Тот самый Каплан...

Jul 10, 2023 08:09



Я долго собиралась на выставку А.Каплана в Бейт Ави Хай в Иерусалиме, но как оказалось, не была готова к увиденному. Первое, что я сказала, войдя в первый зал выставки: "Это же тот самый Каплан, который висит у меня на стене в спальне!" И тут наконец, как говорится, "упал асимон". Тот самый Каплан, которого я получила в подарок от давно потерянного друга, тот самый Каплан, которого я с трудом вывозила из Питера и сзади есть печать "Художественной ценности не представляет", тот самый Каплан, с творчеством которого я не была знакома в первую половину своей жизни.





Давно я не была на выставке, которая бы вызвала у меня столько сильных личных эмоций и переживаний. Полное ощущение, что я просто тону в воспоминаниях и мыслях, глядя на работы А.Каплана. Это воспоминания о том, от кого я получила подарок, и сожаления, что я не знала этого художника тогда и о том, что и тогда он так много рассказал о потерянном мире еврейских местечек, из которого вышли предки многих из нас.
Теперь-то я понимаю, как бережно он пронес еврейскую традицию в своих работах и пытался рассказать таким как я, от нее оторванным. Как жаль, что я не видела книг с его иллюстрациями. А были ли они? "Заколдованный портной", напечатанный в количестве 500 экземпляров в 1957г., кому мог достаться? Да и просто его работы кто мог увидеть тогда? Я - точно нет. Хотя мои подруги, с которыми я ходила по выставке, тоже родившиеся в Питере, расскажут вам другие версии. Я рассказываю свою.

Вот этот лист приехал со мной из Питера в 1990г.


"Бейле горбатая" Из серии "Фишка Хромой" Менделе Мойхер-Сфорим (Шолем-Янкев Абрамович), сухая игла. 1976.

Я уверена, что есть те, кто скажут, что он был "еврей Советского союза", то есть единственный разрешенный официально еврейский художник. Чтобы в нужный момент партийные органы могли гордо продемонстрировать на Запад, что евреев не зажимают...
Но оказалось что все было не так просто...



"Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963



Глава восьмая. "Портной возвращается домой".
"Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963



"Корчмарь". "Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963

Если почитать сначала краткую биографию Каплана, например здесь, а потом список его выставок, дальше по этому же линку, то появляются вопросы. Потому что этого просто не могло быть никогда... Советский художник с еврейской тематикой, который с 1961 года регулярно выставлялся на Западе, и так включая 70 и 80е годы до развала совка. Сам на Запад ни разу не выехавший. Но и в тюрьме/психушке не сидевший в мутные брежневские времена. Первая выставка его работ на еврейские темы в Санкт-Петербурге в 1994г. Чудеса да и только. Пришлось порыться в сети, чтобы что-то понять.



"Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963



"Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963



"Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963



"Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963

Оказывается, работы на еврейские темы он начал создавать в 30е годы. Это были литографии. Музей этнографии заказал А.Каплану несколько сюжетных композиций для раздела, посвященного жизни Еврейской автономной области и ее столицы Биробиджана. Только в таком виде тогда можно было создавать на еврейскую тему - про Биробиджан... Была такая ниша. Работ 30х годов на выставке нет.



Серия "Стемпеню" Шолом-Алейхем 1963-1967, литография.



Серия "Стемпеню" Шолом-Алейхем 1963-1967, литография.



Серия "Стемпеню" Шолом-Алейхем 1963-1967, литография.

Но потом была война и всем было не до этого. После войны А.Каплан создал литографии, посвященные послевоенному восстановлению Ленинграда, которые были приняты на ура. Работы А.Каплана купили 18 государственных музеев.
В 1950-1951 он работа в качестве главного художника на заводе художественного стекла, чтобы кормить семью.



"Мазеповка или Местечко". Серия "Стемпеню" Шолом-Алейхем 1963-1967, литография.

Но вернемся к еврейской теме, к которой в 50е годы вернулся художник.
Думаете, он не понимал, что это невозможно напечатать, чтобы увидела широкая публика? Не знал, что еврейская тема под запретом в СССР? Но как в свое время написал А.Галич "Началось все дело с песенки, а потом пошла писать..." Это о том, что талантливый человек часто создает не то что из головы, а то что ему кадош барху шепчет на ухо неосознанно чувствует и не может остановиться. Типа прет и все тут. Вот и родились эти замечательные работы на еврейские темы.



