Про купола главного храма страны говорят, что они покрыты специальным слоем алмазной пыли, и поэтому они такие рыжие. Бриллиантовая пыль, из технических алмазов, якобы, защищает кровлю храма от атмосферных воздействий.
Купола храма Христа Спасителя действительно медно-рыжего цвета, особенно это заметно в пасмурную погоду и по контрасту с кремлевскими храмами. Но это не из-за алмазов.
Все дело в том, что покрытие куполов и кровли храма выполнено напылением нитрида титана, это технология советской оборонки, разработанная еще в 1970-е годы. В принципе, таким способом сейчас массово покрывают купола тысяч церквей, и они совсем не выглядят рыжими, просто с храмом Христа Спасителя «так получилось».
Цвет куполов храма Христа Спасителя заметно темнее, чем у храмов на Соборной площади Кремля, чьи купола покрыты классическим сусальным золотом
Напыление на проводящую поверхность нитрида титана - методика, изобретенная для защиты от коррозии важных деталей в военной и космической технике. Это покрытие, в зависимости от способа нанесения и химического состава, может быть совершенно разных цветов, и даже золотой цвет можно создавать любого нужного оттенка. Покрытие настолько стойкое, что им покрывали не только оправы часов и очков, но и зубные коронки.
Это покрытие только условно называется «напылением», на самом деле при изготовлении его ионы титана с элекрода конденсируется на стальную основу в вакуумной камере так, что происходит взаимное проникновение молекул покрытия и основы, что обеспечивает стойкое сцепление.
Титановое покрытие можно делать практически любого цвета
После покрытия стальные листы можно сгибать, вытягивать, золотому напылению это не вредит. Поэтому нержавеющая сталь, покрытая нитридом титана - просто идеальна для храмовых кровельных работ. Стоит она столько же, сколько и медная кровля, но удобнее в монтаже и более легкая, т.к. не требует тяжелого каркаса. И конечно, это намного дешевле кровли, покрытой сусальным золотом, особенно в плане срока службы покрытия.
Говорят, патриарх Алексий II впервые увидел церковный купол, покрытый «ненастоящим» золотом на храме в Южном Тушино, в начале 1990-х. Был поражен идентичностью с настоящим золотым покрытием, и разрешил использовать нитрид титана для куполов церквей.
Церковь патриарха Ермогена в Южном Тушино - возможно, ее купол и привлек внимание Алексия II
Для храма Христа Спасителя, чье восстановление завершалось в конце 90-х, тоже выбрали эту технологию, поскольку экономия на материалах была впечатляющей, а изготовитель обещал не менее 50 лет безотказной службы кровельного материала.
Когда храм строили в первый раз, в 19-м веке, на него было потрачено 430 кг золота, из них 20 пудов пошло на золочение куполов и кровли, остальное - на внутреннее убранство. А в 1990-х годах на купола пошло всего 14 кг золота, и еще 50 - на золочение интерьеров.
Все же купола, поверх нитрида титана, решили дополнительно позолотить, но не покрытием из сусального золота, а тоже ионным напылением. Это было сделано, скорее, из престижа, хотя некоторые считают, что Юрий Михайлович, бывший тогда мэром и куратором важнейшей его стройки, велел добавить золота на купола из религиозных соображений.
Остальная кровля храма позолочена только нитридом титана.
Первые года три купола и кровля собора поражали ярким золотым блеском, но потом начали постепенно рыжеть. Это произошло от того, что в 90-е годы технология подбора цвета куполов церквей была еще в чем-то экспериментальной, и не всегда конечный результат соответствовал проекту. На цвет покрытия, как оказалось, влияет марка нержавеющей стали, качество ее очистки перед напылением, качество всех компонентов напыления и еще ряд мелких факторов.
Сейчас тысячи церквей имеют позолоченные с помощью нитрида титана купола, технология отработана и не дает сбоев. Нило-Столбенская пустынь на Селигере - пример очень удачного покрытия по самым современным стандартам.
Уже позже, с накоплением опыта, выяснилось, что для храма Христа Спасителя стальные листы, предназначенные для покрытия кровли и куполов, были недостаточно тщательно очищены. Вернее, для технологий 1990-х годов очистка была нормальной, но по современным стандартам - недостаточной, вот кровля и порыжела.
Впрочем, хотя цвет куполов собора и отличается от классического сусального золочения, состояние металла было признано удовлетворительным, да и все кровельные работы выполнены на совесть, ничего решили уже не менять.
Та же проблема с золочением была и у Елоховского собора, того самого, где крестили Пушкина, и где в советское время служили патриархи. Его тоже реставрировали и золотили одним из первых по новой технологии, и тоже не смогли угадать химического состава покрытия, которое начало потом темнеть. Так что отдельные места кровли пришлось все же переделывать.