Из всего многообразия документов, с которыми доводилось знакомиться, мне больше всего нравятся Журналы военных действий и преговоры по прямому проводу. Весьма интересное и познавательное чтиво, порой, имеющее драматически закрученный сюжет.
Вот и данный журнал читал с нескрываемым интересом. Поразило то, с какими трудностями приходилось сталкиваться автомобилистам в 20-х годах, когда любая, даже весьма не продолжительная поездка, превращалась в эпическое приключение. Не говоря уже о том, что в этих условиях умудрялись еще вести какие-то боевые действия.
Впрочем, лучше всего, предоставить слово тов. Попову - Начальнику 23-го Авто-Броневого Отряда 18-й стрелковой дивизии.
(Кстати, любопытно то, что до весны 1919г. сия дивизия именовалась "18-й пехотной стрелковой дивизией" (sic))
Из Журнала Военных действий 23-го автомобильного броневого отряда 18 стр. див.
31 января 1919 г. Приказом по Управлению Петроградского Отдела Совета Центробронь с. г. за № 41 §2, командиром 18-го Авто-Броневого отряда назначается тов. Попов Николай Матвеевич и этим же приказом предложено ему приступить к формированию вышеупомянутого отряда.
С 1 по 13 февраля отряд формируется.
13 февраля. Тов. Попов командируется в 23-й Авто-Броневой Отряд, на предмет выяснения наличия машин и автоимущества.
На основании предписания Петроградского Отдела Совета Центробронь от 13 февраля с. г. за № 534 и телеграммы И. Д. Начальника и Военкома Центрального Броневого управления за №138, 18-й Броневой отряд аннулируется, но тов. Попову предписано дальнейшее формирование, как людьми, так и машинами, переименовав его в 23-й Авто-Броневой отряд и пополнив до штата машинами и людьми 23-им Авто-Броневым Отрядом, прибывающими с фронта, который расформировывается.
13 и 17 февраля. Отряд формируется.
18 февраля. Тов. Попов назначается командиром 23-го Авто-Броневого Отряда. Приказ по Петроградскому Отделу Совета Центробронь за № 72 §5.
19 февраля - 18 марта. Отряд формируется.
19 марта Получено предписание от Начальника Броневого отдела Штаба Северного фронта от 19-го марта за № 131 об отправке отряда на фронт в распоряжение 6 Армии.
20 марта. Заказан подвижной состав для погрузки и отправки отряда в Вологду.
21-22 марта. Отряд грузится.
24 марта. На пути из Петрограда в Вологду.
25 марта. Отряд прибыл в Вологду, в распоряжение 6 армии, в составе 84 чел. красноармейцев, 4-х броневых, 3 легковых, 3 грузовых машин, 1 цистерны, 2 мотоцикла и 1 самоката.
26-30 марта. Отряд подыскивает помещение под гараж для команды проживает в вагонах.
1 мая. (твд) Отряд разгрузился и расквартировался в гор. Вологде, Галкинская ул., 27 и Духов монастырь под гараж.
2-4 мая. Приспособление гаража и размещение команды.
5 мая. Отряд придается 18 стр. див.
11 мая. По предписанию Наштарма 6 от 10 сего месяца за № 2011, второе отделение 23-го Авто-Броневого Отряда, в составе командира отделения тов. Овсейко Константина, 10 красноармейцев, 1 броневой, 1 грузовой и 1 легковой машины отправлено на ст. Плесецкая в распоряжение Начдива 18.
12 мая. 2-е отделение 23-го Авто-Броневого Отряда прибыло на ст. Плесецкая, где, по приказанию Начдива 18, была произведена рекогносцировка дороги Плесецкая-Кочмас на расстояние 15,5 верст. Отправлено в Кочмас газолину 26 пуд. 16 ф., Эфиру 5 пуд. 6 ф. и масла 5 п.
13 мая. Рекогносцировка дороги на участке Плесецкая-Кодыш на расстояние 59 верст. Распоряжение Начдива 18.
14 мая. 2-е отделение 23-го Авто-Броневого отряда, по предписанию Начдива 18 за № 3451, отправилось в распоряжение Комбрига 1 в дер. Кочмас для охраны дороги Авда-Кодыш до Кодыша.
