Хорошо ли показывать туристам копии культурных ценностей

Nov 26, 2021 08:02



В популярных туристических местах почти всегда возникает проблема: как организовать поток посетителей, чтобы минимизировать урон ценным экспонатам от лишнего света, влажности, шума и вообще всего, что производит постоянная толпа.

Особенная сложность, когда экспонатом является само строение или помещение - тут уж все стены герметичными витринами не прикрыть.

Хотя, например, туристов, заходящих посмотреть фреску да Винчи «Тайная вечеря», написанную на стене миланского монастыря, пропускают небольшими группами через специальный герметичный шлюз - так пытаются сохранить микроклимат внутри зала с фресками.



Трапезная в базилике Санта-Мария-делле-Грацие, где с помощью очень ограниченного доступа сохраняют фреску "Тайная вечеря"

Поскольку в последние десятилетия шел тренд на увеличение численности туристов (в этом немалая заслуга Китая), все чаще для интересующихся достопримечательностями создают точнейшие копии. А к настоящим памятникам допускают лишь ученых и реставраторов.

Мне очень нравится идея нового музея, открытого на юге Франции, недалеко от Авиньона. Это очень качественная копия найденной в 1994 году уникальной пещеры с наскальными рисунками возрастом до 36 тысяч лет.



Здание, внутри которого обустроена копия пещеры Шове

По фамилии первооткрывателя-спелеолога пещеру назвали Шове, на ее стенах насчитано более четырехсот рисунков животных ледникового периода, это один из древнейших источников пещерного искусства в мире.

Рисунки сохранились благодаря тому, что вход в пещеру был завален много тысяч лет назад, и внутри сложился благоприятный для пигментов микроклимат.



Рисунки на стенах пещеры Шове

У Франции уже был не очень счастливый опыт с аналогичным памятником древнейших культур, получившей очень большую известность пещерой Ласко, открытой в самом начале 2-й Мировой войны. После войны, в конце 1940-х, в пещеру разрешен был доступ туристам, и всего через десять лет появились угрожающие признаки разрушения рисунков.

Оказалось, углекислота, выдыхаемая тысячами посетителей каждый день, вступает в реакцию с кальцинатами на стенах пещеры, до того защищавших наскальную живопись, а в соединении с углекислым газом, напротив, начавших ее разъедать.



Строительство копии пещеры Шове

В конце концов, пещеру Ласко пришлось закрыть и сделать ее частичную копию для осмотра, а последствия массового туризма в пещеру пытаются преодолеть по сей день.

Но, с другой стороны, благодаря такому примеру, французские власти смогли достаточно быстро принять строгие меры для охраны новооткрытой пещеры Шове. Поток туристов был строго ограничен, а затем решено было и вовсе закрыть пещеру, но зато построить точную ее копию и создать целый развлекательный комплекс археологической направленности.



Открытый в 2015 году музей, названный по имени ближайшего крупного города «Пон д’Арк» стал самой крупной в мире рукотворной копией пещеры. А с настоящей пещерой Шове теперь работают только специалисты.

Вообще, как мне кажется, в точных копиях достопримечательностей нет ничего, что ущемляло бы осматривающих такие экспонаты туристов. Напротив, сплошное удобство, ведь можно сделать целевые экспозиции по стилям и эпохам, как устроили в Пушкинском музее в Москве - и копии архитектурных памятников и их частей там очень качественные и тщательно отобранные.



Музей изобразительных искусств имени Пушкина: копии знаменитых произведений искусства сгруппированы по эпохам, и дополнены архитектурными деталями и интерьерами того же времени

Не каждый ведь может съездить на к Афинскому Акрополю полюбоваться на кариатиды (которые, впрочем, и там - копии, в целях сохранения), а их двойников в Пушкинском можно осматривать с любых сторон и очень близко.

А вы, друзья, как думаете, хорошо ли «кормить» туристов копиями ценных экспонатов или достопримечательностей?

археология, архитектура

Previous post Next post
Up