Почему модерн в Америке называли «стилем Тиффани»

Oct 05, 2021 08:00



В начале 1890-х в Париже заработали два остромодных салона предметов искусства, один назывался «Модерн» («Современный»), а второй «Ар нуво» («Новое искусство»).

Именно с коллекций, которые представлялись в этих заведениях, пришло понимание, что созрел совершенно новый стиль, который был восторженно принят самыми широкими кругами. Хотя этот стиль, фактически, зародился намного раньше, и не во Франции, его началом принято считать именно 1890-й год, а называть его стали модерном или ар нуво, это означает одно и то же.



Лампы Тиффани в стиле модерн

Особенности модерна - плавные линии, подражание растительным орнаментам, асимметрия, сложные, припыленные цвета, мозаика, эмаль, чеканка, стилизованные изображения насекомых и птиц - все это очень декоративно, изящно, романтично, стройно.



Ваза в стиле модерн от Тиффани

В Америке фронтменом нового стиля стал дизайнер Луис Комфорт Тиффани - средний сын основателя ювелирной фирмы, которая к концу века стала очень популярной среди американцев благодаря новации, продажи украшений с помощью почтовых каталогов.



Портрет Луиса Комфорта Тиффани (1848 - 1933) работы испанского художника Хоакина Сороллы

Луис Комфорт не рассматривался отцом как продолжатель семейного дела, поэтому мог заниматься тем, что приносило ему удовольствие: живописью, стеклом и витражами. Молодой человек экспериментировал с разными видами стекол и разными витражными техниками, а благодаря известности своей фамилии он получал многочисленные заказы на изготовление церковных и университетских витражей.



Фрагмент витража, изготовленного Луисом Тиффани для Йельского университета в 1899 году: Луис Комфорт сохранил роспись только для лиц и рук, все остальные цветовые оттенки созданы опаловым стеклом

Из кусочков оставшихся от церковных сюжетов стекол Луис Комфорт начал создавать декоративные предметы домашнего быта, и это было очень в духе модерна - роскошь и красота в непосредственном бытовом окружении человека.



Еще одна техника витража от Тиффани: из иризирующего стекла (с металлическим радужным покрытием)

Классическая витражная техника подразумевает роспись по цветному стеклу - но Луис Тиффани хотел избежать этого и передавать сочетание множества оттенков только одним стеклом. Для этой цели хорошо подходили так называемые опаловые или молочные стекла, изобретенные в Италии в Средние века.

Для изготовления опалового стекла итальянские мастера добавляли в прозрачное стекло пережженный костный пепел, перемолотый в тончайшую пудру. Такое «замутненное» стекло начинает интересно преломлять и играть светом, причем замутнения в стекле получаются неоднородными, в виде разводов.



Витраж из опалового стекла, созданный Луисом Тиффани

Со времен изобретения «латтимо», итальянского опалового стекла, прошло много веков, и было известно много замутнителей для стекла, помимо жженной кости. Луис Комфорт пробовал разные варианты, и в числе прочего разработал и запатентовал несколько собственных формул получения опалового стекла с разными свойствами.

Кусочки стекла Луис Комфорт соединял с помощью медных полосок, это позволяло создавать сложные узоры из совсем мелких элементов. А кроме того можно было делать не только плоские витражи, но и трехмерные формы, из которых самыми известными стали светильники от Тиффани.



Абажуры от Луиса Комфорта стали такими популярными в Америке, а потом и в мире, что в первой четверти 20-го века фирма Тиффани фактически состояла из двух соразмерных по важности направлений: украшения и стекло. Но нельзя сказать, что Луис Комфорт воспользовался известностью отцовской фирмы - скорее, наоборот, он сам послужил локомотивом для продвижения бренда Тиффани за пределами США.



Самая дорогая из проданных на аукционах ламп от Тиффани ("Розовый лотос", 2,8 млн долларов) была придумана Кларой Дрисколл, работавшей в витражном отделении Тиффани

Интересно, что некоторые характерные цветочные мотивы в стиле модерн создала для Тиффани женщина-дизайнер, работавшая у Луиса Комфорта. Сам Луис Тиффани предпочитал или геометрические узоры или пейзажные сюжеты, а характерные для ар нуво изящные растительные декоры с нарциссами, ирисами и лотосами придумала некая Клара Дрисколл, о которой почти ничего и неизвестно.

Роскошные лампы с витражными абажурами стали для американцев символами нового стиля, поэтому, когда в США стали появляться предметы «модернового» искусства из Европы, то их определяли просто: «как у Тиффани».



Так и получилось: то, что мы привыкли называть «ар нуво» или «модерн», в США называют «стилем Тиффани», хотя Тиффани уже очень давно не производят свои знаменитые абажуры.

дизайн, стиль, стекло

Previous post Next post
Up