Что ни день, то новая забота у наших депутатов: обсуждют, надо ли запрещать пропаганду квадробинга. Одни говорят, что немедленно надо, другие - что они тихие и никого пока не покусали, а потому не нужно. В общем, целая общественная дискуссия.
Некоторые отсталые граждане на знают, кто такие фурри и квадроберы? Тогда в двух словах. Фурри - это, если перевести на русский, «меховушки», или «пушистики», а «квадроберы» - это «четырёхножки». Прибыли они к нам из Америки и развелись в наших палестинах. Новое модное поветрие - дети, подростки, а всё чаще и совершеннолетние граждане изображают из себя зверей: собачек, кошечек, лисичек, волков и прочих братьев меньших. Иные квадроберы так заигрались и вошли в роль, что требуют водить себя на поводке, лают, мяукают и даже, говорят, едят собачий корм. Бизнес, как обычно, тут как тут: налажена продажа масок, всяких аксессуаров вроде съёмных ушей, хвостов всех видов, собачьих будок повышенной вместимости для крупногабаритных игрунов - сиди себе, лай со всеми удобствами. У них свои реальные и виртуальные сообщества, интернет полнится соответствующими фотками ивидосиками. «Московский Комсомолец» сообщает, что одна девушка три года прожила в образе рыси.
А вот ещё новый вид спорта - хоббихорсинг называется. Это когда вполне половозрелые особи скачут на палочке с лошадиной головой. Соревнования проводятся. Бизнес наладил производство художественно исполненных лошадиных голов. И-го-го!
Вообще-то палочки-коняшки были в седой древности. В Новгороде найдено больше 10 таких «лошадок» XI-XIII вв.
Да и кошечки-собачки новизной не блещут:
«Мы вчера играли в стадо, /И рычать нам было надо. / Мы рычали и мычали, / По-собачьи лаяли, / Не слыхали замечаний / Анны Николаевны».
Это стихотворение Агнии Барто из детской книжки 50-х годов; её я читала в детстве, она и сегодня стоит у меня дома на полке. В той же книжке рассказывается, как «Алёша, славный малый» считает себя… самосвалом.
Отличие от современных квадроберов в том, что и в стадо, и в самосвал в книжке Барто играют в детском саду, дошколята играют. Так оно и было в жизни. И на палочке тоже малышня скакала. А потом скакуну говорили: «Довольно, Ванюша, гулял ты немало, пора за работу, родной». А теперь не говорят. Теперь играть можно до седых волос и далее.
И играют. В бизнесе широчайше используются игровые технологии - так называемая геймификация. Лайки, смайлики, какие-то дурацкие штуковины, что выдают в магазинах за покупки - всё это медленно и малозаметно, но неуклонно превращает человека в малыша. В весёлого такого позитивного детсадовца. Сегодня ни о чём не говорят вполне серьёзно: серьёзное воспринимается как нудное и отвергается. Серьёзно обсуждать что-либо просто невозможно. Тем более, что установлено, что современный телезритель способен отслеживать развитие мысли не более трёх минут. Всё должно быть по фану и по приколу. Взгляните на важнейшее и народнейшее из искусств - телевизионную рекламу. Там веселятся, сияя белозубой улыбкой, позитивные, энергичные взрослые детсадовцы. Это раньше смех без причины считался признаком дурачины. Теперь всё не так: надо просто смеяться и веселиться, и есть шанс даже стать президентом Соединённых Штатов. Важно, чтоб было весело, позитивно и не напряжно. Главное - иметь хорошие зубы. Это и есть эталон современного человека - весельчак-детсадовец. Невероятная популярность фильмов о Чебурашке и Машеньке с медведем среди взрослой аудитории говорит о неуклонном и массовом впадении в детство. Современный человек постепенно въезжает в сказку: иногда сказка бывает страшная и даже апокалиптическая, сказка-ужастик, но она всегда сказка.
Современный, извините за выражение, общественный дискурс и вообще вся современная жизнь - это материализация «Острова дураков», описанного более полувека назад Николаем Носовым в книжке «Незнайка на Луне». Если кто забыл, напомню: это был своего рода Диснейленд, где непрерывно развлекались, смотрели в кино захватывающие триллеры, были веселы и счастливы и, надышавшись отравленным воздухом этого острова, незаметно для себя превращались в баранчиков, которых стригли, а шерсть продавали. «- Послушай, Незнайка, я до того зар-вер-вер-вертелся, что ни бэ ни мэ не могу сказать.
Пролепетав эти слова, он залился бессмысленным смехом, потом пополз на четвереньках и принялся громко кричать:
- Бэ-э-э! Мэ-э-э!». Ну чем не современные квадроберы! Они самые.
Один известный американский кинематографист сказал, что американский кинематограф рассчитан на восприятие пятнадцатилетнего цветного подростка. Мне кажется, современная информационная среда стремится к уровню шестилетки. Появление квадроберов - это важная веха на этом пути.
Кому и зачем это нужно? Очень просто. Сейчас нередко можно услышать, что-де для современного бизнеса люди - это вторая нефть и даже лучше. Верно, но при одном условии - превращении этих людей в болванов-баранов. А для этого используются технологии «Острова Дураков».
Болваны нужны, чтобы впаривать мегатонны бесполезной чепухи, которую необходимо производить и сбывать, чтобы не остановились колёса глобальной экономики. Средний человек просто обязан непрерывно хотеть чего-то новенького, прикольненького, ярконького, звучненького. Едва получив это - он должен немедленно начинать хотеть нового - точно такого же, но нового. Это свойство дошкольника: непрерывно хотеть новую игрушку, а получив - немедленно терять интерес к старой. А вскоре и к новой. Это касается не только одежды, гаджетов или автомобилей. Это касается и информации, книг, кино, спектаклей, т.е. всего, что продаётся. А для того, чтобы человек непрерывно чего-то хотел - его надо превратить в весёленького баранчика. Тогда можно его стричь. Например, впарить ему сборно-разборный хлев, который можно оборудовать на балконе стандартной многоэтажки.
Движение квадроберов наглядно показало, что успехи на этом пути достигнуты впечатляющие.
Не только бизнесу в узком смысле слова потребны баранчики. Они до зарезу нужны и демократической политике, чтобы впендюривать политические утки. Нужны, чтобы за ширмой народного волеизъявления хитрые и властные могли невозбранно обделывать свои мутные гешефты. Баранчикам внушают, что это они, они, всепонимающие носители государственного суверенитета, своим голосованием выбирают «менеджеров» для управления ими. Что-то пошло не так? На то демократическая сменяемость власти: совсем скоро демократически выберут других. Недаром герой современной рекламы - оптимистический дебил. Он - герой нашего времени, как когда-то был Павка Корчагин или Робинзон Крузо. Он радостно лыбится стоматологической улыбкой и говорит: «Гы-ы-ы!!!». Этим он и ценен. За это и любим хозяевами Острова Дураков.
Теперь он стал на четвереньки, залаял и замяукал. Доказывая тем самым, что хозяева Острова Дураков своё дело знают. Кстати, запрет только повышает интерес и придаёт популярности движению. Уж не знаю, стОит ли их запрещать… В любом случае, это воздействие на следствие, оставляющее в неприкосновенности причину.