Во время следования у 1/2 тонной грузовой машины Фиат сломался валик в коробке скоростей.
15 мая. 2-е отделение прибыло в дер. Кочмас, в распоряжение Комбрига 1 18 стр. див.
Отправлено в Кочмас газолину 20 пуд, эфиру 2 пуд. и масла 5 пуд.
16 мая. По предписанию Наштарма 6 от 16 мая за № 2088, выделено из Отряда и отправлено 4-е отделение, в составе командира отделения тов. Марковского Вячеслава, 14 красноармейцев, 1 броневой, 1 грузовой, 1 мотоцикла и 1 самоката на ст. Плесецкая, в распоряжение Начдива 18.
18 мая. Отделение прибыло на ст. Плесецкая.
19 мая. Распоряжением Начдива 18, 4-е отделение отправлено в распоряжение Комбрига 1, в дер. Кочмас, с каковым отправился и я для устройства и расквартирования отделения и рекогносцировки дороги, проследовав с отделением в Кочмас, и от дер. Кочмас на легковой машине до дер. Кодыш. Результат осмотра дорог и пробега машин ниже помещаю:
От ст. Плесецкой до дер. Плесцы, на расстоянии 5 верст, дорога замощена фашинами, ничем между собой не связанными, и не засыпанными землей. При проходе машины бревна прогибаются и, выпрямляясь, передают машине сильные толчки, что отзывается на рессорах, а у бронемашины - на кардане, дифференциале и сцеплениях брони башен.
От дер Плесцы, на протяжении 14 верст, дорога проходит по грунту (глина и чернозем), слабо укатанному. Машины могут работать во время засухи, а в сырое время, или после дождя, образуется непролазная грязь и, благодаря этому, бронемашины, принимая во внимание их вес (250 пуд), неминуемо загрузнут.
От 14 до 24 версты (дер. Кочмас) дорога местами замощена фашинами, грунт глинистый и слабо укатанный, при чем болотистые места завалены елками, либо ветвями, и из-под фашин просвечивается вода, что ослабляет продвижение машин, а в болотистых местах - провал машин по ступицы колес.
Дорогу от дер. Кочмас на дер. Авда, на протяжении 12 верст, можно назвать удовлетворительной (учитывая сухую погоду), в сырую же погоду, дорога испортится. На этом протяжении встречается несколько подъемов и спусков, на которых грунт болотистый и разрыхленный. Эти спуски и подъемы приходилось объезжать полем, рискуя загрузнуть и застрянуть на спусках и подъемах.
От 12 версты до дер. Авды, протяжением 9 в., дорога в скверном состоянии, совершенно не возможно работать броневым машинам, но нельзя и думать о пробеге бронемашины, благодаря большим ухабам, подъемам и спускам с болотистым грунтом (на ухабах), приходится рисковать бесцельно ломать рессоры, на болотистых же подъемах, машины застрянут, их придется вытаскивать людьми, т. к., без упомянутой помощи, можно сорвать коронную шестеренку.
От дер. Авды до дер. Кодыш (9 верст) встречается несколько крутых подъемов, не укатанных, с вязким и разрыхленным грунтом, каковые броневая машина взять не сможет. На этом же протяжении встречаются мосты, от 1,5 до 2 аршин, по которым на легковой машине приходилось проходить черепашьим шагом, и, при проходе по вышеупомянутым мостам, легковая машина садилась на маховик, о броневой же машине говорить не приходится и, продвигаясь по этим мостам, она рискует разбить картер или сорвать дифференциал.
Благодаря плохого состояния дороги во время следования в дер. Кочмас, от сильной тряски вылетели болты с роликами закрепляющего механизма башен, почему башни садились на броню и их нельзя было провернуть, рискуя в бою, при продвижении машины, бездействовать, т. к. не удастся обстрелять цель в любом направлении. Получился перекос брони, с креном вперед, защищающим двигатель машины. У грузовой 3-х тонной Фиат лопнули кронштейны, удерживающие платформу. У грузовой 1,5 тонн Фиат сломался распределительный валик коробки скоростей.
