Музей еврейского искусства и истории, Париж. (часть 2)

Sep 03, 2023 12:07



В Музее еврейского искусства и истории (Musée d'Art et d'Histoire du Judaïsme или mahJ) значительную часть коллекции составляют произведения искусства от Средневековья до начала 20 века.
И как обычно, встает вопрос: что такое еврейское искусство? Это религиозное искусство; искусство, изображающее еврейские темы и образ жизни; или достаточно того, что художник еврей?
Или же все это вместе, и тогда рождается большой и интересный еврейский музей.
Этот музей отличается от большинства еврейских музеев тем, что имеет большую художественную коллекцию. Иудаизм, как известно, к изображениям относится плохо и поэтому в еврейских музеях представлены, в основном, ритуальные предметы или предметы быта.



Часть 1

Я смогла сфотографировать только часть большой художественной коллекции музея.

Многие из художников, в частности те, кто жил и работал до середины 19в. не были евреями. Они создавали работы на еврейские темы по разным причинам. Часть просто интересовались жизнью соседних народов.



"Арка Тита" Полидоро да Караваджо (ок. 1499-1543)

На картине Alessandro Magnasco, датированной 1720 годом, изображены еврейские похороны в мрачном стиле рококо.


"Еврейские похороны" 1720 год Alessandro Magnasco.



"Интерьер синагоги". Неизвестный итальянский художник, 18в.

Marco Marcola не был евреем, но создал полотна, которые описывают жизнь венецианских евреев в восемнадцатом веке в Венеции.


"Еврейская свадьба". Марко Маркуола, Венеция, около 1780 г.



"Обрезание". Марко Маркуола, Венеция, около 1780 г.



"Еврейское похоронное шествие". Марко Маркуола, Венеция, около 1780 г.



"Еврейские похороны". Марко Маркуола, Венеция, около 1780 г.

***



"Интерьер синагоги Бордо с сыном архитектора А. Корселя" 1812г. Жан Любен Возель (1776-1837).
Эмансипация и централизация, установленные наполеоновским правлением, радикально повлияли на интеграцию евреев во французское общество. Наиболее заметным аспектом этого процесса были монументальные синагоги, построенные в 19 веке.
Первая синагога этой эпохи была построена в Бордо в 1812 году. Она была относительно скромной и во многом опиралась на античные мотивы.



"Пожар в еврейском квартале" 1848-1850, художник Robert Fleury (1797-1890), литограф Adolphe Mouilleron.
Сцена ночного пожара в средневековом городе, как это себе представлял художник. На мой взгляд, это скорее погром с пожаром, а не просто случайный пожар. Обратите внимание на мужские фигуры по краям, одна с пращой и камнем, другая с горящим факелом.

В музее есть некоторое количество портретов раввинов.



"Портрет раввина". Неизвестный итальянский художник, 18в.



Иосиф Давид Зинцгейм (1745-1812). Неизвестный художник.
Первый главный страсбургский раввин; председатель собрания еврейских нотаблей, созванного Наполеоном I в 1806 году.
По роспуске собрания нотаблей и учреждении Великого Синедриона был назначен его председателем.



"Портрет раввина Й.А.Леммеля" (Амстердам) 1814г., Д.Абрахамс.



"Раввин Саул бен Арье Лейб Ролониус", Вена 19в.



"Раввин J.M. ben Saul Lotwenstamm" (Амстердам) 1815, неизвестный художник.



Главный раввин А. Вернер. Неизвестный художник. Лондон, между 1891 и 1901 годами.
Став раввином в 1859 г., А. Вернер исполнял обязанности в различных польских общинах, затем был назначен главным раввином Финляндии. Основал синагогу Махзике Хадат в Лондоне в 1891 г. В 1901 году он переехал в Эрец-Исраэль.



"Главный раввин Авраам Блох", 1933, скульптор Germaine Oury-Desruelles.
Главный раввин Алжира и главный раввин Лиона, Авраам Блох был военным капелланом 14-го армейского корпуса в начале Первой мировой войны. Был смертельно ранен 29 августа 1914 года при эвакуации раненых, когда вручал распятие раненому католику. Этот жест и эта смерть сделали его символом Священного Союза.
Была создана скульптура, которую город Лион хотел установить в 1936 году. Но она не была изготовлена, потому что ее установка в общественном месте была запрещена раввинами, выступавшими против скульптурного изображения, запрещенного в иудаизме. Его именем названа улица, ведущая к еврейскому кладбищу в Лионе.