"Ханукальные деньги". Рассказы для детей Шолом-Алейхем, 1965-1970, цветные литографии.

Все-таки пару слов о его жизни, чтобы понять откуда вышла вся эта еврейская тема. Анатолий Львович (Танхум Лейвикович) Каплан родился в 1902 или 1903, разные источники предлагают разные даты. Он родился в небольшом городке Рогачев, в котором в начале 20х годов прошлого века половина населения была еврейской. В ноябре 1941 года родители и члены семьи Каплана были убиты в Рогачевском гетто.
Это стена выставки, посвященная биографии художника.


Он сделал и серию литографий, посвященных Рогачеву, в котором прошли его детство и юность.


"Капарот". Серия "Рогачев", сухая игла. 1976г.



"Учитель". Серия "Рогачев", сухая игла. 1976г.

Каплан был очень скромный человек. Но и он понимал уровень своих работ на еврейские темы. Было понятно, что для тиражирования литографий с еврейской тематикой, требовалась мощная поддержка. Найти ее в Ленинграде шансов не было и в конце 1957г. А.Каплан отправляется в Москву, к С.Маршаку. С.Маршаку работы А.Каплана нравились, но помочь он ничем не смог.
А помог Илья Эренбург, который был, наверное, самый-самый главный "еврей Советского союза" из писателей, сумевший выжить во всех чистках и гонениях. Кроме того он был не просто выездной, он был президентом общества "СССР - Франция" и имел большие связи на Западе. О невозможности продаж и выставок для Каплана в СССР И.Эренбург хорошо понимал и предложил официально, через советские культурные каналы, выставляться на Западе - путь, который и привел Каплана к международному успеху (а вместе с тем и к некоторой известности в СССР).
Однако каждое официальное издание в СССР сопровождалось публичными наездами с разных сторон. После выхода в серии "Библиотека всемирной литературы" тома Шолом-Алейхема с иллюстрациями Каплана (1969), сразу появилась разгромная статья в "Литературной газете" об этих иллюстрациях. Эта газета долгие годы была очень антисемитским изданием...
В 1972 году в Ленинграде в издательстве "Художник РСФСР" вышел альбом литографий, что было настоящим чудом по тем временам. Партийному начальству это не понравилось и в наказание издательству разрешили продавать тираж только в Ленинграде. Остальные прижизненные альбомы Каплана выходили в ГДР. Может быть там их публикация стала своего рода "покаянием".

Две фотографии из альбома 1972 года, который есть у yulen_ka. Я, кстати, так и подумала, что как раз у нее долно быть.




Следующий альбом Каплана на родине - каталог выставки в Русском музее - вышел уже после смерти художника, в 1995 году.

Следующий альбом Каплана на родине - каталог выставки в Русском музее - вышел уже после смерти художника, в 1995 году.



"Шолом-Алейхем беседует с Тевье", фронтиспис ко второй серии. Серия "Тевье-молочник" Шолом-Алейхем 1957-1961



"Прощание". Серия "Тевье-молочник" Шолом-Алейхем 1957-1961



"Похороны". Серия "Тевье-молочник" Шолом-Алейхем 1957-1961

Не каждый "еврей Советского союза" деятель искусства был столь талантлив и так замечательно рассказывал о художественной еврейской традиции, о которой я тогда ни сном, ни духом... Теперь, когда я этим интересуюсь и видела немало еврейских музеев и еврейских художников по всему миру, я с еще большей ответственностью могу оценить, какая это интереснейшая выставка и как нам в Израиле не хватает музеев, да хотя бы одного, посвященного потерянному еврейскому миру Европы, штетлу, миру наших прадедушек и прабабушек, окончательно погибшему в огне Катастрофы. Мир из которого вышли совершенно замечательные художники и часть которых оставили нам о нем свои художественные воспоминания, как и Анатолий Каплан...

В серии "Еврейские народные песни" (1962) Каплан попытался следовать советскому идеалу счастливой еврейской жизни, "национальному по форме и социалистическому по содержанию". Какой художник не пытается быть принятым еще при жизни? Но не помогло, ясное дело.


"За мир и дружбу". Еврейские народные песни 1962, цветная литография.



"Застольная". Еврейские народные песни 1962, цветная литография.



"Золотая свадьба". Еврейские народные песни 1962, цветная литография.

