Волна одержимости египетскими древностями, захлестнувшая Европу в первой половине 19-го века, не обошла стороной и Россию.
Правда, ввезенные к нам памятники были все же куплены.
И самые заметные из них - два пятиметровых гранитных сфинкса возрастом в 3,5 тысячи лет, стоящие на петербуржской набережной напротив Академии художеств. Каждое изваяние весит больше двадцати тонн, и привезены они были благодаря цепочке случайностей.
По краю основания монумента идет надпись с титулами фараона Аменхотепа III
Это сфинксы фараона Аменхотепа III, жившего в 14-м веке до н.э. «Сфинксы такого-то фараона» значит не просто, что фигуры были изготовлены во время его правления, а что мифические персонажи имеют лицо этого конкретного правителя. Такие фигуры обычно выставлялись у поминального храма умершего владыки.
Найдено много сфинксов с внешностью Аменхотепа III, петербуржские из них - самые крупные и считаются выдающимися скульптурами своего времени. У них удивительно красивые «лица», юные, хотя, по установленным датировкам, их сделали, когда фараону было уже много лет.
Любители этих сфинксов уверены, что выражение лиц изваяний меняется в разную погоду и время суток, иногда существа будто бы улыбаются, иногда выглядят сердитыми.
Говорят, когда скульптуры были открыты для просмотра публики, незнакомая эстетика так впечатляла прохожих, что случались и обмороки.
Сфинксы были найдены в 1825 году недалеко от Луксора, в то время многие европейские археологи и авантюристы отправлялись в Египет, чтобы найти и выгодно продать на вывоз все новые древние памятники. Из-за большого размера и высокой цены (а продавец понимал ценность хорошо сохранившихся и очень красивых фигур), покупателя найти было нелегко.
Рисунок Джона Бономи, запечатлевшего, в каком виде были найдены сфинксы
Сфинксов увидел молодой русский путешественник Андрей Муравьев, и так впечатлился, что развил бурную деятельность по организации их покупки для Санкт-Петербурга. Ему пришлось писать русскому консулу в Константинополь и просить поддержки перед русским правительством и царем - на переписку и согласование ушло несколько лет, и сфинксов за это время успела купить Франция.
Успела купить, но не успела увезти - к моменту оплаты в Париже случилась вторая из французских революций, и сделка оказалась разорванной. Тут и согласие русского царя подоспело, и, купленные за 64 тысячи золотых рублей, сфинксы уплыли в Санкт-Петербург.
Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874), писатель, поэт, путешественник
К сожалению, хотя скульптуры сохранились очень хорошо, на них все же есть повреждения. Изваяния были найдены уже с отколотыми «накладными ритуальными бородами», а от транспортировки у одного сфинкса испортился головной убор.
Интересно, что сфинксы не одинаковы - их хорошо изучили и пришли в выводу, что они были изготовлены не одновременно, причем более поздний сфинкс - более совершенный, явно сделанный с учетом исправленных ошибок у созданного первым.
Максим Воробьев, "Набережная Невы у Академии художеств", 1835 год
Со времен появления сфинксов в Петербурге вокруг них не утихают городские легенды, якобы, скульптуры могут влиять на ментально слабых людей, так что человеку со слабой психикой лучше к ним не приближаться. Беспокойство вызывает и сохранность изваяний в сыром климате, но пока все ограничивается регулярной чисткой и реставрацией.
Друзья, как вы относитесь к памятникам чужой культуры, купленным или просто вывезенным когда-то?