СКОРО В ШКОЛУ

Aug 13, 2014 21:01

Приближающийся учебный год наводит на размышления о школе. Тем более попались симпатичные воспоминания Татьяны Сорокиной-Булгаковой «Милое, родное педучилище - ты большая родина моя». Там автор рассказывает, как она сорок лет назад училась в педучилище в Курской области - педучилище тогда готовило учительниц начальных классов. Это было среднее ( Read more... )

Leave a comment

d_pankov August 13 2014, 19:16:09 UTC
Все так, спасибо за статью. Добавлю пару строк. Человек с высшим образованием по определению готовится к тому, что создавать что-то новое, изучать неизведанное, строить невозможное. Много ли таких профессий?

Бухгалтеры, экономисты, финансисты - что нового они создают? Что в их работе невозможно изучить за три года с багажом средней школы? Зачем учить какого-нибудь маркетолога 5(!) лет, если вся его наука в одной книге описана?

Инженеры. Сейчас в понятие инженер очень редко вкладывается смысл "творец", чаще - грамотный пользователь с опытом. Вот этот опыт - он что, в институте приобретает? Да нет, на реальном производстве. Есть, конечно, сферы где инженеру нужна высшая математика (это при наличии такого количества компьютерных пакетов смешно) и прочие теормехи с сопроматами, но блин! Это не прикладной инженер, это инженер-разработчик, который работает в КБ. Много КБ-то у нас? Как инженер-производственник заявляю - мое высшее образование почти не пригождается, а это 6 лет жизни.

Программисты. Ну здесь все понятно. Практика, практика и еще раз практика. Серьезные пакеты разрабатываются на серьезной теоретической научной основе, к которой сам программист никакого отношения не имеет. Его дело - переводить инструкции на машинный язык обычно, то есть - ПТУ.

А вот гуманитарные науки, напротив, настолько далеки от реальности, что высшее образование и кругозор необходимы.

И так далее. Пролистав в голове свой список профессий сами легко поймете что высшее образование действительно нужно в 10% случаев.

Reply

ext_2040490 August 13 2014, 20:01:12 UTC
>> Программисты. Ну здесь все понятно. Практика, практика и еще раз практика. Серьезные пакеты разрабатываются на серьезной теоретической научной основе, к которой сам программист никакого отношения не имеет.

Да ну? :-) а знаете, что бывает, если программисты ничего не понимают в предметной области? может, лет 40 назад так оно и было - переводить на машинный язык, но сейчас важна способность хотя бы в общем понимать, что "переводишь". Безошибочных постановщиков задач я почему-то за 10 лет ни разу не встретил. Поэтому важной - важнейшей - чертой современного программиста является способность быстро разобраться в нужной степени в новой предметной области.

Но с Рысью согласен в том аспекте, что для "программистов" нужно принципиально другое образование - "всего понемногу", с возможностью углубленного изучения отдельных областей.

Reply

not_belong_to August 13 2014, 20:11:04 UTC
Вот, именно! :)
"Безошибочных постановщиков задач"... да какое там безошибочных! Такое ощущение, что у 80% программистов вообще нет такого этапа, как "постановка задачи" :)

Reply

ext_2040490 August 13 2014, 20:21:34 UTC
Это потому, что все - то есть на самом деле ВСЕ участники процесса! - думают, что "серьезные пакеты разрабатываются на серьезной теоретической научной основе, к которой сам программист никакого отношения не имеет. Его дело - переводить инструкции на машинный язык обычно". Отсюда нежелание платить деньги у одной стороны, нежелание про них спрашивать у другой, что тоже не способствует... но по мере появления в отрасли ярких людей и понимания сути проблемы, этот лед весьма быстро тает, особенно в последнее время.

Reply

not_belong_to August 13 2014, 20:27:46 UTC
Да, конечно, и это не единственное даже из экономических обоснований, а есть и не экономические.
Не знаю, могу ли разделить оптимизм.. яркие люди всегда есть, вопрос - есть ли у них шанс быть увиденными. Ведь компетенция их работодателей подверглась похожим изменениям.

Reply

going_out August 15 2014, 09:09:03 UTC
"Безошибочных постановщиков задач я почему-то за 10 лет ни разу не встретил."
--------------------------
- Василий Иваныч, а вель у тебя ноги грязнее моих!
- Чего же ты, Петька, хочешь? Я ведь старше тебя.

Я "ни разу не встретил безошибочных постановщиков задач" за 40 лет.

Reply

not_belong_to August 13 2014, 20:07:12 UTC
БОльший вопрос - каково оно, это высшее.
Я с Вашим комментарием в большей части не соглашусь. В противовес возьму Ваш пример: "Программисты. Ну здесь все понятно. Практика, практика и еще раз практика. Серьезные пакеты разрабатываются на серьезной теоретической научной основе, к которой сам программист никакого отношения не имеет. Его дело - переводить инструкции на машинный язык обычно, то есть - ПТУ."
Как пользователь существенного количества программ, а также имеющий опыт программирования (из-за безысходности, сам не напишешь - существующей дрянью пользоваться невозможно) могу сказать, что ситуация в программировании плачевная. И хорошую программу может написать ТОЛЬКО человек, соединяющий в себе и хорошего программиста, и хорошего специалиста в той задаче, для которой программа пишется. Может быть, возможна работа двух человек в теснейшей связке, но эффективность упадет на порядок.
Лично я не учился программированию вообще, чистое любительство. Но успешно решал задачи, которые не мог решить при помощи очень серьезных специализированных программ. Именно потому, что хорошо понимал саму задачу.
Опять же, у меня очень мало навыков работы с деревом, ну сейчас побольше. И с металлом тоже. Есть только теория - и то не сопромат, а просто теория упругости. Но домашнюю мебель, когда надо, придумываю и делаю. Немало знакомых с тем же образованием поступают так же: берутся за дела из совсем новой для себя области и справляются отлично, просто потому, что есть фундаментальное понимание, и вход в новую область начинают именно с "достройки" этого понимания.

