Как мы учили английскому языку-1,5 (отступление)

May 01, 2010 22:05

Итак, в продолжение предыдущего поста...

По поводу нейронных сетей.
Я основываюсь в своих рассуждениях на той теории, что информация в головном мозге сохраняется в виде связей между нейронами. Скажем, вот есть два нейрона, А и Б. Сидят, знаццо, эти нейроны в голове. Связи пока между ними нет. Но вот, скажем, субъект с этими нейронами видит букву "А" и слышит соответствующий этой букве звук. Между двумя нейронами проскакивает несколько молекул мозговой органики, отвечающей за передачу сигналов. Часть молекул оседает на нейронах или что-то в этом духе. Через некоторое время опыт повторяется: показывается буква "А" и произносится звук. Органики уже требуется меньше, она проскакивает по "готовому" маршруту.

После некоторого числа повторений опыта между ранее не связанными нейронами формируется связь из этой органики. Связь эта кодирует сочетание образа "А" и звука. Сначала эта связь непрочная. Если некоторое время опыт не повторять, то органика пойдет на формирование других, более важных с точки зрения организма связей. Но если повторить еще некоторое количество раз - то связь станет прочной.

Факторов, влияющих на формирование таких связей очень много. Например, прием некоторых веществ типа алкоголя, мешает образованию связей. В результате мы хуже помним то, что происходило во время выпивки. А вот если в момент формирования связи организм испытал очень сильное воздействие (любовь, страх и т.п.) - то связь может быть промаркирована как "очень важная" и сразу сформироваться как постоянная.

Когда мы учимся, к примеру, есть при помощи ножа и вилки, то в этом деле участвует целая куча нейронов (управляющих движением мышц, обрабатывающих зрительную информацию и т.п.). Между ними формируются какие-то связи. Сначала мы управляемся ножом и вилкой не очень уверенно - связи между нейронами, включенными в процесс, постоянно нарушаются. Но со временем, если мы повторяем процедуру поедания яичницы с помощью ножа и вилки часто, связи между нейронами закрепляются. Формируется НЕЙРОННАЯ СЕТЬ. Эта нейронная сеть отвечает за правильное, быстрое, уверенное владение ножом и вилкой. Она "подключается" в действие, когда мы садимся за стол и берем в правую руку нож, а в левую - вилку.

Упрощенно это где-то так.

Что касается "привязанных к жизни" и "автономных" нейронных сетей. Например, если мы ножом не только едим, но и, к примеру, режем колбасу, то во втором случае задействуется часть нейронов из сети "кушать с ножом и вилкой", а часть из сети "резать колбасу". Между этими двумя сетями (точнее, между нейронами, их составляющими) возникают дополнительные связи, формируя подсеть "орудовать ножом".

Что интересно. Если активировать часть нейронов любой сети, они начнут активировать другие нейроны, находящиеся вокруг них, передавая сигнал по цепочке. И сигнал распространится по всей нейронной сети; а может захватить и связанные с первой сетью. Примером может служить "наша песня" у влюбленных. Они переживали чувство любви (сети "любовь"), в это время звучала какая-то мелодия (сети "слух" и "обработка звуковых сигналов"). Между двумя сетями возникли связи, поскольку активированы были обе сети одновременно. В результате, если кто-то из влюбленных слышит "их песню" (активируются сети "слух" и "обработка звуковых сигналов"), то, благодаря связям между сетями активируется и сеть "любовь". В результате прослушивание песни запускает переживание влюбленности.

Чем больше у одной сети связей с другими - тем более "жизненной" она является, поскольку активация любой из связанных сетей запускает активацию этой. Пример: сеть "разговор". Мы можем говорить по телефону (связанная сеть "телефон"), мы можем выступать на публике (сети "стресс" и "нужно", к примеру), мы можем говорить даже под водой (сеть "плавание"). Все это возможно благодаря тому, что сеть "разговор" связана с очень многими другими сетями.

Примером "автономной" сети может послужить сеть "тригонометрия". Мы можем заново активировать эту сеть, но в обычной жизни для этого требуются особые условия, поскольку сеть "тригонометрия" связано только с сетями "школа", "маленький я", "ненужная деятельность", но никак не связана с сетями "я - отец семейства", "я - менеджер" или "я бухой". Поэтому для достаточно полной активации сети нужно не только уединение, но желательно чтобы и обстановка напоминала школьную. В данном случае, я, конечно, рассматриваю человека, который не занимался тригонометрией вне школы и после окончания школы.

Так вот. Если сеть не увязывать с другими, то она может так и остаться "автономной" и будет запускаться только в определенных условиях, поскольку очень малое число факторов будет способно "пробиться" к нейронам этой сети.

Подчеркиваю: это предельно упрощенное представление о том, как это все функционирует. Я теорию нейронных сетей знаю примерно на таком уровне. Этого было достаточно для обучения моих несчастных учеников :).
Previous post Next post
Up