***

К концу 16 века миграционный поток испанских и португальских евреев, до этого в основном вокруг Средиземноморья, сместился в сторону Западной и Северной Европы. В самые последние годы 16-го века группы португальских купцов обосновались в Гамбурге, Амстердаме и на юго-западе Франции. Создание этих сефардских общин ознаменовало начало возвращения евреев в Западную Европу после изгнания в позднем средневековье.
Благодаря своей религиозной, интеллектуальной и художественной жизнеспособности и экономическому процветанию португальская община в Амстердаме приобрела авторитет и престиж, признанный всем еврейским миром.



"Португальская синагога в Амстердаме" 1664, Jan Veenhuysen



"Вид на сефардскую и ашкеназскую синагоги в Амстердаме" Амстердам 1682, Геррит Беркхейде.



"Развод" Ян Лёйкен, Амстердам 1683



"Свадьба португальских евреев" Ян Лёйкен, Амстердам 1683



"Португальская синагога", Амстердам 1694 г.



"Голландская синагога" 18в. Matthijs Pool



"Португальская синагога в Амстердаме" 1897г. Jacob-Emile-Edouard Brandon

***

Портреты известных личностей.



"Шабтай Цви" Johannes Meysses 17в.
Шабтай Цви - один из самых известных еврейских лжемессий.



"Моисей Мендельсон (Moses Mendelssohn)", 1772, художник Anton Graff (1736-1813)
Моисей Мендельсон(1729-1786), немецкий еврейский философ, критик, переводчик и комментатор Танаха, внесший большой вклад в усилия евреев примкнуть к немецкой буржуазии.
На собственном примере Мендельсон показал, что можно сочетать иудаизм с рационализмом Просвещения. Соответственно, он был одним из инициаторов и главных голосов Хаскалы («Еврейское просвещение»), которые помогли ввести евреев в русло современной европейской культуры. Благодаря своей защите религиозной терпимости и престижу своих интеллектуальных достижений, Мендельсон много сделал для дальнейшего освобождения евреев от господствовавших в Германии социальных, культурных, политических и экономических ограничений. Композитор Феликс Мендельсон был его внуком.

***

Еврейские художники... как говорится, о времени и о себе.



"Свадьба" Мориц Даниэль Оппенгейм (Moritz Daniel Oppenheim) 1866г.
Поскольку количество браков, разрешенных евреям, было ограничено до 1848 года, это было важное событие.
Законодательство, принятое в 1726 году в Богемии и в 1727 году в Моравии и Силезии, ограничивало количество мужчин-евреев, которым разрешено жить и вступать в брак в этих юрисдикциях. Максимальное количество еврейских семей было установлено на уровне 8541 для Богемии, 5106 для Моравии и 119 для Силезии. Первоначально задуманные как временная мера, Законы о семьях оставались в силе до 1848 года.
Оппенгейм показывает свадьбу во дворе старой синагоги Франкфуртского гетто. По немецко-еврейскому обычаю жених и невеста стоят, покрыв головы талитом под свадебным балдахином (хупа). Они носят традиционные свадебные пояса, украшенные золотом, которыми они ранее обменялись. Невеста протягивает указательный палец правой руки, чтобы получить обручальное кольцо. После этого, вместо того, чтобы раздавить бокал ногой, жених бросает бокал в табличку, украшенную звездой Давида укрепленную на лестнице. Эту табличку\камень можно посмотреть тут.

Знаменитая картина Самуэля Хиршенберга под названием "Еврейское кладбище" (1892) изображает суровые условия жизни еврейских общин в Польше и России из-за погромов конца 19 века.


"Еврейское кладбище" Самуэль Гиршенберг (Samuel Hirszenberg), Лодзь, 1892
Самуэль Гиршенберг (1865-1908), родился в Лодзи, учился в Германии и умер в Иерусалиме. По приглашению Б.Шаца успел меньше года поработать в Школе Бецалель. Много создал произведений на еврейскую тему.



