Трактат о воспитании святых отцов
Несколько сот лет назад католическая церковь отчего-то так рассердилась на атомы - мельчайшие частицы вещества, что решила сжигать на кострах всех еретиков, которые поддерживали атомизм. Прошли века, Ватикан покаялся за многие (но не за все) греховные сожжения, им устроенные, и даже с Галилея обвинение в гелиоцентрической ереси снял. А вот как дело с атомизмом состоит? Ведь ныне атомы кругом повсеместно. Включаешь свет, а по проводам, состоящим из одних мельчайших частиц, начинают бежать другие мелкие частицы, излучая новые частицы - кванты света. Если Рим не отменил указ об ереси атомизма, то святой престол впадает в грех каждый раз, когда в Ватикане зажигается электрический свет. Существует теоретическая опасность массового взаимосожжения среди отцов церкви (самосожжение - это грех, а сожжение соседа-грешника - благо). Может стоит спасти Ватикан от невольной ереси, напомнить им о пользе концепции атомов? Эй, кто там из инженеров поближе к рубильнику - отключите электричество святым отцам, пусть они в церковной темноте подумают о свете атомизма.
Или вот православный диакон Кураев в своём сочинении «Христианство и наука» проявил дерзкое неуважение к великим учёным Копернику и Галилею. Он рассуждал о них свысока, журил за личные несовершенства, снисходительно и ложно посмеивался над их теориями. Очевидно, что диакон Кураев впал в грех гордыни и ересь лжесвидетельства. Полагаю, что диакону нужно очистить душу покаянием и смирением: все-таки Кураев несопоставим по интеллекту и по заслугам перед человечеством ни с Коперником, ни с Галилеем. Оскорбляя этих учёных, основателей современной науки, диакон Кураев одновременно проявляет чёрную неблагодарность. Ведь Кураев активно пользуется благами науки: размещает свои труды в интернете, пользуется спутниковой связью и летает самолетами. Что можно сказать о неразумном ребенке, который уплетает за обе щеки вкуснейшие сласти, одновременно пытаясь плюнуть в кормящие его руки?
Считаю, что пора принять воспитательные меры по отношению к тем церковникам и чиновникам, кто не проявляет должного уважения к науке и учёным. Хорошие результаты по установлению логических связей - кто в современном мире сыплет манну, а кто её ест - должны дать временные отключения воспитуемых от благ нынешней высоконаучной цивилизации. Спектр воспитательных мер - широчайший, решайте по обстоятельствам.
Верующие люди, садясь за стол, благодарят бога за посланную им еду. Сейчас даже многие горожане знают, что в еде, кроме божественных усилий, заложено много труда учёных-агрономов, селекционеров и генетиков. Каждый жилой дом набит приборами и машинами, в основе которых лежат сложнейшие физико-химические технологии и механико-математические расчеты. Что там телевизор или микроволновка - даже простой на вид унитаз сконструирован на основе множества технологий спекания и обжига, полимеризации и вулканизации, сталеплавления и машиностроения.
Поэтому в качестве покаяния диакону Кураеву стоит хотя бы раз в день, пользуясь компьютером, холодильником или унитазом, с благодарностью превозносить имена учёных, которые обеспечили ему современный уровень удобств. Для благодарственного вспоминания можно предложить кающимся список из 12 имён, святых для всех учёных мира: Архимед и Демокрит, Коперник и Кеплер, Ломоносов и Левенгук, Галилей и Ньютон, Максвелл и Менделеев, Бор и Эйнштейн.
Имена Коперника и Галилея диакону Кураеву приличествует вспоминать с особым усердием и покаянием. Хорошо бы также устраивать ежегодные церковные поминания мученицы женщины-математика Гипатии, зверски убитой по велению высокочтимого святого Кирилла Александрийского.
Конечно, каяться гордый диакон должен не из страха перед мстительным демоном Максвелла и отключением электричества, а боясь бога и следуя аксиомам своей религии, согласно которым бог строго наказывает нераскаявшихся грешников.
Вы скажете с возмущением: а как же свобода мнения? Что же, человек не может свободно высказать свое отрицательное мнение об учёных?
Конечно, может. Но значительный вес его мнение будет иметь, когда он произнесёт его собственным горлом, стоя на площади в домотканой одежде и жуя дикий мёд, смешанный с саранчой. Если человек отрицательное мнение о науке и её основателях высказывает через компьютерные сети, а руки его полны мобильным телефоном, ключами от модернового авто и авоськой с пастеризованными продуктами (все знают, кто такой Пастер?), то его мнение имеет вес каприза избалованного и неразумного дитяти. Или неблагодарной взрослой свиньи - тут уж сами свободно решайте.
P.S. Предлагаю программистам типографии, выпускающей религиозный учебник Кураева, включить в него данный воспитательный трактат в качестве приложения. Без сомнения, это будет самая читаемая детьми страница.