СКОРО В ШКОЛУ

Aug 13, 2014 21:01

Приближающийся учебный год наводит на размышления о школе. Тем более попались симпатичные воспоминания Татьяны Сорокиной-Булгаковой «Милое, родное педучилище - ты большая родина моя». Там автор рассказывает, как она сорок лет назад училась в педучилище в Курской области - педучилище тогда готовило учительниц начальных классов. Это было среднее ( Read more... )

Leave a comment

pukkallo August 13 2014, 18:22:50 UTC
Есть ещё одна, гораздо более серьезная проблема. Полностью освоить программу ВО могут менее 30% выпускников школы. Уровень техникума могут освоить ещё примерно 20% из оставшихся. Это - предел. Остальные в состоянии основить только простые навыковые вещи (не считая 5% совсем сильного отклонения от нормы вниз, вроде сильной степени олигофрении и т.п.).

Цифры примерно совпадают и у нас, и у них. К этому порогу подошли все (мы, Европа, США) в 70-е. Уровень получавших ВО в позднем СССР составлял около 23%.

А дальше начался беспредел. В итоге, уровень ВО очень сильно упал. Как это эмоционально выразила ... на ...факе МГУ, когда ей попеняли на излишнюю жесткость при сдаче экзамена "Но у вас же будет такой же диплом, как и у меня!"

В итоге, мы имеем людей, которые имеют корочки но, по факту, не имеют образования вообще. Даже среднего специального. Какие Руссо и Песталоцци - многие из них грамотно писать не умеют, не в состоянии связно излагать свои мысли. Про то, что творится в медах, я вообще тактично промолчу.

Поэтому то, что Вы описали - верно на 100%. Но в нынешних условиях речь идет о сохранении образования, как института, вообще. Хотя бы на уровне школы.

P.S. У моей прабабушки не было высшего образования. Это не мешало ей говорить на двух языках.

Reply

karambina August 13 2014, 18:32:26 UTC
Интересно, как все-таки меняется понимание, что такое "хорошее образование".
Во многих европейских странах даже официанты хорошо говорят на нескольких иностранных языках. А в СССР многие профессора журнальные статьи со словарем еле-еле читали.

Reply

domestic_lynx August 13 2014, 18:36:44 UTC
Кто, с Вашей т. зрения, лучше образован?

Reply

karambina August 13 2014, 18:43:59 UTC
В моем примере профессор. А вообще неоднозначный вопрос. Вот у вас много знакомых выпускников МФТИ. Вам наверняка знакома их частая проблема. Умные, но теееееемные. Ну такие бывают, как из глухого леса выползли.

Все-таки нельзя образованным назвать человека, который очень умен, талантлив в одной области, особенно, если мы говорим о технике или естестественных науках.
Не имея представления о квантовой механике можно быть образованным, а не прочитав "Анну Каренину", нельзя и все тут.

Хотя "минимум" меняется постоянно. Кому сто лет назад скажи, что человек без знания латыни и древнегреческого будет в университете преподавать, не поверили бы.

Reply

domestic_lynx August 13 2014, 18:56:51 UTC
Ну такие бывают, как из глухого леса выползли.

Так они оттуда и есть. Один одногруппник мужа - из татарской глухой деревни. Работал в Германии на атомной станции, теперь в Америке. Говорят, ничем не изменился.

Reply

karambina August 13 2014, 19:04:31 UTC
Я в курсе. Вот мне сложно их образованными назвать, они такими и не станут никогда.

Reply

domestic_lynx August 13 2014, 19:12:36 UTC
Ну, это как определить образование... дело своё знает - и на том спасибо.

Reply

karambina August 13 2014, 19:15:18 UTC
О том и пишу. Ну так и плотник знает. Один табуретку делает, другой коллайдер запускает.

Reply

vlad_chestnov August 14 2014, 02:59:42 UTC
Две дамочки светски болтают? Ни о чем, результата - ноль (кроме как расстаться довольными собой).

Reply

domestic_lynx August 14 2014, 06:34:49 UTC
О! Вероятно, так и следует подходить к делу.

