В небольшом итальянском городе Палестрина существует археологический музей, как впрочем во многих итальянских городах. Но в этом музее есть мозаика, которая, безусловно, стоит усилий по посещению этого города - 35км от Рима.
Для создания мозаики было использовано более полумиллиона крошечных кусочков смальты. Были созданы чрезвычайно подробные изображения. Уровень детализации Нильской мозаики поражает. Это почти как если бы вы смотрели на картину.
Современная Палестрина (Palestrina) - итальянский город и коммуна (муниципалитет) с населением около 22.000 человек в Лацио, примерно в 35 километрах к востоку от Рима. Он построен на руинах древнего города с таким же названием.
Палестрина находится на горе, поэтому прямо с парковки открываются замечательные виды.
Мы были в мае и могли любоваться на цветущую глицинию по дороге в музей.
Национальный археологический музей Палестрины находится в Палаццо Барберини. Сам дворец построен в 17в. Кроме мозаики там хранится много других интересных археологических артефактов.
Фрагмент рельефа "Триумф императора Траяна", 2в.н.э.
Мозаика с морскими гриффонами, к сожалению дата не указана.
Мозаика тоже без даты.
Очень жаль, что мало сохранилось настенных росписей дворца. И даже те, что были, находились в процессе реставрации, что толком не сфотографировать.
Археологические находки из городского некрополя.
Вот тут много еще всего неподписанного.
Самым интересным и знаменитым экспонатом музея является Нильская мозаика. Чтобы добраться до нее нужно не только преодолеть множество ступеник, чтобы войти в музей, но и в самом музее подняться на 3й этаж.
Нильская мозаика - античная (эллинистическая) мозаика размером 585 на 431 см, изображающая русло Нила и сцены из египетской жизни эпохи Птолемеев. Дата создания мозаики спорна - большинство учёных склонны датировать её первым веком до нашей эры.
Мозаика была обнаружена в нач. 17в. в итальянском городе Палестрина, предположительно, на месте античного храма Фортуны. По приказу всемогущего семейства Барберини была варварски отделена от пола и вывезена в Рим, где на протяжении трёх столетий хранилась в Палаццо Барберини. Она несколько раз реставрировалась; в 1953г. была возвращена в Палестрину, где и выставляется по сей день.
Мозаика Нила первоначально покрывала пол грота на склоне горы, на которой был построен город. Это был полукруглый грот, спереди шириной 6,87 метра, глубиной 4,35 метра и ок. 10 метров в высоту. Грот располагался в задней стене большого зала. Пол зала был несколько выше, чем пол грота. Очевидно, грот был спроектирован так чтобы Нильская мозаика была покрыта тонким слоем воды. По ней не должны были ходить, чтобы не повредить мозаику. Вода, кстати, делает краски более яркими, по сравнению с тем, что мы видим сейчас, когда мозаика висит на стене Археологического музея. Поэтому я позволила себе сделать цвета слегка поярче.
Сейчас люди видят мозаику вертикально. И это совсем не так, как люди видели бы это в древности, когда она была частью пола.
Вся мозаика является источником информации о регионе Нила, повседневной жизни римского Египта. На ней представлено более 40 видов животных; около 14 видов растений; дома, храмы, фермы; разные люди, такие как крестьяне, женщины, священники, охотники, солдаты. Все они очень подробны. Именно животные и растения так привлекли мое внимание. Кстати, часть животных на мозаике - настоящие, а часть нет. Растения и птицы для меня плохо узнаваемы, а часть животных, наоборот, хорошо.
Важно отметить, что этот стиль изготовления мозаики был эллинистическим, а не римским. Текст также написан на греческом.
Нильская мозаика четко разделена на две отдельные части. Верхняя часть представляет дикие и экзотические территории, которые были известны грекам как Нубия или Эфиопия, "земля обгоревших лиц". Нижняя часть мозаики представляет Египет.
Я разделила мозаику на небольшие кусочки, чтобы было удобнее рассматривать. Но сцены в ней накладываются и переплетаются одна с другой, поэтому точно разделить невозможно.
Здесь представлены охотники, чернокожие мужчины в белых туниках. Они вооружены луками. Может быть они охотятся с собакой на птиц? Или то животное, которое вижу как собаку и является объектом охоты. На переднем плане верблюд, а слева гиена. Птиц определять не берусь.
Изображений охоты на этой мозаике очень много.
Вот гиена покрупнее, а под ней 2 жирафа.
Огромная змея охотится на птиц, а рядом два гепарда, которые вырывают друг у друга из пасти мясо.
На переднем плане медведь, справа от него еще два гепарда(?), огромная змея, а над ними обезьяна, которая с удивлением смотрит на фантастическое животное с телом осла и головой женщины, осел-кентавр, женская особь. А я вот только про кентавров-лошадей слышала...
Тут львица на пригорке и ее сосет львенок, под ним гигантская ящерица, справа лошадь.
Под ними два бородавочника.
