Это вторая часть моего рассказа о замечательной выставке, прошедшей в Иерусалиме в апреле 2021г., посвященная Дню Катастрофы и героизма европейского еврейства.
Это
The Lonka Project - передвижная уличная фотовыставка, образовательно-художественный проект и дань уважения пережившим Катастрофу во всем мире.
Происходящее сейчас в израильском обществе заставило меня по-новому посмотреть на Катастрофу европейского еврейства... Даже невооруженным глазом было видно, как легко натравить одну группу общества на другую и как легко перейти красные линии. Даже в 2005г. во время итнаткута уровень ненависти в обществе был ниже... Один шаг от простой ненависти к другому может завести очень далеко. Ну и дальше, сами понимаете... И это особенно страшно для евреев, которых просто уничтожали по этому признаку. И как мы можем требовать это от других народов, когда сами не в состоянии жить в своей стране в мире с людьми других взглядов?
Как выясняется, история ничему никого не учит, но в такой день все-таки давайте вспомним о тех, кто выжил в Катастрофе.
В проекте участвует 250 профессиональных фотографа из 30 стран, которые создали замечательные фотографии выживших в Катастрофе.
Я хочу показать небольшое количество представленное в Иерусалиме из множества фотографий проекта.
Часть первая В этом посте мало сделанного мною. Я только перефотографировала прекрасные фотографии с выставки и перевела текст. Это необыкновенно оптимистичная выставка, хотя каждая история полна трагизма. Это рассказ о людях, которые смогли преодолеть невероятные преграды, которые предлагала им жизнь и вновь выстроить свои жизни на развалинах прошлого.
В апреле 2021 года в Иерусалиме на здании мэрии, снаружи, была размещена замечательная выставка.
О проекте Lonka то, что они рассказывают сами о себе.
Проект Lonka - это образовательная и художественная коллекция фотографий, созданная в 2019 году и посвященная стойкости переживших Холокост и их жизненной силе.
Мы живем во время, когда задача сохранения памяти о Катастрофе становится все более сложной.
Новые волны антисемитизма в сочетании с исследованиями, указывающими на отсутствие базовых знаний о Катастрофе у совершенно нового поколения, свидетельствуют о насущной потребности в материалах, иллюстрирующих и освещающих этот самый мрачный период современной истории.
История проекта «Лонка» началась в 2018 году.
Элеонора (Лонка) Насс прошла через Катастрофу, однако редко рассказывала детям о своем опыте. «Я выросла в доме молчания, - рассказывает Рина Кастельнуово, дочь Лонки. - Я знала, что такое казарма и кто такие нацисты, но когда в одночасье умерла моя мать, ответственность за прошлое перешла к нам».
После смерти матери Рина и ее супруг Джим Холландер, фоторепортеры, специализирующиеся на ближневосточной тематике, обратились к профессиональным фотографам с просьбой создать портреты людей, переживших Катастрофу, и записать их воспоминания. Критериев для фото не было никаких: это мог быть цветной или черно-белый снимок, сделанный с любого ракурса.
Каждый из них смог по-своему передать хрупкость и силу выживших женщин и мужчин.
Мы являемся последним поколением, у которого есть исключительная возможность скрестить взгляды эпох и услышать личные воспоминания людей, переживших Катастрофу.
К сожалению под фотографиями на выставке не указаны имена фотографов, и мне не удалось их найти на сайте проекта.
Описания к фотографиям очень сухие и короткие, практически без эмоций. Но за каждым коротким набором букв целые человеческие жизни людей, которым свою обычную жизнь пришлось собрать по кусочкам и создать заново после Катастрофы.
