Приближающийся учебный год наводит на размышления о школе. Тем более попались симпатичные воспоминания Татьяны Сорокиной-Булгаковой «Милое, родное педучилище - ты большая родина моя». Там автор рассказывает, как она сорок лет назад училась в педучилище в Курской области - педучилище тогда готовило учительниц начальных классов. Это было среднее
(
Read more... )
Цифры примерно совпадают и у нас, и у них. К этому порогу подошли все (мы, Европа, США) в 70-е. Уровень получавших ВО в позднем СССР составлял около 23%.
А дальше начался беспредел. В итоге, уровень ВО очень сильно упал. Как это эмоционально выразила ... на ...факе МГУ, когда ей попеняли на излишнюю жесткость при сдаче экзамена "Но у вас же будет такой же диплом, как и у меня!"
В итоге, мы имеем людей, которые имеют корочки но, по факту, не имеют образования вообще. Даже среднего специального. Какие Руссо и Песталоцци - многие из них грамотно писать не умеют, не в состоянии связно излагать свои мысли. Про то, что творится в медах, я вообще тактично промолчу.
Поэтому то, что Вы описали - верно на 100%. Но в нынешних условиях речь идет о сохранении образования, как института, вообще. Хотя бы на уровне школы.
P.S. У моей прабабушки не было высшего образования. Это не мешало ей говорить на двух языках.
Reply
Во многих европейских странах даже официанты хорошо говорят на нескольких иностранных языках. А в СССР многие профессора журнальные статьи со словарем еле-еле читали.
Reply
Reply
Все-таки нельзя образованным назвать человека, который очень умен, талантлив в одной области, особенно, если мы говорим о технике или естестественных науках.
Не имея представления о квантовой механике можно быть образованным, а не прочитав "Анну Каренину", нельзя и все тут.
Хотя "минимум" меняется постоянно. Кому сто лет назад скажи, что человек без знания латыни и древнегреческого будет в университете преподавать, не поверили бы.
Reply
Так они оттуда и есть. Один одногруппник мужа - из татарской глухой деревни. Работал в Германии на атомной станции, теперь в Америке. Говорят, ничем не изменился.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Чтобы прочитать "Анну Каренину" достаточно уметь читать и захотеть прочитать именно это произведение. Даже среднего образования для этого не надо.
А вот чтобы хотя бы примерно понимать, как и для чего сделан адронный коллайдер, не всякий ВУЗ достаточно знаний даст.
Reply
В моем примере и плотник и физик - рабочие, пусть и с очень разной квалификацией. Да, последний обладает гораздо более редкими качествами и умениями. Ну так и оперные певцы-кастраты, и артисты пекинской оперы - штучный товар с уникальной подготовкой и уникальными качествами.
Я считаю, что нельзя быть образованным человеком и не иметь багажа общекультурных знаний, в том числе и хотя бы знакомства с некоторым корпусом текстов. И считаю, что это довольно несправедливо, но что поделаешь. Не знать, как работает мобильная связь, простительнее)
И уж конечно, гуманитарное знание легче фальсифицировать.
Reply
Я все-таки склонен разделять понятия "культурный" и "образованный".
В современном мире в принципе возможно знать либо очень много об очень малом, либо наоборот - очень мало, но об очень многом.
Тут, как говорится, нельзя объять необъятное. Вы можете себе представить какого-нибудь супер-гениального кардиохирурга, который при этом на высочайшем профессиональном уровне владеет какой-нибудь еще несмежной профессией? Я - нет. У такого человека большую часть его жизни занимает работа. Причем, он должен не только практиковать в своей области, но и много времени посвящать изучению научной литературы по своему предмету, тщательно отслеживать все новые факты, опыты, практики, участвовать в самых различных семинарах и конференциях, где люди делятся любопытными наблюдениями и свежими идеями. Иначе такой специалист перестанет быть "супер-гениальным", а станет просто "хорошим, крепким профессионалом".
В принципе у такого человека может быть и хобби. И это хобби может быть совершенно различным. Я не понимаю, чем в этом плане чтение классики или регулярные походы в оперу отличаются от рыбалки или от приготовления изящных блюд высокой кухни.
Но по Вашему определению, в одном случае такого человека можно назвать образованным (ну как же, не только высококлассный профессионал в своей области, но еще и "Анну Каренину" читал), а в другом он просто рабочий, "пусть и с высокой квалификацией".
И если бы хотя бы существовал этот "багаж общекультурных знаний" как объективное понятие, а не свой в каждой отдельной голове - тут хотя бы было бы, о чем спорить.
Reply
Почему? или под этим произведением имелась в виду вся художественная литература?
Reply
Reply
Reply
Leave a comment