"Польские евреи отмечают Йом Кипур" M.Stryowski

***

Эльзасские евреи.



"Чтение лондонских новостей" Альфонс Леви (1843-1918).

Несмотря на дискриминацию, еврейское присутствие в Эльзасе постоянное, начиная с 12 века. Ашкеназийские общины развивались в сельской местности, и евреи стали неотъемлемой частью социального ландшафта Эльзаса. Но до начала 19 века им запрещалось жить в городах и владеть собственностью. Они могли иметь только презираемые профессии: разносчики, ростовщики и торговцы.
Еврейские общины в Эльзасе были характерно сплоченными, набожными и имели свой собственный язык, иудео-эльзасский.
Укорененная в сельской жизни и ее традициях, часть еврейского населения Эльзаса оставалась разбросанной по множеству деревень до Второй мировой войны. Ведущие деятели и раввины эльзасского иудаизма навсегда оставили след в современной истории еврейской общины во Франции.
Изображения эльзасских сельских евреев создал художник и иллюстратор Альфонс Леви.



Табличка Мизрах с изображением молящегося. 1897, Альфонс Леви
Это, наверное, самая знаменитая табличка Мизрах из существующих.

***

Печатная продукция.



Предвыборный плакат 1889.
Париж, Франция, предвыборный плакат кандидата-антисемита Адольфа Виллетта: "Евреи - другая раса, враждебная нашей собственной ... Иудаизм, вот враг!"
Виллетт баллотировался в 9-м округе Парижа на выборах 1889 года.



Обложка журнала L'Assiette au Beurre "Преступления царизма и резня в Кишиневе (апрель 1903). Иллюстрация В. Градецкого.



Журнал L'Assiette au Beurre, 6 июня 1903г.

***

"Парижская школа".

Строго говоря, термин "Парижская школа" обозначает не художественное движение, а историческое движение, которое на рубеже 19 века привело в Париж художников разных национальностей, большинство из которых были евреями. Не имея возможности свободно практиковать свои художественные дисциплины у себя на родине, они разделяли одну и ту же мечту: наконец-то принять современность и стать свободными, полноценными художниками.
В разнообразии своего творчества эти художники знаменуют переход к поиску новой еврейской идентичности, которая больше не является исключительно религиозной.
Вопреки распространенному мнению, что все они были выходцами не из убогих еврейских местечек Центральной и Восточной Европы, по большей части они были выходцами из городов. Большинство из них жило на Монпарнасе, присоединившись к космополитической богемной арт-среде в период расцвета этого района.

М.Шагал занимал особое место, создав свою собственную живописную вселенную.



"Врата кладбища" 1917г. Марк Шагал.
Сверху на воротах цитата из пророка Йехезкеля: (12) Посему пророчествуй и скажешь им: так сказал Г-сподь Б-г: вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из попогребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Йисраэйля. (Йехезкель, 37:12)



"Смерть" 1908 Марк Шагал



"Честь имею!", Марк Шагал, Витебск 1914г.



"Влюбленные в сером" Марк Шагал, 1916-1917



"Субботняя еда" 1928 Абрам Минчин.

Они хотели освободиться от рамок традиционной еврейской жизни, творчески развиваться и сделать себе имя в Париже. В дальнейшем они искали свои уникальные пути, которые могли дать им статус независимых творцов.



"Еврейский художник", Хана Орлофф (1888-1968)

Хана Орлофф была выдающимся скульптором двадцатого века.
Она вышла замуж за поэта из Варшавы Ари Юстмана в 1916 году.
Юстман заразился испанским гриппом после перемирия, как и его друг Гийом Аполлинер, когда работал в Красном Кресте. Он умер всего через восемь дней после первого дня рождения сына. После трагедии со смертью мужа на помощь Хане пришли многочисленные близкие друзья. Она издала книгу гравюр на дереве с одиннадцатью портретами, посвященную друзьям, которые помогли ей пережить этот трудный период. На десяти из этих гравюр были женщины, а на одной - ее сын.
3 гравюры из книги.



