Когда я училась в 11-ом классе, у нас был совершенно прекрасный учитель русского языка, который вёл нам курс для поступления в ВУЗ. Занятие у нас проходило в пятницу вечером. В пятницу...вечером...а зимой у нас ещё и физкультура была по пятницам в бассейне... В общем, мы были бодры, веселы и покладисты. Каждое занятие мужик начинал одним и тем же вопросом -- вы домашнее задание сделали?
Ответ тоже был стандартен -- делали, недружным хором отвечали те из нас, кто ещё мог хоть что-то отвечать.
Понятно, - отвечал смирившейся преподаватель, и задавал следующий вопрос.
--Кто помнит, чем глаголы совершенного вида отличаются от глаголов не совершенного вида?...
Это всё была байка, а вот немного реальности.
У нас каждую неделю несколько групп 5-ти леток и 6-ти леток. Довольно часто то, что мы с ними делаем на занятии, очень похоже на то, что мы уже делали. Да и домашние задания довольно часто повторяются по своей идее. Да, нам важно, чтобы дети научились считать в определнном диапазоне и свободно пользоваться этим умением. Но нам неприятны безличные столбики примеров. Значит мы будем придумывать задания, которые будут детям симпатичны и интересны... Многие взрослые, видя работу ребёнка, пренебрежительно бурчат, что это то вы уже делали, что в этом сложного-то?
А сложного в этом то, что можно что-то делать до бесконечности, но пока оно не "ляжет" на своё место в умениях и навыках ребёнка, не присвоится, каждый раз будет как первый.
В прочем, у нас и взрослые тоже так обучаются...
Мы тут недавно в один из уроков выдали группе шестилеток рыжие кубики. Поговорили про размер каждого кубика, проверили, что 2 кирпичика как раз это длинна арки, а 2 кубика это как раз 1 кирпичик. Уф, всё им нарисовали на доске, помогли каждому нарисовать арку...
Вот Даня себе тоже все размеры перенёс.
Построили башенку, рисуем. Так как был уже конец урока, много нарисовать не получилось...
Ребята очень расстроились, что уже пора заканчивать.
Хорошо, - подумала я, - надо сделать им приятное и следующий урок начать с кубиков.
Начали урок, выдаём им мешочки с кубиками, тетрадки и карандаши. Дети смотрят на нас удивленно.
-Что это???
-Это кубики...
-И что нам с ними делать???
-Строить башенки и рисовать.
-Рисовать???
-Но мы же не умеем!!!
И как с чистого листа...
- Если у нас кубик имеет размер 2 клеточки на 2 клеточки, то сколько клеточек у нас кирпичик?
- Мы не знааааем... 3? 4? 5?!
- Дети, ещё раз. Кубик 2 клеточки. Можем ли мы померить кирпичик?
- Да!
- Как?
- Пальцем?
- УУУУУУУ)))))
Ничего, кто-то из детей на минутку оторвался от построения башен, выдал словесную инструкцию - как всё это померить и начал рисовать...
Поняли 2 человека из 6.
Правда, через некоторое время все более менее опять поняли идею размера и масштаба и продолжили рисовать....
Вот думаю, когда повторить и проверить: легла ли им в голову идея про масштаб - или опять нет?)))