Сегодня накрывает порассуждать о нашем всем. О нашем образовании.
Недавно lex_kravetski, вот в этой вот статье:
http://lex-kravetski.livejournal.com/290170.html сильно расстраивался на ту тему, что образование станет после новой реформы недоступным широким слоям населения. Однако...
Лично я уже устал доказывать нашим с Котичкой (ну, как бы ее) родителям, что без диплома мы не пропадем. Что "образование" в чистом виде, как школа и институт - бездарнейшая, глупейшая, досаднейшая потеря времени.
Не так давно я пришел к совершенно неожиданному заключению, что время - единственный невосполнимый ресурс.
И мне хотелось бы посмотреть поближе, на что же мы его тратим в школьные годы. Лично я помню, что мне в какой-то момент понравилась математика. Я начитался пропаганды Перельмана, мне было интересно, как, оказывается, можно измерить ширину реки, не переплывая ее, просто подручными средствами. Мне было интересно, что там с этой шахматной доской и рисом (пшеницей). Сам лично пересчитывал раз пять все степени двойки до 64. Мне были интересны всевозможные головоломки Гарднера. Я с увлечением читал о том, как Кардано искал формулу решения кубического уравнения. Мне было интересно. Развивал смекалку, догадчивость. Разрабатывал свои системы шифрования. Даже придумал код на 1024 знака, где кодировалось по две буквы сразу. Чтобы совсем никто не догадался. В собственном варианте игры "Монополия" изучал такие явления как "инфляция", "обесценение денег". С увлечением читал про "рычаг", "быков" и "медведей", биржи. Находил на репродукциях картин Дали развертки гиперкуба (и откуда-то же знал, что такое "развертка" и "гиперкуб"). НИЧЕГО ИЗ ЭТОГО Я НЕ ВИДЕЛ В ШКОЛЕ.
Школа для меня всегда оставалась довольно приятным местом. Когда жил у бабушки в деревне, школа была местом, где меня гарантированно не припрягали к садово-огородной деятельности. Позднее - в школе были друзья, отношения, даже некоторая финансовая деятельность. Были симпатичные (на мой взгляд) девчонки.
И уроки. Вот уроки были злом. Мне нравились некоторые учителя. Их личность. Но сам предмет.... ЗАЧЕМ? Зачем я убил свое детство, юность и часть молодости на всю эту фигню. Что я могу сегодня? Я говорю по-английски - заслуга репетиторов и везение (попал на год в Штаты). Я умею рассуждать - результат чтения научно-популярных книг, энциклопедий, словарей. Я умею искать информацию - благодаря неуемной любознательности.
Еще я умею (ну, умел) решать интегралы и квадратные уравнения. Сейчас тоже, наверное, мог бы, прозанимавшись месяца два-три, вспомнить принципы работы со значками математики. Я примерно знаю, где находятся те или иные страны, хотя с некоторыми облом - я, например, упорно пытаюсь разместить Гондурас в Африке. Почему-то он туда просится. Еще я помню, что в Англии произошла первая научно-техническая революция, но поручиться не могу, что это точно.
Правил русского языка я не помню ни одного. Ну, кроме самого древнего про жЫ-шЫ. Негусто для десяти лет в школе и пары лет в университете.
По мере протекания жизни я понял, что УМЕНИЕ ДУМАТЬ - это самое важное. ЗНАНИЯ общедоступны. Их, вообще-то при необходимости можно очень быстро получить. Мы с Катей наблюдали это у себя неоднократно. Услышал чего-то интересное, пошел в Интернет (правила правописания!), изучил вопрос. С обсуждениями на форумах, со статьями в блогах, со всех сторон, "за", "против", "воздержались" и "послали". И через день максимум ты уже что-то соображаешь в этом вопросе. Дальше ты можешь обкатать темку, обдумать ее дополнительно. И сформировать свой взгляд. НА ЭТО НЕ НУЖНО ТРАТИТЬ ГОДЫ! Достаточно недели.