"Портрет горничной" 1919г. Хана Орлофф



"Портрет мадемуазель Уоттс" 1919г. Хана Орлофф



"Портрет де Луизы Марион" 1919г. Хана Орлофф

***
В музее есть картины на традиционные еврейские темы и второй половины 20 века.



"Молодая женщина зажигает субботние свечи" 1959, Макс Бэнд

***

Невозможно говорить о евреях Франции и не сказать о Деле Дрейфуса.

В музее хранится 2700 документов по делу Дрейфуса, подаренных семьей последнего.
Внуки А. Дрейфуса подарили музею большой архив. Его составляют более трех тысяч документов: рукописи, письма, фотографии, семейные воспоминания, официальные документы, книги, открытки, плакаты и т. д.
Альфред Дрейфус, чье имя и слава теперь являются синонимом французского антисемитизма конца 19 века, считал себя полностью французом. Тем не менее, его ложно обвинили и осудили за шпионаж, потому что его враги видели в нем только еврея.


Альфред Дрейфус, молодой офицер. Париж, 1890г.

Скандал начался в декабре 1894 года с осуждения за измену капитана Альфреда Дрейфуса, молодого французского артиллерийского офицера-еврея, выходца из Эльзаса.



Капитан Дрейфус перед военным советом.
Приж, Le Petit Journal, 23 декабря 1894г.

Приговоренный к пожизненному заключению за якобы передачу французских военных секретов посольству Германии в Париже, Дрейфус был заключен в тюрьму на Острове Дьявола во Французской Гвиане, где он провел почти пять лет.
Доказательства были обнаружены в 1896 году - в первую очередь благодаря расследованию, инициированному Жоржем Пикаром, главой контрразведки, - в котором настоящим виновником был идентифицирован майор французской армии по имени Фердинанд Вальсен Эстергази. После того, как высокопоставленные военные чиновники скрыли новые доказательства, военный суд единогласно оправдал Эстергази после судебного разбирательства, длившегося всего два дня. Затем армия обвинила Дрейфуса в дополнительно на основании фальсифицированных документов. Слухи о том, что военный трибунал подставил Дрейфуса, и о попытке его сокрытия начали распространяться, в основном благодаря яростному открытому письму "Я обвиня́ю" (фр. «J’Accuse…!»), опубликованному в парижской газете в январе 1898 года знаменитым писателем Эмилем Золя. Оно положило начало движению, которое глубоко разделило французскую нацию, расколовшуюся между двумя противоположными и непримиримыми концепциями Франции.
Только в июле 1906 года Верховный суд провозгласил абсолютную невиновность А.Дрейфуса, и он был восстановлен в армии в звании майора. Ему также было присвоено звание кавалера Почётного легиона.

Это дело, глубоко расколовшее французов, воспламенившее прессу, вывело толпы на улицы и мобилизовало все политические фракции, от роялистов до анархистов, было воспринято французскими евреями по-разному.
Для огромного большинства французских евреев это была возможность утвердить свой правовой статус и стремление к культурной и политической интеграции во Франции.

Оно также побудило группу людей во главе с Теодором Герцлем основать сионистское движение, которое привело к созданию государства Израиль.

Дело Дрейфуса было политическим скандалом, который разделил Францию ​​​​с самого начала в 1894 году до окончательного разрешения в 1906 году. Дело часто рассматривается как современный и универсальный символ несправедливости, и остается одним из самых ярких примеров сложной судебной ошибки, где главную роль сыграли пресса и общественное мнение.

Во дворе музея стоит копия скандально известной скульптуры, изображающей А.Дрейфуса (Hommage au Capitaine Dreyfus). Автор художник Louis "TIM" Mitelberg


Удивительно, но не только сам А.Дрейфус, но и скульптура, его изображающая, стали предметом серьезного скандала через 100 лет после Дела Дрейфуса. И это, наверно, не случайно.
В 1985 году министр культуры Франции Джек Ланг (отец которого был евреем) поручил рожденному в Польше еврейско-французскому политическому карикатуристу и художнику Louis "TIM" Mitelberg создать статую Дрейфуса (Hommage au Capitaine Dreyfus) для установки во дворе Военной школы (École Militaire), где Дрейфус был разжалован.