Reply

seint_technic August 14 2014, 13:13:59 UTC
А тут вся разница в том, что табуретку сколотить может едва ли не каждый, независимо от образования. Для этого достаточно не иметь серьезных отклонений в умственной развитии, да чтобы руки не совсем из жопой росли. Мой дед, царствие ему небесное, всю мебель в своем доме, а также столики и лавочки во дворе и в саду собственными руками сделал, пользуясь исключительно примитивным ручными инструментам. При этом на курсах ликбез его образование закончилось. И очень сомневаюсь, что он хотя бы слышал словосочетание "анна каренина".
Чтобы прочитать "Анну Каренину" достаточно уметь читать и захотеть прочитать именно это произведение. Даже среднего образования для этого не надо.
А вот чтобы хотя бы примерно понимать, как и для чего сделан адронный коллайдер, не всякий ВУЗ достаточно знаний даст.

Reply

karambina August 14 2014, 15:12:23 UTC
Ну вы же не думаете, что я имею ввиду под "прочитал" "сложил буквы в слоги N-е количество раз"?

В моем примере и плотник и физик - рабочие, пусть и с очень разной квалификацией. Да, последний обладает гораздо более редкими качествами и умениями. Ну так и оперные певцы-кастраты, и артисты пекинской оперы - штучный товар с уникальной подготовкой и уникальными качествами.

Я считаю, что нельзя быть образованным человеком и не иметь багажа общекультурных знаний, в том числе и хотя бы знакомства с некоторым корпусом текстов. И считаю, что это довольно несправедливо, но что поделаешь. Не знать, как работает мобильная связь, простительнее)

И уж конечно, гуманитарное знание легче фальсифицировать.

Reply

seint_technic August 15 2014, 05:36:10 UTC
А, ну это вечный спор физиков и лириков.

Я все-таки склонен разделять понятия "культурный" и "образованный".
В современном мире в принципе возможно знать либо очень много об очень малом, либо наоборот - очень мало, но об очень многом.
Тут, как говорится, нельзя объять необъятное. Вы можете себе представить какого-нибудь супер-гениального кардиохирурга, который при этом на высочайшем профессиональном уровне владеет какой-нибудь еще несмежной профессией? Я - нет. У такого человека большую часть его жизни занимает работа. Причем, он должен не только практиковать в своей области, но и много времени посвящать изучению научной литературы по своему предмету, тщательно отслеживать все новые факты, опыты, практики, участвовать в самых различных семинарах и конференциях, где люди делятся любопытными наблюдениями и свежими идеями. Иначе такой специалист перестанет быть "супер-гениальным", а станет просто "хорошим, крепким профессионалом".
В принципе у такого человека может быть и хобби. И это хобби может быть совершенно различным. Я не понимаю, чем в этом плане чтение классики или регулярные походы в оперу отличаются от рыбалки или от приготовления изящных блюд высокой кухни.
Но по Вашему определению, в одном случае такого человека можно назвать образованным (ну как же, не только высококлассный профессионал в своей области, но еще и "Анну Каренину" читал), а в другом он просто рабочий, "пусть и с высокой квалификацией".

И если бы хотя бы существовал этот "багаж общекультурных знаний" как объективное понятие, а не свой в каждой отдельной голове - тут хотя бы было бы, о чем спорить.

Reply

ext_2040490 August 13 2014, 20:03:55 UTC
>> Не имея представления о квантовой механике можно быть образованным, а не прочитав "Анну Каренину", нельзя и все тут.

Почему? или под этим произведением имелась в виду вся художественная литература?

Reply

karambina August 13 2014, 20:06:34 UTC
Имеется ввиду совокупность

Reply

ext_2040490 August 13 2014, 20:17:38 UTC
Так-то так, вопрос в том, в каком виде и количестве литература должна присутствовать в базовом образовании... Многие книги я для себя открыл, уже перечитывая. А про некоторые я до сих пор думаю "я уже читал, да ну, перечитывать не интересно" - хотя возможно зря. Еще из наблюдений над жизнью - многие успешные "технари" весьма хорошо начитаны. Один известный мне гендир весьма успешной фирмы по разработке софта когда-то прочитал Коран просто потому, что ему было интересно (!)

Reply


Leave a comment

Up