Древние греки придумали оригинальную защиту простого народа от произвола властных аристократов. Опасность для своей демократии эллины видели в тирании, концентрации слишком большой власти в руках одного человека, и нашли простой выход.
Раз в год народу предоставлялось право изгнать из города того, кого большинство посчитает угрозой демократии и потенциальным захватчиком власти. Воля народа выражалась обычным голосованием, когда каждый гражданин, желавший участвовать в мероприятии, писал на каком-то ненужном носителе имя неугодного ему политика, а потом производили подсчет.
Самыми ненужными носителями были в то время осколки глиняной посуды, черепки, по гречески - остраки или остраконы. А само голосование с помощью этих черепков стали называть остракизмом.
Черепки - остраки
Сама традиция остракизма действовала совсем недолгое время, около ста лет, в 6-5 веках до н.э., но оставила после себя огромное количество археологических артефактов, этих самых остраков-черепков. Только в Афинах найдено больше десяти тысяч глиняных «бюллетеней», ведь после каждого голосования и подсчета остраки кучами выбрасывались.
Всего известно полтора десятка политиков, подвергшихся остракизму и удаленных из города на срок в десять лет. То есть голосование проводилось не каждый год, и не каждый раз несимпатичный народу аристократ набирал достаточно голосов для изгнания.
Надписи на остраках: Аристеид, сын Лисимаха; Гиппократ сын Алкмеонида; Кимон сын Мильтиада. Все эти политики "подверглись остракизму" и были удалены из Афин на срок в десять лет
Изгнание после голосования на черепках не означало лишения политика каких-то гражданских прав или имущества, это было просто механизмом временного «удаления от дел» того, кто, по мнению людей, слишком загребает под себя или просто раздражает народ слишком большой политической активностью.
По сути, процедура остракизма была своеобразным сдерживающим методом для государственных деятелей, которым приходилось вести себя скромнее, этичнее и избегать грязной политической борьбы, раздражающей граждан. Однако уже лет через пятьдесят после появления голосования черепками отдельные политики научились управлять народным гневом в свою пользу, что и привело позже к кризису и исчезновению остракизма.
Чтобы запустить саму процедуру голосования, сначала нужно было, чтобы народ проголосовал за или против остракизма в данном году. Если народное собрание простым большинством порешило, что остракизм нужен, людям давалось два месяца на подготовку черепков - на глазури нужно было выцарапать имя неугодного.
Найдено множество остраков, на которых не только написано имя антигероя, но и нацарапаны претензии к нему, иногда в грубой форме. Так что черепки активно участвуют в пополнении наших сведений о деятельности античных правителей и о подковерных играх того времени.
А игры точно были, имеются находки целых партий однотипных остраков, специально изготовленных под конкретное голосование, видимо, с целью раздачи населению, чтобы побудить голосовать против конкретного политика.
Коллекция остраков из Афинского музея
Многие ремесленники начали специально производить остраки для голосования, вернее, это уже были не черепки, а просто кусочки керамики, обычно в форме маленьких тарелочек. Похоже, можно было заказать и надпись на них, музеи, владеющие большими коллекциями остраков, различают даже отдельные почерки специализировавшихся на выцарапывании писцов.
Голосование черепками происходило на агоре, рыночной площади в центре города. Чтобы никто не подошел к месту подачи черепков несколько раз, отдавшие свои черепки ожидали в специальном заграждении, пока не закончатся желающие поучаствовать. После остраки сортировали по именам, голосование считалось состоявшимся, если в нем приняли участие не меньше шести тысяч граждан (по некоторым источникам, шесть тысяч голосов должен был набрать будущий изгнанник, если набиралось меньше, никого не выгоняли).
Афинская агора, где проводили голосования - довольно большая площадь под скалой Акрополя
Традиции остракизма просуществовали недолго, потому что оказалось, что мнением народа можно успешно манипулировать или создавать заговоры одних политиков против других. Народное голосование сменилось более эффективной процедурой, судебным разбирательством, но выражение «подвергнуть остракизму» живо и поныне и означает все то же, что и у древних греков - высказывание презрения и критики.
Друзья, будь сейчас жива традиция народного остракизма, против кого вы бы проголосовали?