Анри Кишке родился в 1926 году в Брюсселе, Бельгия. Его родители были иммигрантами из Польши. В мае 1940 года, после вторжения нацистской Германии в Бельгию, Йозек, отец Генри, не питал иллюзий относительно участи, ожидавшей евреев. В первую неделю сентября 1942 года их забрали из их дома в Брюсселе ночью, когда гестапо блокировало улицу, на которой они жили. Нацистские полицейские ходили от дома к дому и выгоняли евреев из их домов. Семью перевезли в вагонах для перевозки скота на восток, сначала в Германию, а затем в оккупированную Польшу. Анри и его отца Йозека сняли с поезда с мужчинами в маленьком городке Козел. Они должны были работать в концлагерях на Третий рейх. Мать Анри, Хана, его сестры Берта и Ника и тетя Эстер были отправлены прямо в Освенцим. Сразу же по прибытии они были отправлены умирать в газовые камеры. Генрих был заключенным в десяти концлагерях: Диагде, Ривесальт, Сакро, Кляйн-Менгерсдорф, Терновиц-Норд, Санкт-Энберг, Катовице-Шупниц, Белхаммер, Гросс-Розен и Бухнвальд. Красная Армия наступала и 21 января 1945 года 5000 заключенных были отправлены в марш смерти. В живых осталось только 750 человек. Отец Анри ослабел и умер незадолго до освобождения 11 апреля 1945 года. Через три дня Генри исполнилось 19 лет. Генри вернулся в Брюссель один и сумел восстановить свою жизнь. Генри был одним из самых активных выживших в Освенциме, рассказывавшим о Катастрофе, живя в Бельгии. Рассказы о проишедшем придавали смысл его жизни. Он 550 раз встречался со школьниками, он также 44 раза ездил в Освенцим, сопровождал делегации со всего мира. В апреле 2020 года его сын Мишель Кишке написал в своем блоге: "Сегодня скончался мой отец. Микроскопический вирус короны сумел за две недели сделать то, что не смогла сделать целая нацистская армия… Мой отец пережил лагеря смерти, принудительный труд и марш смерти, но сегодня долгий марш его жизни подошёл к концу".
Дов Ландау фигурирует в книге Леона Ориса "Исход" и в фильме. Единственный выживший из большой семьи, Дов родился в Бжезко, Польша, в 1928 году. В 1939 году нацистская Германия вторглась в его город, и городская синагога была подожжена. С началом войны его с семьей перевели в Бухнянское гетто. В 1942 году его мать и брат Нафтали были отправлены в лагерь смерти. В августе 1942 года Дов бежал со своим отцом и дедом, а в 1943 году он был схвачен нацистами вместе с отцом, двумя братьями и членами большой семьи, и все они были отправлены в Освенцим, где в процессе отбора Дов был отделен от своей семьи. Он остался только с отцом. Дов видел, как членов его семьи отправили в газовые камеры, Дова и его отца отправили на принудительные работы в угольные шахты. В какой-то момент его отец заболел, его отправили обратно в Биркенау, и их пути разошлись. Оттуда Дова перевели в лагерь Бухенвальд, где он продолжил трудиться на принудительных работах. 17 января 1945 года его отправили маршем смерти в Бухенвальд, где в возрасте 16 лет его снова отправили на принудительные работы в каменную шахту. 11 апреля 1945 года он был освобожден армией США из лагеря Бухенвальд, единственный оставшийся в живых из своей большой семьи. В июне 1945 года он прибыл во Францию и сел на судно, которое везло нелегальных эмигрантов из Труа в порт Хайфы. В 1948 году Дов участвовал в Войне за независимость и был взят в плен иорданской армией в Гуш-Эционе. Через год, в течение которого он находился в Иордании и Хевроне, Дов был освобожден в результате обмена пленными.
Доктор Шауль Перлберг родился в Брюсселе в 1940 году, во время войны, когда войска нацистской Германии захватили Бельгию. Его соседкой, жившей в соседней квартире, была пожилая мадам Пиро. Его родители соединили две квартиры, и он стала Попул, внук мадам Пиро. В апреле 1943 года информатор сообщил нацистам, что евреи прячутся на чердаке со своим ребенком. Родители Шауля были схвачены нацистами и депортированы в лагерь смерти Освенцим. Партизаны устроили засаду, но его родителям не удалось спастись. В Брюсселе гестапо неоднократно разыскивало ребенка, фигурирующего в их записях. Во время одного рейда Шауля поймали и заставили спустить штаны, чтобы доказать, что он не еврей. Его спасла собака мадам Пиро, которая залаяла и, возможно, отпугнула гестаповцев. В 1944 году 4-летнего Шауля схватили и доставили в учреждение, где были сосредоточены еврейские дети, разлученные с родителями, пока их родители были отправлены в концлагеря и лагеря смерти. Там было 500 детей. Нацисты планировали отправить всех их на смерть в Освенцим. В ночь перед запланированной депортацией бельгийское подполье сумело вывезти детей из приюта и поместило их всех в безопасные тайники, в монастыри и на фермы. Гитлеровцы, отступавшие от войск союзников, отказались от преследования детей и их поисков. В конце войны Шауля искала мать, пережившая Освенцим и марш смерти. Она не знала, сможет ли узнать его, так как на момент расставания ему было два года. На момент встречи это уже был пятилетний мальчик. Но маленький мальчик сразу узнал мать, которая его не узнала.