Reply

d_pankov August 13 2014, 20:25:51 UTC
А понимание задачи - этому что, в институте научили? Или на производстве все-таки?

Reply

not_belong_to August 13 2014, 20:33:55 UTC
В институте. Где работаю, тоже научился многому, конечно. Но ни программированию, ни деланию мебели у нас не учат :) Я не непосредственно на производстве, разработчик.
Однокурсник вот дом на даче строил - тоже ведь не строитель, первый раз. Результат очень хорош, но жаловался, как пришлось с окнами разгребать то, что "опытный практик" накосячил - ну, просто по объему работы пришлось нанимать, что поделаешь.
Кстати, вот еще какая вещь. Вот, допустим, сталкивается человек с неким новым незнакомым фактом, частностью. На том же производстве. Если у человека нет базы фундаментального понимания - он в лучшем случае запомнит конкретный факт ("землить на ноль нельзя, сгорит!"). А имеющий такую базу сделает из мелкого факта очень широкие и серьезные выводы, дополнит свое понимание, охватит все похожие вещи и аналогии.

Reply

not_belong_to August 13 2014, 20:48:47 UTC
Извиняюсь, я некорректно ответил, не на тот вопрос.
Да, конечно, задачи была конкретно рабочими задачами (но, кстати, некоторые на тот момент совсем новыми). Но главным в их программной реализации было именно понимание самих задач. Сам навык программирования был совершенно вторичен. Опять же, в нем тоже пытался внести системность, структурированность - в результате основную часть программы потом использовал еще десяток раз для совсем других задач.

Reply

vlad_chestnov August 14 2014, 03:09:21 UTC
>Программисты. Ну здесь все понятно. Практика, практика и еще раз практика. Серьезные пакеты разрабатываются на серьезной теоретической научной основе, к которой сам программист никакого отношения не имеет. Его дело - переводить инструкции на машинный язык обычно, то есть - ПТУ.

Что за чушь! Если вы такой же "инженер-производственник", как программист... то я такая же балерина.

Reply

12xc33 August 26 2014, 14:52:44 UTC
Пакеты могут посчитать то, что в них заложили. Как Вы представляете постановку задачи без понимания процесса?

Reply

12xc33 August 26 2014, 15:45:34 UTC
Вот не идёт техпроцесс на производстве как надо - брак на выходе. Кто будет разбираться? Инженер-производственник же. И как он разберётся без представления о процессах?

Reply

romulsan August 26 2014, 17:58:59 UTC
> Программисты. Ну здесь все понятно. Практика, практика и еще раз практика. Серьезные пакеты разрабатываются на серьезной теоретической научной основе, к которой сам программист никакого отношения не имеет. Его дело - переводить инструкции на машинный язык обычно, то есть - ПТУ.

Господин Панков, прежде чем такое говорить, подумайте вот над каким вопросом: откуда берутся эти самые инструкции, если заказчик даже не может четко сформулировать как он представляет себе будущую программу? Изучить синтаксис языка программирования не сложно. А выслушать заказчика, изучить его нужды, придумать архитектуру будущей программы, предложить варианты, утвердить, начать разработку, продемонстрировать, переделать, если клиент начал фонтанировать идеями, довести программу до стабильного работоспособного состояния. Вот за что платят деньги программистам. А не то, что вы там вспомнили про оператора ЭВМ из второй половины прошлого века, набиваюшего инструкции на перфокарты.

Чтоб вам было ближе и понятнее, это ровно то же самое как сказать: "Архитекторы. Ну здесь все понятно. Практика, практика и еще раз практика. Серьезные сооружения разрабатываются на серьезной теоретической научной основе, к которой сам архитектор никакого отношения не имеет. Его дело - переводить цемент в кристаллическое состояние, то есть - ПТУ."

"Машиностроители. Ну здесь все понятно. Практика, практика и еще раз практика. Серьезные станки разрабатываются на серьезной теоретической научной основе, к которой сам машиностроитель никакого отношения не имеет. Его дело - переводить болты и гайки в закрученное состояние, то есть - ПТУ."

Reply

(The comment has been removed)

lalalajujuju August 30 2014, 21:45:38 UTC
Проблема не в том, хотел бы я чтобы мой ребенок жил среди ПТУшников, а в том, что наше ВО в подавляющем большинстве своём упало до уровня ПТУ... Не хотел бы! Но среди обладателей вышки - до 90% именно таких людей. :( Сплошной "вау-эффект" и полный ноль в понимании процессов. Приходят после универов устраиваться на работу, и - ни малейшего представления о том, что и как надо делать. Работники их заново обучают тому, что они должны были изучать 5-6 лет в университетах! И это не единичные случаи, много знакомых об этом говорят, причем из таких фирм, куда должны брать только лучших - с красными дипломами. Это ли не показатель уровня образования?

Reply


Leave a comment

Up