже своего дома в Кирьят-Шмуэле Меира бен Ури открыл "Институт религиозного искусства", где проводил соответствующие занятия. Сегодня там музей, посвященный его творчеству.



Без года.



Без года.
"Голосом труб и шофара вострубите пред Царем Г-сподом."
98 псалом (6).

А вот та же самая открытка в цвете. Художник может попробовать разные варианты.




Без года.
Справа фрагмент ЗМИРО́Т (זְמִירוֹת, песнопения) из ויאתיו\ויתנו לך כתר מלוכה. Не нашла перевод, а сама не берусь переводить такой текст.



Без года. Мне очень нравится трогательное изображение отцветающего панкрация морского.



1963-1964, 5724 еврейский год (ה'תשכ"ד)
Эта открытка посвящена 10-летию "Института религиозного искусства", слева изображен дом Меира бен Ури в Кирьят-Шмуэле.



1964-1965, 5725 еврейский год (ה'תשכ"ה).
Слева сверху изображение Рош-Пины, а нижнее - дом Меира бен Ури в Кирьят-Шмуэле (Хайфа).



1966-1967, 5727 еврейский год (תשכ"ז)



1967-1968, 5728 еврейский год (ה'תשכ"ח)
Текст "Обрати нас, Г-споди, к Тебе, и мы обратимся, обнови дни наши как древле."
Свиток Эйха (5:21).



1968-1969, 5729 еврейский год (ה'תשכ"ט)

Мои старые коллекции открыток:

Новый год настает...

Шана Това, для тех кто празднует.

art, еврейское

Previous post Next post
Up