В 1949 году Шауль и его мать отплыли с другими выжившими в Израиль. Шауль изучал медицину и основал отделение урологии в больнице Хадасса на горе Скопус. 60 лет он молчал. Затем вышла его книга на французском языке о 500 детях, спасенных бельгийским подпольем из лап нацистов. Только тогда Шауль собрался с силами, собрал семью и сказал: "Я один из этих 500 детей".
Джио Александр родился в 1922 году в Польше. Нацистская Германия вторглась в Польшу в 1939 году, а в конце 1940 года его семья была депортирована вместе со всеми евреями их местечка в Варшавское гетто. Отец Джио, подкупил охранников, чтобы Джио и двое его братьев могли сбежать из гетто. Это был последний раз, когда Джио видел членов своей семьи. Он был схвачен и депортирован нацистами, прошел 12 концентрационных лагерей, включая Дахау и Освенцим-Биркенау. После восстания в Варшавском гетто в 1943 году его отправили из Освенцима обратно в Варшавское гетто, чтобы ликвидировать разрушения. Там Джио заболел сыпным тифом. Больной он прятался несколько дней за грудами кирпичей в Варшавском гетто, пока не встал на ноги. Когда польская армия двинулась к Варшаве, нацисты отправили Джио в концентрационные лагеря в Германии, а затем на марш смерти. Находясь в заключении, он работал в сказках в условиях постоянной угрозы и голода. Американские войска освободили его в 1945 году. Он иммигрировал в Соединенные Штаты в 1949 году, работал портным в Лос-Анджелесе. Является одним из активных выживших, занимается сбором воспоминаний и распространением информации о Катастрофе.
Профессор Шауль Пол Ладани родился в Белграде, Югославия, в 1936 году. Он выиграл две медали по ходьбе на олимпиадах по легкой атлетике.
Его судьба просто невероятна. В 1944 году, когда ему было восемь лет, Шауль выжил в концентрационном лагере Берген-Бельзен, а в 1972 году, как олимпийский спортсмен, представляющий Израиль, пережил резню в Мюнхене.
В 1941 году немцы напали на Белград. Семья Шауля бежала в Венгрию, где его родители на короткое время спрятали его в монастыре, предупредив, чтобы он никому не открывал, что он еврей. В 1944 году его семья была захвачена нацистами и отправлена в концлагерь Берген-Бельзен. Шауль рассказывал, что он попал в газовую камеру, но был помилован. Бог знает, почему.
В декабре 1944 года его спасли американские евреи, заплатившие выкуп в попытке спасти евреев от истребления. Шауль и его родители были вывезены на "поезде Кастнера", следовавшем из Берген-Бельзена в Швейцарию, и там пережили оставшуюся часть Холокоста.
В декабре 1948 года, когда ему было 12 лет, семья репатриировалась в Израиль.
В 1972 году, во время участия в Олимпийских играх в Мюнхене Шауль был одним из пяти членов израильской делегации, которым удалось избежать гибели от рук палестинских террористов. Через два месяца после Олимпиады в Мюнхене Шауль выиграл золотую медаль на чемпионате мира по ходьбе на 100 км. Он учился в Еврейском университете и получил степень доктора делового администрирования в Колумбийском университете.
В 1969 году Шауль начал читать лекции в Тель-Авивском университете, а с 1975 года он читает лекции в Университете Бен-Гуриона в Негеве.
