Без долгого предисловия я хочу рассказать о человеке, которого и в жж и в фб очень многие знают, о художнике
Викторе Кинусе ака
paintervic.
Как писать о художественном творчестве лично я не знаю... Особенно о хорошей живописи... Слава Б-гу я не искусствовед. Художник сам все говорит своей работой, переводчик не нужен. Так, во всяком случае, нас учили.
Конкретно этого художника я знаю уже 35 (!) лет. Еще из той жизни. А таких людей осталось у меня очень мало, тем они еще более ценны. Вот к 35 летию знакомства, к этой знаменательной дате я и решила написать...
Виктор Кинус родился в 1957 году, а с 1962 и до репатриации в 1990 году, жил в Ленинграде (Санкт-Петербурге).
В 1986 году закончил факультет промышленного дизайна в Художественно-Промышленной Академии им. В.И.Мухиной.
И глядя на Витины ранние работы тяжело поверить, что их создал тот же самый художник, которого мы знаем сейчас.
Сразу хочется спросить: что так сильно повлияло на Витино творчество?
Оказывается, судьбоносным оказался его приход в изостудию Дворца моряков в Ленинграде, которая фактически была мастерской художника Вячеслава Шраги.
Про В.Шрагу подробно я писала тут.
В студии Виктор начал серьёзно заниматься живописью с 1987 года, там мы и познакомились. Меня его приход в студию страшно удивил.
Дальше курсив мой
dona-anna, типа мини интервью:
***
dona-anna: Ты окончил Мухинское училище, получил профессиональный диплом художника, и пришел в лениградскую художественную студию "Контраст", учиться у
Вячеслава Шраги, который не имел высшего художественного образования. Почему? Что дала тебе студия по сравнению с художественным училищем?
В.К. Разве дело в высшем образовании? Шрага был талантлив в высшей степени, и я сразу это почувствовал, когда впервые появился в студии. В плане живописной науки Вячеслав Борисович обладал огромным багажом знаний и опыта, которыми щедро делился с учениками, независимо от того, имели они высшее художественное образование, или нет. В Мухинском я получил профессию дизайнера, в которой живописные дисциплины стояли не на первом месте, поэтому занятия в «Контрасте» стали для меня новым открытием живописи, это несомненно…
***
И тут я бы хотела предаться воспоминаниям...
Студия, с ее занятиями, походами пленером, пьянками и постоянными дискуссиями, кто виноват как жить дальше и что делать, была фактически семьей для многих.
Это какой-нибудь 1987 или 1988...
Тут слева Витя в куртке с капюшоном, за ним мой хвост и нос, дальше наш покойный Учитель Вячеслав Шрага. Это мы на пленере, где полагалось писать с натуры, а не лясы точить... Не помню, писал ли там кто-то хоть что-нибудь? :) Может Витя со В.Шрагой ...
А это в студии, у самовара. Мне, конечно, очень весело, а Витя всегда был серьезным. Он в студию учиться приходил, а не развлекаться.
Потом пришел 1990 год, и мы уехали.
Нашли себя уже здесь, в Израиле. Жаль только, что от Хайфы далеко до Ашдода.
1993г, Ашдод, около Витиного дома, где мы теперь регулярно фотографируемся, когда я приезжаю. Тут участвовал еще Витин сын, Данечка, который теперь уже вполне может взять папу на ручки :)
Еще одна мемориальная фотографии с той встречи. Мы с Витей под его работой тех времен.
Не прошло и 20 лет, а только 19, и в 2012 году я снова приехала в Ашдод.
Опять у того же самого дома, но уже без Данечки, только мы с Витей.
Ну и еще через 10 лет, в апреле 2022 года я снова посетила Витю, вот доказательство.
Как видите, мы не часто встречаемся, но сеть помогает поддерживать связь и быть в курсе Витиного творчества.
Ладно, с воспоминаниями закончили, пора переходить к творчеству художника.
Это тоже Питер, но написанный гораздо позднее, в Израиле. Я бы сказала, что совсем другой взгляд.
Еще Питер.
Вообще, в Витиных работах город присутствует почти постоянно. Это может быть какой-то конкретный город, а может просто образ города.
***
dona-anna: Большую часть своей жизни ты прожил в Питере. Отразился ли он в твоих работах, как Тель-Авив? И, интересно, когда ты увлекся Тель-Авивом, и почему он занимает такое огромное место в твоем творчестве? Отчего у тебя такая к нему любовь? Как тебе работается, созидается в Тель-Авиве после Питера? Многих это удивляет и поражает!
Расскажи о твоей связи с Тель-Авивом. Откуда и по какой причине пошло твое увлечение историей этого города?
В.К.: Если говорить об отражении и влиянии на творчество конкретно Питера, то конечно, оно выражено во многих работах, но несравненно большее место у меня занимает тематика Тель-Авива и Иерусалима. Богатейшая история этих городов, которую я изучаю, располагает к разработке новых живописных проектов, им просто нет количественного ограничения, настолько их много. Тель-Авив к примеру, очень интересен как великолепный объект соединения различных субкультур, выраженных в архитектурном ренессансе еврейских зодчих, их творчество интересует меня с точки зрения живописного восприятия этой городской среды…
***
2010 год, Витя водил меня и
murrrrzzzzja по Тель-Авиву. Сам он серьезный знаток истории этого города.
