Константин Маковский - невероятно плодовитый и разносторонний, страшно модный в свое время и обласканный высокими покровителями художник. Практически, придворный, написавший портреты многочисленных императорских родственников и приближенных, он очень интересовался темой народности, не зря начинал с передвижничества.
Он пишет портрет молодой супруги наследника Александра (будущего третьего) Марии Федоровны и почти параллельно - босоногих деревенских детей, бегущих от грозы. Морских офицеров, и тут же - библейские сюжеты.
Особенный интерес у Маковского вызывала, вероятно, доромановская эпоха. Похоже, наше видение русского костюма и старого боярского быта сложилось во многом благодаря картинам этого художника, а костюму он посвятил десятки своих работ.
Один и тот же кокошник "ходил" из картины в картину Маковского
Почти все эти работы называются страшно однообразно - «русская красавица», «боярышня», художник писал их без остановки, экспериментируя с разными техниками. Большая часть таких картин была эскизами для сюжетных полотен с пирами или народными обрядами.
Интересно, что среди двух десятков этих «боярышень» можно легко найти повторяющиеся короны. Одна «засветилась» аж в семи картинах, от явно эскизных до совершенно законченных и сложных. Этот кокошник точно принадлежал самому художнику, и вот почему.
И нова любимый кокошник Маковского. Написанный в разных техниках, он выглядит по-разному, но узнаваем по деталям
Дело в том, что Константин Маковский был страстным коллекционером всякой «старины». По воспоминаниям его сына Сергея, он чуть ли не каждый день выезжал на антикварные рынки, толкучки и развалы в поисках старинных вещей, преимущественно отечественных.
Это увлечение началось с покупки натурных аксессуаров для первых исторических картин художника и затянуло его в полную силу. Маковский скупал жемчужные кокошники и кички, душегреи, пуговицы, украшения, куски старинных материй, настольную утварь и разнообразные предметы быта.
Картины Маковского "Маленький антиквар" и "В мастерской художника" - написанные среди предметов из коллекции автора
Все это хранилось у него в мастерской и в шкафах и сундуках по всему дому. Сын художника вспоминал, что благодаря массе необычных интересных предметов, которыми была буквально набита мастерская отца, детям Маковского никогда не было скучно позировать, ведь разглядывать диковины было так интересно.
Еще один кокошник, написанный в разных техниках (видимо, иногда Маковский немного видоизменял детали короны для разнообразия). На первой слева картине, кстати, в качестве модели вторая жена художника, Юлия.
Конечно, вряд ли все кокошники, написанные на картинах и эскизах Маковского, были настоящими и принадлежали ему самому, особенно те, которые были написаны по одному разу. Очень вероятно, что модный художник, близкий друг царской семьи, просто брал эти детали костюмов в императорских театрах (существовавших за казенный счет и объединенных под управлением единой дирекции).
Очень многие кокошники появились на картинах Маковского только один раз
В конце 19-го века тема русской истории была на пике популярности, и в театрах многократно ставились «Хованщина», «Снегурочка» и множество других постановок, требующих народных костюмов. Так что разнообразных вещей в русском стиле в костюмерных должно было быть очень много.
Не случайно, когда в 1903-м году императорской чете пришла в голову идея создать костюмированный бал на тему традиционного русского костюма, приглашенные придворные первым делом стали обращаться в императорские театры. Директор театров Владимир Теляковский даже записал в дневнике по этому поводу «вероятно, обратятся ко мне по поводу рисунков костюмов».
Русская тема была так популярна, что императорская чета даже устроила костюмированный бал в 1903-м году. Все костюмы для бала придворные шили на заказ, но некоторые аксессуары были взяты "напрокат" в Грановитой палате и в костюмерных театров.
А задолго до костюмированного бала Константин Маковский писал портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме - и корона очень похожа на ту, что могла принадлежать художнику.
Маковский, Портрет Зинаиды Юсуповой, 1895 год
Только на портрете княгини поднизь кокошника (сеточка из рубленого перламутра, спускающаяся на лоб) короче. Может быть, Зинаида Юсупова заказала для портрета собственный головной убор, похожий на один из коллекции Маковского, но адаптированный для ее типа лица.
После смерти Константина Маковского его третья жена, ставшая хозяйкой собранной мужем коллекции антиквариата, решила продать собрание древностей и устроила для этого целый аукцион. Для аукциона был напечатан каталог, в котором описывалось больше тысячи предметов старины, а сам аукцион продолжался одиннадцать дней.
Еще две картины с похожими кокошниками - детали отличаются, но это сам художник мог немного изменить их, и сильно отличается техника изображения, но пропорции корон схожи.Друзья, как думаете, интересны ли детям коллекции, собранные их родителями?