Кстати и мы в те душные 70е в совке страшно стеснялись всего еврейского - среда была очень антисемитская. Да и государственный антисемитизм хорошо "кастрировал" еврейское в умах моих родителей и многих родителей моих друзей - почти никто ничего не соблюдал. Хотя бы это могло объяснить такой подход тогда. Стеснялись мы мира своих предков, прям как нынешние выпускники израильских художественных вузов с сионистской концепцией о слабом и ущербном галутном еврее, которого надо отринуть и забыть, а выращивать смелых и невоспитанных одинаково мыслящих сруликов, которые выскакивают в жизнь прямо из плавильного котла...
Да-да, можно стесняться родной матери, если она не соответствуют нашим представлениям об окружающем мире... Мать всегда примет и простит, если, конечно, будет еще жива.
Особенно меня "умиляют" наезды на эту выставку от весьма молодых искусствоведов в штатском "израильских специалистов" по культуре. Они, типа знают, какими "неправильными" евреи были тогда? Или какие были стереотипы по созданию образа еврея в советской литературе? Чтобы были стереотипы надо чтобы что-то регулярно публиковалось. И где же это оно было, если мы его не видели?



"Тевье в старости". Серия "Тевье-молочник" Шолом-Алейхем 1957-1961



"Арончик". Серия "Тевье-молочник" Шолом-Алейхем 1957-1961



"Бейлка". Серия "Тевье-молочник" Шолом-Алейхем 1957-1961

И тут мне вспомнился еще один еврейский художник, Альфонс Леви, родившийся в середине 19 века в Эльзасе и тоже создавший целый мир еврейских образов. Образов людей, которых он знал, из маленького еврейского местечка, где родился и вырос... Его работы плохо воспринимались в парижской еврейской общине. Его обвиняли в том, что он показывал "жалкую и уродливую человечность" еврейского местечка.

А мы, родившиеся и жившие в СССР до перестройки, разве не выглядели жалкими в глазах Запада? А сами себя как ощущали? Наша жизнь была убогой? Пусть каждый себе честно ответит на этот вопрос. Я читала в сети многих людей, которые активно ностальгируют по спокойным 70м.



Портрет Шолом-Алейхема, 1955. Цветная литография.

В 70е и книжку с иллюстрациями достать было сложно, если ты не вращаешься в соответствующей среде или у тебя нет блата ... Про еврейскую тему просто молчу. Я даже и не помню, были ли у нас дома книги Шолом-Алейхема, кроме одной тоненькой книжечки...



"Ножик: у колодца". Серия "Рассказы для детей". Цветная литография 1965-1970.

Это ужасно грустная выставка. Жизнь у людей, изображенных А.Капланом, была не веселая и часто бесперспективная. Он еще застал местечки в черте оседлости, жил там и знал этих людей. Для него это был ушедший мир, в котором он вырос.



"Скорбь". Серия "Тевье-молочник" Шолом-Алейхем 1957-1961



"Смерть Голды". Серия "Тевье-молочник" Шолом-Алейхем 1957-1961

Евреи не сами пошли жить в черту оседлости, по собственному желанию. Их заставили. Но это было, исторический факт. Люди выживали, находили в жизни хорошее, растили детей... И Шолом-Алейхем, которого Каплан иллюстрировал, очень невесело писал... И Менделе Мойхер-Сфорим тоже.
У нас нет никаких прав для оценки их и их жизней. Типа эти "местечковые евреи", ихс... Они это не выбирали. Надо сказать им спасибо, что на протяжении многих поколений они сумели приспособиться и выжить в очень тяжелых условиях. Без них не было бы ни нас, ни гордых сруликов, родства не помнящих.
Спасибо художникам, которые смогли показать нам, как это было. А кто не верит, может посмотреть на фотографии и картины того времени.



Портрет автора Менделе Мойхера-Сфорима. Из серии "Фишка Хромой" Менделе Мойхер-Сфорим (Шолем-Янкев Абрамович). Цветная литография, 1966-1967г.

Вся эта серия литографий сделана в виде традиционных могильных надгробий.


"Надгробье". Из серии "Фишка Хромой" Менделе Мойхер-Сфорим (Шолем-Янкев Абрамович). Цветная литография, 1966-1967г.
На могиле А.Каплана стоит очень похожий памятник.

А теперь про традицию.