19 мая По моему распоряжению, 2-е и 4-е отделения объединяются и, условно, именуются Взвод 23-го Авто-Броневого отряда, командиром коего назначается тов. Овсейко Константин.
20 мая. В селе Кочмас 3-й батальон 157 пехотного полка отказывается следовать в резерв или на фронт, который долго уговаривали исполнить приказание, учитывая необходимость исполнения, имея в виду сложившиеся обстоятельства на фронте. Несмотря на это, батальон следовать отказался, почему мною от Комбрига 1 было получено словесное приказание - подготовить машины, что и было исполнено. Машины для воздействия направились из Кочмаса по направлению к дер. Авда, пройдя версты три; вышеупомянутый батальон начал разбиваться на мелкие группы и, спустя некоторое время, отправился по назначению.
23 мая. Прибыл из Кочмаса в базу отряда, для ремонта, мотоцикл Самбим, выбывший из строя от пробега со ст. Плесецкая до села Кочмас.
Пробег бронемашины № 6461 по направлению на Кодыш на предмет испытаний исправленной дороги, которая прошла до 14-й версты, дальше проследовать не смогла за плохим состоянием дороги, почему вернулась обратно. Предписание Комбрига 1.
Донесение Командира взвода тов. Овсейко о выбытии из строя двух броневых машин.
Я отправился в дер. Кочмас для выяснения причин порчи дороги, автомашин и принятия соответствующих мер к ремонту.
26 мая. Осматривал бронемашины, причины порчи и результаты помещаю:
24 мая было получено приказание командиром броневзвода Овсейко Константином от Начдива 18 - направить две броневые машины до 14-й версты на предмет испытания дороги и производства практической стрельбы из пулеметов, куда прибыла одна броневая машина № 6461, другая № 6473 "Пестель", дойдя до 3-й версты, встала. По осмотре машины, оказалась поломка в дифференциале и сорван задний ход, почему она, на буксире, была доставлена в Кочмас.
У вернувшейся машины № 6461 образовалась либо трещина, либо раковина у выпускной трубы в цилиндрах, отчего вода, из-за рубашки цилиндров, попала в выпускную трубу.
Из вышеизложенного видно, что одновременно выбыли из строя две броневых машины, почему мною были приняты соответствующие меры и, благодаря блестящим техническим силам отряда, не имея под рукой необходимого инструмента, из двух выбывших из строя машин удалось собрать одну и оставить ее на фронте, т. е. был переставлен исправный блок на броневую машину "Коммунист", а неисправный блок с Коммуниста, переставлен на броневую машину с дефектами дифференциала и заднего хода.
Подробный акт будет составлен по прибытии броневой машины в Вологду. На месте составить акт не представляется возможным, т. к. пришлось бы машину разобрать, что не безопасно, принимая во внимание близость неприятеля.
Примечание: С броневой машины Фиат № 6473 переставлены на брон. № 6461 нижеследующие части:
1) Башня с двумя пулеметными установками.
2) Цилиндр
3) Радиатор
4) два обода с гусмастиком.
27 мая. Погружены и отправлены со ст. Плесецкая броневая машина № 6473 и мотоцикл Самбим № 644 в базу отряда в Вологду.
29 мая. Указанное прибыло в базу отряда для капитального ремонта.
30 мая. Назначена комиссия для составления подробного акта поломки броневой машины Фиат № 6473 и мотоцикла Самбим № 5363, прибывших с фронта.
Результаты: броневой машины Фиат № 6473
1) Лопнула водяная рубашка цилиндров
2) Двигатель требует капитального ремонта.
3) В коробке скоростей сорван задний ход
4) В дифференциале сломана коническая ведущая шестеренка карданного вала.
5) Радиатор течет
6) Расшатана бронь.
Мотоцикл Самбим № двигателя 5363
1) нет крышки на бензиновом баке.
2) нет плашек для ручек тормоза
3) сорвана передняя скорость
4) сломаны подножки и валик для них
5) разбит глушитель
6) погнута стойка под задним колесом.
Поломан багажник, разбита нижняя половина цепной коробки, недостает 10 болтов к ней. Мотор в собранном виде, не разбирался.
(Продолжение следует)