Хелена Бирнбаум родилась в 1929 году в Варшаве, Польша. Когда ей было десять лет, Польша была оккупирована нацистами, и ее с семьей переселили в Варшавское гетто. Она была перевезена в Майданек в мае 1943 года. "Мне было тринадцать лет. Преследования в течение нескольких лет в гетто, потеря отца, брата и особая боль от потери матери расшатали мне нервы, и в тот момент, когда мне нужно было собрать все силы, я сломалась. И вот как Хелена писала о Майданеке: "Реальность Майданека тяготила меня больше, чем груда трупов, под которой я чуть не задохнулась в вагоне... Вечное беспокойство, тяжелая работа, ад..." В июле того же года Хелена вместе с группой еврейских женщин из лагеря Майданек была переведена в Освенцим. Вытатуированный на ее руке номер заключенного - 48693. 18 января 1945 года Галину перевели из Освенцима в лагерь Равенсбрюк в Германии, а в феврале того же года - в Нойштадт-Гельба. В июне 1945 года она была освобождена из лагеря Красной армией, а в 1947 году Хелена эмигрировала в Израиль и поселилась в кибуце. В 1950 году она вышла замуж и создала семью. В 1986 году она впервые вернулась в Польшу и после визита начала документировать свое прошлое. В октябре 2015 года Хелина Бирнбаум получила Почетную медаль Варшавы за вклад в документирование истории Варшавского гетто. Она писатель, переводчик и поэт, которая занимается документированием своих воспоминаний о Катастрофе. Ее сын, Яаков Гилад, написал для нее песню, вошедшую в альбом "Пепел и пыль, певца и композитора Иегуда Поликера.
Саймон Гроновски родился в Брюсселе в 1931 году. В 1943 году гестапо арестовало 11-летнего Саймона, его мать и 18-летнюю сестру Иту в Брюсселе, в месте, где они прятались. Всех троих перевели в нацистский концлагерь в Машлане. Его отцу удалось бежать. Его сестра Ита была отправлена в Освенцим, а Саймон, его мать Хана и 1630 евреев были погружены в вагоны поезда, известного как "Транспорт 20". Как только поезд отошел от станции Машлан, участники бельгийского подполья попытались освободить коллег, запертых в одном из вагонов. В суматохе, последовавшей за нападением, мать Хана подтолкнула сына к двери и помогла сыну спрыгнуть с поезда, направлявшегося в лагерь смерти Освенцим. Сама она задержалась. Саймон ждал ее, а потом понял, что ему нужно бежать и спасаться, как и десятки других, которые прыгнули и спрятались от гестаповцев среди деревьев и растительности. Он шел и бежал всю ночь, пока не добрался до дома полицейского Яна Артеса. Тот спрятал его и даже организовал благополучное возвращение мальчика к отцу в Брюссель. Мать Саймона, Хана, была отправлена в газовые камеры сразу по прибытии в Освенцим вместе с его сестрой Итой. Саймон и его отец провели оставшиеся годы войны, скрываясь по отдельности. Через несколько месяцев после окончания войны умер его отец, и Саймона передали в приемную семью. Саймон стал доктором юридических наук. Пытаясь восстановить свою жизнь, он научился играть на пианино в память о своей сестре Ите, которая была одаренной пианисткой. Сегодня Саймон известен также и как джазовый музыкант. Семье полицейского Яна Артеса, спасшего Саймон в ночь побега, присвоено звание "Праведник народов мира".
Пройдет 50 лет, прежде чем Саймон поделится своим прошлым в книге, опубликованной на французском языке. Во время карантина в Брюсселе Саймон прославился на весь мир после того, как поставил пианино около окна своего дома и каждый день играл для соседей, снимая таким образом напряжение и одиночество.