***
dona-anna: Тель-Авив как и прежде твоя любимая тема, я смотрю. И ты даже делаешь его лучше, чем он есть на самом деле, ты проявляешь, я бы сказала, его внутреннюю красоту :)
В.К.: Действительно, это так, город с богатейшей живописной темой, пронизанный историческими событиями, писать его интересно и увлекательно, не скрою, иногда даже приукрашиваю, но это нормально в живописном контексте.
***
***
dona-anna: Для тебя Тель-Авив и баухауз одно неделимое целое, или все таки два разных, живущих, каждый по-своему понятия
В.К.: Тель-Авивский баухауз, конечно, явление очень значимое, уникальное пожалуй, ибо нигде в мире не существует больше такой концентрации зданий этого типа на столь небольшой территории, мало того, концентрации именно шедевров стиля, пусть и изуродованных временем и людьми. Однако Тель-Авив это ведь не только баухауз, это ещё и эклектика 20-х годов ХХ столетия, где есть свои жемчужины, чудом дошедшие до нас, это и современные небоскрёбы, растущие как грибы в последнее время, так что всё сложно с понятиями…
***
***
dona-anna: А вот Ашдод, город в котором ты живешь уже лет 30, как-то не появляется у тебя на картинах? Я не помню, чтобы хоть один раз такое было. Почему? Или я не права?
В.К.: Иногда пишу и Ашдод, маловато правда, можно и и больше конечно, город похорошел в последнее время, есть что писать.
***
***
dona-anna: Как художник, который репатриировался в Израиль, можно сказать из другого мира, из другого мироощущения, другого света, цвета, да и просто из совершенно другой художественной школы, как ты нашел тут свой путь? Я не имею ввиду, как на жизнь зарабатывал, а как художник? Расскажи о твоем личном поиске своего пути в творчестве.
В.К.: Действительно, необходимо сказать о цвете и свете - они здесь другие, и это неоспоримый факт, к этому надо приспособиться, но коренной ломки я здесь не наблюдаю, школа остаётся с тобой, мироощущение тоже «остаётся с человеком», реальность - она конечно другая, но её надо воспринять позитивно, иначе неизбежно возникнет конфликт с самим собой, а это чревато… Именно в позитивном восприятии окружения, изучении его истории, я вижу успешный творческий поиск…
***
Витины работы, посвященные Иерусалиму я очень люблю... Иначе как "Небесный Иерусалим" назвать их не могу. Они удивительно хорошо передают образ этого сложного и невероятного города.
***
dona-anna: Что больше всего тебя раздражает в современном искусстве?
В.К.: Политическая ангажированность и стремление угодить мэйнстриму. Как правило, это получается скверно и непрофессионально, но зато как пиаристо.
***
Морская тематика, как без нее - море-то совсем рядом.
***
dona-anna: Ты пытаешься соответствовать модным влияниям или определенным правилам игры на художественном рынке? Ведь, не принимая участия в так называемых модных тусовках, ты теряешь на рекламе своих произведений.
В.К.: Это наверное больной вопрос - ведь действительно, играя по законам рынка, я наверное должен был бы сейчас писать мрачный депрессняк, концептуально объясняя изображённое на листочке бумаги, зависающем рядом с «произведением», или же соорудить какую-нибудь инсталляцию из шин и пластиковых бутылок, назвав это борьбой художника за экологию или что-то в этом роде - тогда, наверняка, такая работа удостоилась бы внимания художественного начальства и была бы размещена, ну скажем в ашдодском центре искусств «Монарт», там такого много в свободных от посетителей залах… Но ведь это чистой воды конъюнктурщина, как раз то, что я не приемлю в творчестве художника, поэтому меня и нет в модных тусовках, я туда и не стремлюсь, а меня там тоже не ждут, у нас разные «свадьбы».
***
Музыкальная тема. На мой взгляд она развита очень красиво.
Должна сознатся, я получила огромное удовольствие, когда обрабатывала фотографии и писала пост. Просто любовалась на Витины работы. Это так красиво, так образно написано. Так много света, цвета и тепла, которые дарит нам художник.
Натюрморты
Я уверена, что В.Шрага, наш Учитель, был бы Витей очень доволен.
Это Витина картина в память Вячеслава Шраги. Она написана после 2011, после его безвременной кончины, как я понимаю.
Сам Витя у станка мольберта.
Я пришла к Вите и получила огромное эстетическое удовольствие от его работ, как на выставку сходила или в музей. Но туристическую группу сюда не приведешь. И это ужасно обидно.
После большого скандала в Рамат-Ганском музее современного искусства у меня полное ощущение, что изобразительное искусство в Израиле, его мейн-стрим, просто приходит к своему логичному концу.
Поэтому еще обиднее, во всяком случае мне, что так много Витиных замечательных картин стоят у него дома, вместо того, чтобы украшать собой музеи, выставки и любой дом. Они могли бы радовать множество людей и приносить настоящее искусство в их жизнь. Неправильно, я считаю, что стоят они у Вити дома в углу.
И я никак не могу изменить эту ситуацию, кроме как написать об этом.
Связаться с художником можно в фейсбуке
https://www.facebook.com/victor.kinus