По крайней мере, будучи в два раза выше самого Дрейфуса, огромная статуя одновременно карикатурна и монументальна. Она производит очень сильное впечатление. Здесь Дрейфус показан величественным, символ больше, чем человек. Он в военной форме, стоит по стойке смирно, с поднятой, но сломанной шпагой. Фигура не точна, голова слишком маленькая, а ноги слишком большие. Дрейфус не был великим человеком - по крайней мере, изначально. Это испытание сделало его великим и превратило его имя в символ. Статуя намекает на это. Униформа больше, чем человек внутри. Именно мундир придает мужчине его осанку, его гордость, его патриотизм и героизм.
Статуя была плохо встречена критиками. Автора упрекали и за мотив сломанной сабли, изображавший Дрейфуса в его позоре, а не в борьбе за справедливость

Сначала автор предложил установить статую во дворе Военной школы, на месте, где в 1895 году был разжалован Дрейфус. Министр культуры того времени Джек Лэнг согласился, но министр обороны Шарль Эрну был против, утверждая, что это место не доступно для публики. Вместо этого он предлагал сады Сент-Женевьев, в которых расположена Политехническая школа, где Дрейфус учился. Президент Миттеран враждебно отнесся к идее установки статуи в Военной школе, считая, что "военным надо подавать пример, а не требовать от них раскаяние".
Другое место было предложено на площади Дофин, напротив здания суда, где заседал Кассационный суд, реабилитировавший Дрейфуса в 1906 году, но это предложение также было отклонено.
Эти споры привели к тому что газета L'Express написала о том, что может стоит задуматься о "новом деле Дрейфуса?"
Эти проблемы статуи побудили Нормана Клеблата в 1987 году сравнить статую А.Дрейфуса с картиной Самуэля Хирзенберга "Бродячий еврей", которую постигла та же участь на Всемирной выставке 1900 года.
9 июня 1988 г.была инаугурация статуи в саду Тюильри. Но это не стало ее постоянным местом.
16 октября 1994 г. статуя была установлена на площади Пьер-Лафю (place Pierre-Lafue), на углу улицы Нотр-Дам-де-Шан и бульвара Распай, по инициативе Жака Ширака, в то время мэра Парижа.
Там сейчас статуя (Hommage au capitaine Dreyfus) и находится.
place Pierre-Lafue, 75006 Paris, France
Статуя на карте Парижа.

В феврале 2002 г., статуя стала объектом антисемитского вандализма. Она была вымазана желтой краской с оскорбительной надписью "грязный предатель", а на постаменте была нарисована звезда Давида. Тогдашний мэр Парижа Бертран Делано возложил венок к памятнику.
В 2006 году, по случаю столетия реабилитации Дрейфуса, Джек Ланг и Бертран Делано выразили желание, чтобы статуя была перенесена во двор Военного училища, но военные, в частности тогдашний начальник Генштаб армии были против.

Museum of the Art and History of Judaism
Hôtel de Saint-Aignan, 71 Rue du Temple, 75003 Paris, France

Музей на карте https://goo.gl/maps/pVCYQBYhhVttmQjg7

Инфа:
https://www.mahj.org/en/permanent-collection/10-emancipation-french-model
https://yivoencyclopedia.org/article.aspx/Familiants_Laws
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D1%80%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3,_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%B8%D0%BB
https://www.jpost.com/jerusalem-report/article-731059
https://www.britannica.com/biography/Moses-Mendelssohn
https://fr.wikipedia.org/wiki/Abraham_Bloch
https://www.mahj.org/fr/decouvrir-collections-betsalel/le-grand-rabbin-abraham-bloch-17578
https://www.mahj.org/fr/decouvrir-collections-betsalel/incendie-dun-quartier-juif-19156
https://fr.wikipedia.org/wiki/L%27Assiette_au_beurre
https://en.wikipedia.org/wiki/Joseph_David_Sinzheim
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:1889_French_election_poster_for_antisemitic_candidate_Adolphe_Willette.jpg
https://www.mahj.org/en/decouvrir-collections-betsalel/le-grand-rabbin-verner-22935
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%BD_(%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F)
https://www.mahj.org/en/permanent-collection/5-amsterdam-meeting-two-diasporas
https://www.mahj.org/en/permanent-collection/10-emancipation-french-model
https://www.mahj.org/en/permanent-collection/11-dreyfus-affair-first-world-war

Париж, музей, еврейское, Франция

Previous post Next post
Up