Сцена охоты на дракона. Любители драконов считают это доказательство существования драконов в античные времена :). Тут и над драконом животное, которое заставляет задуматься о своей видовой принадлежности :)
Под сценой охоты находится храмовый комплекс. Комплекс явно египетского стиля, с четырьмя большими статуями бога Осириса по бокам от входа. Но есть также отчетливо греческий элемент, то есть орел Птолемеев над дверным проемом. Слева от комплекса находится корабль с большим парусом, а перед ним мы видим путешественника, прибывающего на муле.
Большой фрагмент, на котором множество животных, о которых я уже писала или напишу дальше.
Тут в центре загадочный крокодило-бегемот, ниже обезьяна и два гигантских краба, над ним слева два гепарда, которых мы уже видели, правее охотники, лев\гиена (?), и то ли задумчивая обезьяна то ли лягушка, сидящая на дереве.
Легко узнаваемый носорог, стоящий в гордом одиночестве.
Это нижний левый угол мозаики. Слева колодец, используемый для измерения уровня воды в реке. Справа от него находится эллинистический храм с женщинами и рыбаком с трезубцем на плече. Ниже храма мы видим охоту на бегемотов: обыкновенный весельный корабль с двумя рулями и каютой на палубе используется для погони за этими великолепными животными. Мужчины на корабле швыряют копья в бегемотов и уже попали в двоих из них.
Обратите внимание на тень носа корабля в воде. Нос украшает голова шакала, возможно, представляющего бога Анубиса.
Вот сцена охоты крупнее, она мне очень понравилась своей реалистичностью. Мы видим много разных птиц и рыб и даже крокодилов. Обратите внимание, что крокодилы быстро улепетывают, и явно сбегут от охотников и спрячутся в воде. Все это происходит среди пышной растительности, которую не берусь определять.
Это мой любимый бегемот, увидев изображение которого, я поняла, что надо поехать и посмотреть на эту мозаику.
Посмотрите, как художники изобразили страдание животного, в которого попало 2 копья...
В отличие от верхней части, нижняя часть нильской мозаики изображает здания, созданные человеком. Эллинистический храм я уже перечислила.
Это какой-то храм или его развалины и множество ибисов.
Это тростниковая хижина, здесь мы видим двух мужчин в дверях и одного человека, пасущего одну корову. Также множество птиц и на крыше хижины, видимо, ибисы. Человек, мне кажется почти голый, только в шапке, плывет в простом каноэ. Множество водных растений, похожих на лотосы.
В нижней части мозаики изображена пьяная вечеринка. Мы видим четырех мужчин и трех женщин, сидящих на скамьях внутри беседки. Они явно празднуют разлив Нила, некоторые из них держат рога или чаши с питьем, а другие играют на музыкальных инструментах. Человек в простом каноэ проплывает через беседку. На нем набедренная повязка. Над беседкой находятся еще два каноэ. В одном голый человек, а в другом человек в набедренной повязке.
Слева внизу мы видим павильоном или храм. В нем солдаты. Справа - женщина, держащая пальмовую ветвь в левой руке и ковш в правой руке, видимо жрица. Ковш используется для разлива вина в рога или чашки. Солдат слева от жрицы, вероятно, является командиром отряда. Он держит питьевой рог. Оружие и доспехи солдат явно эллинистического стиля.
Мы видим разные типы кораблей: типичный нильский корабль с изогнутым носом и кормой, парусом и рубкой; под этим кораблем каноэ с рыболовом; а также весельный военный корабль.
Вот верхняя часть предыдущего фрагмента.
Здесь мы видим некую религиозную процессию египетских священников ?). Некоторые из людей в процессии играют на бубнах. На постаменте стоит статуя шакала с головой бога Анубиса (?).
Тема Нила была весьма популярна в античные времена, в Израиле в Ципоре есть мозаика "Праздник Нила"
https://dona-anna.livejournal.com/840900.html Еще экспонаты музея из городского некрополя.
Бронзовый сундук со сценами из кентавромахии.
Мне очень понравились юноши, стоящие сверху на этом сундуке.
Юноши с другого сундука.
Еще сундучок с юношей в качестве ручки.
Специальный скребок чтобы снимать излишки оливкового масла с тела. Оливковым маслом мазали тело.
Бронзовая ваза.
От выхода из музея открывается незабываемый вид.
Тут прямо на ступеньках есть старинный колодец.
Музей на карте Адрес: Palazzo Barberini, Piazza della Cortina, Palestrina
Инфа:
https://corvinus.nl/2018/12/22/palestrina-the-nile-mosaic/https://www.italywhereelse.com/the-nile-mosaic-of-palestrina/http://archaeologicalworld.blogspot.com/2012/07/nile-mosaic-of-palestrina.htmlhttps://en.wikipedia.org/wiki/Palestrinahttps://en.wikipedia.org/wiki/Nile_mosaic_of_Palestrinahttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA%D0%B0https://it.wikipedia.org/wiki/Mosaico_del_Nilo This entry was originally posted at
https://dona-anna.dreamwidth.org/2369753.html.