Об образовании и (немного) о вмещающем социуме

Feb 28, 2011 10:45

Чему меня только не учили в школе?! Задумался о погоде и климате, и память сразу выдала необходимые сведения. Немного уточнил в сети - всё правильно. Вот вам и советское образование.

Учили хорошо, учили профессионально. Только вот тому ли учили, что нужно для жизни? Жизнь в СССР была проста для подавляющего большинства людей: крайняяя степень стабильности. Думать почти ни о чем не нужно: медицина, образование, работа, даже жильё (*1). В СССР было очень простое общество и общественной жизни почти не было, ОБЖ был не нужным предметом (*2).

Чему учить детей? Было полно предметов, колоссально развивающих эрудицию, но вполне бесполезных в обыденной жизни - физика, химия, биология, география, история. Некоторые так получали профессиональную ориентацию. Но много и тех, кто её не получал: врачи, учителя, экономисты, чиновники, работники культуры.

Советская школа - кладезь для любознательных, таких как я. Но таких (*3) было 1-2 человека на класс. Любознательность не развивается, это врожденное качество. Остальные даром проводили время в школе.
Из советской школы выходил человек информированный, оперирующий, созерцающий; но не эрудированный, не знаюший, не мыслящий, неумелый, пассивный.

Общество выдвигает требования к школе. Сегодня требования иные, и не всегда эти требования плохие. Сегодня общество неимоверно усложнилось - и в мире, а уж о России и говорить нечего. Везде засады, только поворачивайся. Поэтому в школе непременно нужна социализация, умение обращаться в этом мире. Также понятен интерес к ОБЖ - умению не быть съеденным. Особенно радует всеобщий интерес к физ-ре - и со стороны детей, и со стороны государства (*4).

Усложнение социальной жизни это не всегда плохо. Развиваться может сложное общество, простое общество стагнирует. Сложности возникают спонтанно, революционно, эволюционно происходит упрощение (в общем случае - неусложнение).
Другое дело, что есть множество людей и полезных членов общества, которым сложности не по силам. Для них всё должно быть просто. Т.е. на низовом уровне общество должно быть простым, на верхних уровнях - сложным.

(*1) С жильём неважно было, но думай - не думай, а поправить невозможно.
(*2) Физкультура - тоже. Так, необязательный предмет. Физической культуры, как таковой, в обществе не было.
(*3) Я не говорю сейчас об успеваемости - туповатых зубрилок было много.
(*4) Кроме, пожалуй, некоторых родителей.

.Я_Вспоминаю, .Я_Рассуждаю, ОбщественныеНауки, .Я_Наблюдаю, .Я_Критикую, РФ(Эрефия), Школа, СССР(Совдепия)

Previous post Next post
Up