Вальтер Спитцер родился в Польше в 1927 году. Он начал рисовать в молодом возрасте. В 1939 году семья Шпитцеров была депортирована нацистами в город Стражмишице, ставший гетто. В 1940 году умер его отец, а когда в июне 1943 года гетто было ликвидировано, мать Спитцера была застрелена. Шестнадцатилетнего Уолтера депортировали в дополнительный лагерь Освенцима. Вальтер рисовал портреты солдат вермахта и других пленных в обмен на еду. Он был одним из немногих, кто пережил марш смерти из Освенцима в Бухенвальд. В последние месяцы Второй мировой войны его вызвали к немецкому политзаключенному, который руководил его "блоком". Имя Спитцера было в списке заключенных, которых на следующий день должны были перевести в "рабочий лагерь", что означало смерть. Начальник блока вычеркнул имя Уолтера из списка осужденных при одном условии: Спитцер обещал, что если он выживет, то должен будет рассказать своим искусством все, что видели его глаза. Позже Уолтера отправили в марш смерти, и ему удалось сбежать и добраться до наступающих американских войск. Спитцер, говоривший по-немецки, работал переводчиком в американской армейской части и в то же время сделал множество записей, описывающих происходившее в лагерях, как он и обещал заключенному, который руководил его блоком. В июне 1945 года американцы увезли его в Париж, где он изучал искусство в Школе изящных искусств. После завершения обучения он зарекомендовал себя как известный художник, увековечивший лагеря смерти в гравюрах и картинах, а его работы выставлены в самых важных музеях Франции.
Дан Хадани родился в городе Лодзь в Польше в 1924 году как Донек Злочивски. Когда нацисты оккупировали Польшу в 1939 году, семью отправили в гетто Лодж, и Дан заболел опасным для жизни восполением легких: "Мне запретили госпитализировать, потому что нацисты часто совершали набеги на больницу. Они загружали людей в грузовики и убивали их газом. Меня лечили дома и спасли". Его отец погиб в гетто, а в 1944 году Дана с матерью и сестрой депортировали в лагерь смерти Освенцим в вагонах для перевозки скота. Дан помнит, как 120 человек набивали в вагон без еды и воды. Дверь не открывали восемь дней. По меньшей мере 30 процентов людей в вагоне погибли. Я все еще был болен, но я скрывал это". В Освенциме Дана разлучили с матерью и сестрой, и это был последний раз, когда он их видел. "Нас взяли в группу из 1000 человек, раздели, построили по пятеркам и заставили бегать вкруг казарм для селекции. Время от времени людей били палками. Затем я прошел отбор у Менгеле и имел честь говорить с ним, когда он подошел к моей линии и указал на меня пальцем, я сказал ему по-немецки: "Вы меня имеете в виду?" А он мне в ответ: "Продолжай стоять, собака". Дан находился в Освенциме три месяца, а затем был переведен в Германию в трудовой лагерь, где и оставался до конца войны. Дан вернулся в Польшу и искал родственников. Когда никого не нашел, решил иммигрировать в Израиль и служил на флоте во время Войны за независимость, во время которой получил ранение в руку. Когда его освободили от службы, Дан занялся фотографией. В 1964 году он основал фотоагентство IPPA Israel Press & Photo, которое действовало до 2000 года, и за эти годы десятки фотографов начали свою карьеру в его агентстве. Он пожертвовал богатую коллекцию Национальная библиотека в Израиле.
Лейла Джибарин родилась как Хелен Брашецки в 1942 году в нацистском лагере смерти Освенцим. Ее мать и отец жили в Югославии и были депортированы в Освенцим с двумя маленькими детьми в 1941 году. "Моя мать была беременна мной, когда их отправили в Освенцим, и врач в лагере спас нам жизнь. Он спрятал меня младенца со дня рождения, завернув в полотенца, и три года прятал в подвале своего дома в Освенциме. Мать Лейлы была горничной доктора, а отец - его садовником. Лейла росла в подвале до освобождения лагеря в 1945 году. Вся ее семья выжила, и после периода пребывания в лагере для перемещенных лиц они решили иммигрировать в Израиль. В 1948 году Лейла и ее семья сели на корабль, и ее имя было изменено на Лия. Ей было 17 лет, когда она и Мохаммад Джабарин полюбили друг друга. Хелен-Лея приняла ислам и сменила имя на Лейлу, они поженились и переехали в Умм-аль-Фахм, что вызвало раскол в ее семье. Позже они помирились. "Я скрывала свою боль от семьи в Умм-эль-Фахме 52 года. Я скрывала тот факт, что я родилась в Освенциме, и значение такого прошлого»". Только после того, как в Израиле ее признали пережившей Холокост, она рассказала своим восьми детям и более чем тридцати внукам о своем прошлом.
Да будет благословенна память погибших.