На выставке обратила внимание на небольшую картину - это русский художник Николай Богданов-Бельский, картина называется «За работой (свет фонаря)» и датируется официально 1900-м годом.
Имя Богданова-Бельского не очень на слуху, но некоторые картины его известны решительно всем. Например, картина «Устный счет», на ней художник изобразил обучение в «народной школе» педагога и мецената Сергея Рачинского.
"Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского", 1895
Самому художнику посчастливилось учиться в школе Рачинского, куда он поступил в качестве одаренного ребенка, и только благодаря поддержке мецената Николай Богданов-Бельский смог выбиться в люди и создать множество замечательных полотен.
Есть автопортрет художника в возрасте 47 лет, на ней Богданов-Бельский выглядит барином или аристократом. Но на самом деле он самого простого происхождения, внебрачный сын батрачки, фамилию которому дал крестивший его священник. Вторую часть фамилии Николай Петрович присоединил позднее, это название его родного Бельского уезда Смоленской губернии.
Художник Николай Богданов-Бельский (1868 - 1945), автопортрет, 1915 год
Богданов-Бельский начинал как художник-передвижник, но с годами в его стиле появилось заметное влияние импрессионизма. Работы художника пользовались успехом, начиная с самой первой - дипломной картины в Московском училище живописи, которую пожелала приобрести сама императрица Мария Федоровна. Картина называлась «Будущий инок», на ней - подросток, беседующий со странником-стариком, сюжет простой, но вместе с названием создает целую историю будущей жизни мальчика.
"Будущий инок", 1889 год
Темы крестьянских детей, сельской школы, народного учительства - любимые в творчестве Богданова-Бельского, вероятно, художник запечатлевал сохраненные в памяти картины своего деревенского детства, и делал это очень честно и эмоционально. Не зря многие его работы раскупались немедленно, буквально из-под кисти мастера, хотя модным художником Богданов-Бельский никогда не был.
Картины Николая Богданова-Бельского "Горе", "У дверей школы"
Картина, которая меня удивила, хотя и датируется 1900-м годом, написана, вероятно, все же позже - стиль ее уже очень далек от раннего богдановского. Эта картина привозилась в Нью-Йорк в 1924-м году на крупнейшую в Америке выставку русских художников, где одновременно экспонировались более тысячи картин почти сотни живописцев от Кустодиева до Кончаловского.
Картина очень мало известна, ее не найти в каталогах творчества Богданова-Бельского. Возможно, художник написал ее наскоро, либо конкретно для продажи на выставке, либо в качестве эскиза, она небольшого формата.
На картине двое детей в крестьянской одежде склонились над травой, освещая фонарем место, на котором сосредоточено их внимание.
Удивительно, что картина называется «За работой», но при этом на ней изображены сумерки - что же могут делать дети вечером в саду?
Небольшой нюанс: название работы может быть неточным, поскольку эта картина известна только участием на американской выставке, где ее купили - а для выставки наименования картин сознательно упрощались для нью-йоркской публики. Полное название полотна, которое проходило в каталоге выставки «За работой (свет фонаря)», вероятно, чтобы не было путаницы с одноименной картиной того же художника, где две девушки действительно изображены «за работой» - за вышивкой.
Как думаете, друзья, что могут делать дети вечером в саду с фонарем, если предположить, что они и правда «за работой»?