А.Каплан сумел пронести еврейскую ашкеназийскую художественную традицию даже в советские времена. Он продолжил рассказ художников, которые были поколением раньше. Я о них писала.

Даже мне, совсем не искусствоведу, фон-орнамент этого листа кажется знакомым.


"Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963

Или фон-орнамент вот этого листа.


"Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963

Это потолок синагоги в Ходорове (Галиция), сейчас запад Украины. Построена в середине 17-й века. Музей еврейского народа (Бейт ха-Тфуцот - Музеон ха-ам ха- иехуди בית התפוצות - מוזיאון העם היהודי)


Или потолок из синагоги местечка Хорб, Германия, 18в., Музей Израиля.


Вот эта корчма из серии "Заколдованный портной" Шолом-Алейхема, альбом цветной литографии, 1953-1963


...разве не напоминает работу другого еврейского художника, которому повезло еще меньше А.Каплана.


"Синагога". Из серии "Местечко. Мой разрушенный дом. Воспоминания", 1917, И.Б.Рыбак.

Она похожа и на эту синагогу с выставки, посвященной деревянным синагогам в Художественном музее Тель-Авива.


Заблудов, построена во второй половине 17 века, построена заново в 1765г.
Акварель.

А какими они были?

Действительно, какими были эти "туповатые и физически ущербные еврейские персонажи" по мнению отдельных наших современников? Так и хочется их спросить: а вы-то откуда знаете, какими они были? Никто из нас их не видел. Каплан-то знал их лично, прожил в Рогачеве детство и юность. Потом часто возвращался и рисовал, и рисовал...
Но мы можем посмотреть на картины или фотографии тех времен и сравнить, если уж так хочется.



Глава первая "Семья портного". "Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963



Семья моего деда по материнской линии Розовского, Пуховичи, самое начало 20 века.



Глава двенадцатая "Возмущение ремесленников". "Заколдованный портной" Шолом-Алейхем, альбом цветной литографии, 1953-1963



"Самооборона" 1920, Лазар Крестин (1868-1938).



"Изгнанники" серия "Тевье-молочник" Шолом-Алейхем 1957-1961



"Еврейские рабочие на Рыночной площади", Лодзь (Российская империя), самое начало 20 века. Выставка "Земля обетованная" - повседневная жизнь евреев города Лодзь с 1820 по 1839. Хайфский университет.

Честно говоря, я не против современного искусства. Но пусть оно все-таки будет искусством, а не бесконечным изображением пенисов, унитазов или израильских оккупантов мейнстримовые выставки состоящие из убогих инсталляций, не окантованных почеркушек и откровенной халтуры. Если это, конечно же, не откровенные политические провокации, которые можно продать гораздо дороже. Это я к тому, что кесарю кесарево, а слеварю - слесарево не стоит даже сравнивать такие редкие в Израиле выставки как выставка "Анатолий Каплан: заколдованный художник" с регулярными "художественными событиями" по всей стране.



Выставка работает до конца августа (31.8.2023) - очень рекомендую.
Выставка бесплатная, из частной коллекции.

Выставка проходит в Бейт Ави Хай בית אבי חי (Иерусалим).
King George St 44, Jerusalem
Бейт Ави Хай (בית אבי חי) на карте

Часы работы:
Вс, вт, ср, чт 10:00-18:00
Пн 10:00-22:00
Пт 9:00-13:00

Сайт на русском, посвященный выставке https://www.bac.org.il/ru/specials?projectID=18067

Инфа:
https://lechaim.ru/events/tragicheskaya-ispoved-anatoliya-kaplana/
https://www.lechaim.ru/ARHIV/198/frezinskiy.htm
http://anticvarium.ru/lot/show/9542
https://www.bac.org.il/ru/blog/?postID=18252
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD,_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://en.wikipedia.org/wiki/Anatoli_Lvovich_Kaplan
https://he.wikipedia.org/wiki/%D7%90%D7%A0%D7%98%D7%95%D7%9C%D7%99_%D7%A7%D7%A4%D7%9C%D7%9F
https://de.wikipedia.org/wiki/Anatoli_Lwowitsch_Kaplan
https://www.krugosvet.ru/enc/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/kaplan-anatoliy-lvovich
http://www.narodknigi.ru/journals/43/talant_chitatelya/

Также тут https://dona-anna.dreamwidth.org/2485473.html

мемория, выставки, art, еврейское

Previous post Next post
Up