Теперь посмотрим на школу. Мы, скажем, проходим какой-то период истории за учебный год. Если я сяду и (С ИНТЕРЕСОМ!) займусь изучением вопроса в Интернете - ну, за месяц, я думаю, школьную программу я перекрою раз в десять. Представьте - вам РТОМ (со скоростью до 200 слов в минуту) рассказывают, как что-то там происходило. ЧИТАЮ я с эффективной скоростью (когда все усваивается и еще успевает обдуматься) со скоростью ок. 900 слов в минуту. В 4,5 раза быстрее. ПРОЧТУ я ту же информацию значительно быстрее. ТАК ЗАЧЕМ НУЖЕН УРОК ИСТОРИИ? За 45 минут ЧТЕНИЯ я усвою КАК МИНИМУМ в два раза больше информации.
Теперь вопрос. Вот на эту горстку знаний - на ее получение я убил всю молодость?
У меня сложилось следующее мнение: в 20-21 веках происходит то, что можно назвать "инфляцией знаний". Это как с инфляцией денег. Когда деньги только появились - их было мало, их изготовление - сложным. И стоили они дорого (ну помните такое "В России при царях на рубль можно было купить корову". Ага, еще дом, тридцать соток и место на кладбище. Еще и на поминки оставалось. :)) У денег была как бы такая собственная стоимость, определявшаяся затратами на их изготовление, добычу металла и все такое. Крестьянин среднего пошиба мог, к примеру, вообще ни разу в жизни не увидеть самую крупную денежную единицу своей страны.
Со знаниями та же фишка. Вот были, там, древние египтяне. Свои знания они собирали, систематизировали. Обладали знаниями жрецы в основном. Потому что у знаний была своя стоимость - их нужно было:
а) Добыть. Для добычи знаний нужны люди. Людей нужно кормить. А излишков жратвы не так чтобы сильно много. Поэтому ученых много быть по определению не могло. Вот и ковырялись они там со своими задачками типа "семь кошек съедает семь мышек, каждая из которых съедает семь колосков....". И знания были в таком фрагментарном виде.
б) Сохранить. Для сохранения знаний нужны люди и материалы. Люди обрабатывают материал, он становится чем-то, на чем можно писать. Специальные писцы записывают знания.
Потом человечество (белая христианская цивилизация) научилась получать жратвы столько, что стали целые университеты строить, где всякие ученые обитали. И занимались эти ученые только наукой. Исследовали и все такое. Знаний становилось все больше. Удешевлялись носители знаний - книги. И как-то так случилось, что знания.... обесценились.
Чтобы поразить до глубины души какого-нибудь средневекового человека достаточно было бы, например, ему сказать, что существуют микробы и эти микробы его жрут, вызывают заболевания. Для кого сегодня это новость?
Но спросим себя. Вот, к примеру крестьянин. Какие ему нужны знания? Где находится Австралия? С какой скоростью бегает гепард? Состав атмосферы? Круговорот веществ в природе?
Да на хрена ему вся эта информация!!
Эмпирическим путем крестьянин выясняет все необходимые ДЛЯ НЕГО детали окружающей среды. И с ними работает. Где лучше покос? С какой скоростью способна нестись курица? Каков наилучший состав сена для коровы? Круговорот навоза на участке :)...
Вопрос. Только ответьте себе. Честно. ЧТО ИЗ ВЫУЧЕННОГО В ШКОЛЕ РЕАЛЬНО ПРИГОДИЛОСЬ ВАМ В ЖИЗНИ? И чего вы не смогли бы узнать за пять сек, зайдя в Интернет?
Если человек вооружен средством получения и передачи информации (чтение) и средством обработки информации (мозг), и имеет некоторые инструменты (логика), то он сможет усвоить значительные объемы информации в сжатые сроки. ЕСЛИ ЧЕЛОВЕКУ ЭТО БУДЕТ НУЖНО.
(продолжение следует)