Дачники и помещики

May 15, 2012 19:21

Хороший текст Сергея Корнева kornev.
>>
В течение майских праздников я, вместе с большинством русских людей (включая горожан), занимался земледелием. Я уже объяснял, что за повальным увлечением садоводством-огородничеством в России стоит не только меркантильный расчет или забота о здоровом образе жизни, но и определенная жизненная позиция. Это позиция «внутренней эмиграции» от окружающего маразма. Личные несколько «соток» - это единственное пространство, где любой русский может гарантированно реализовать свою волю к изменению реальности, и получить в итоге конкретный результат без посредников и начальников. Собственно, только эти крошечные X соток и составляют подлинный «лебенсраум» современного русского человека, жителя колонии. Сразу за их пределами начинается «оккупированная территория».

Вокруг этого занятия формируется специфическая массовая субкультура, свободная от ложных проблем, внешних культурно-идеологических влияний и ориентированная на чистую, приземленную целесообразность с оттенком экологизма. «Вскопал-посадил-полил-прополол-собрал». Эта субкультура довольно хорошо отражена в «печатноблоггерских» нишевых СМИ типа миллионника «Моя Прекрасная Дача». Если кто-то сегодня задается вопросом: «Где, в каких подземных резервуарах формируется новая, незамутненная русская идентичность», то я отвечаю: вот здесь примерно и формируется. Это своего рода сочный компост, на котором впоследствии может вырасти что-то собственное и жизнеспособное. Все остальное в России вымрет, выродится или сбежит за рубеж. Победит «человек с лопатой».

На первый взгляд, это похоже на абсурд. В эпоху «нанотехнологий» многомиллионная нация, еще недавно - весьма продвинутая в плане науки и техники, вместо всевозможной «модернизации» зарывает свои усилия в землю. Буквально зарывает. Буквально в землю. Это симптом, который показывает, до какой степени эту нацию не устраивает окружающая социальная реальность, - где, собственно, нет места какому-то конструктивному творчеству, меритократии, науке и технике. Не то чтобы это копание земли было осознанно «протестным». Просто это - самая доступная из альтернатив. Земля не обманет, не заставит служить чужим интересам. Здесь налицо практика отключения от чужой социальности, причем достаточно радикальная: с выращенного урожая не платят налогов, не отдают прибавочную стоимость работодателю и т.п. Эта практика оказывает определенное влияние и на отношение к миру в целом. И наступит момент, когда она будет достроена и в политическое, и в духовное измерение.
<<

С. Корнев пишет как мыслящий дачник, горожанин цивилизации постмодерна, сбежавший на время от всех благ этой цивилизации, использующий всю ту же привычную ему оптику. Добавлю кое-что с позиции традиционалиста-деревенщика, попробую "достроить духовное измерение" в иной, традиционалистской оптике.

Эта дачно-огородная стихия, зародившаяся еще в СССР в 60-70-е годы, не дала окончательно исчезнуть русскому началу из советской культуры. Писатели м.б. и были "деревенщики", но их читатели точно были дачники. Земля и ландшафт вообще всегда были хранителями этничности.

Для меня сельская жизнь и сельские труды имеют еще один важный аспект: приобщение к Традиции и традиционному мироощущению. Этничность без Традиции это сугубо мысленный (пока) конструкт, жизнеспособность оного не проверена. Возможно потому на дачной ниве так ничего жизнеспособного и не прорасло за прошедшие 40-50 лет, что горожанин-дачник не имеет потребности в этничности. Но этничность, погруженная в традиционное мироощущение, даёт поразительные результаты, по себе знаю.

Дачная субкультура должна стать полноценной культурой. Надо дать "человеку с лопатой" осмыслить себя не как частичного лузера и временного дауншифтера, сбежавшего на время из городской суеты, а как полноценную самость, вещь в себе, онтологический столп правильного миропорядка. "Человеку с лопатой" надо смелее отрываться от традиционных городских заморочек, сбрасывать стереотипы не только на время выходных, но и насовсем. Не усталый раб города в отрыве, но неспешный хозяин своей судьбы здесь и сейчас, иногда приходящий в город, даже если это "иногда" выливается в еженедельную рабочую пятидневку.

Нужен радикальный разрыв с тупиковой в своей ограниченности городской суетой. Не отказ от благ цивилизации, но умное встраивание их в основной корпус традиционного миропорядка, и перенос туда самого себя. "Человек с лопатой", осознавший себя таковым, это есть будущее России - новый помещик. Лопата это не забава, это серьёзно. Это оружие нового помещичьего сословия в устроении им своего будущего.

(с), ъ_Новые русские, ОбщественныеНауки, Традиция, Россия, [2_Деревня, [2_Синтез, .Я_Мыслю, ъ_Хинаяна традиционализма

Previous post Next post
Up