Оригинал взят у
starcom68 Морской музей Соловков размещён за пределами кремля, в этом вот неказистом эллинге. Сам эллинг используется по своему прямому судостроительному назначению. (Судно, ещё без оснастки, которое видно на переднем плане фото, строилось в нём). А экспозиция музея размещена в галлерее второго этажа.
"Без единого гвоздя"- кредо северного зодчества. (От времён, когда гвоздей ещё не было. Равно, как и металлов вообще). "Без единой железки"- кредо северного кораблестроения (от тех же, почтенных, времён). Шпангоуты изготовлялись из прикорневого участка ствола. Что обеспечивало их особую прочность.
инструмент корабельного мастера. (Обратите внимание на скрученные древесные корни. Борта кораблей ими сшивались, подобно нитке, сшивающей ткань).
-Фрагмент борта древнего судна. Хорошо видна "штопка":), шов из древесного корня, соединявший теснины борта.
А здесь музейщики показали процесс сшивки бортов: Корень, подобно нитке, подевался в отверстия, просверленные в соединяемых элементах. Затем отверстия уплотняются путём забивания в них деревянных шкантов.
Тиски для стягивания элементов бортов. (Тоже, без единой железки) :).
Ещё инструменты корабела- помора.
Из дерева изготовлялся и практически весь такелаж.
А на шести нижеследующих снимках смотрим типы северо-русских кораблей. (Позже, после петровских реформ, в т. ч. и в кораблестроении, их стали называть "староманерными". Но продолжали строить, поскольку, для плавания в морях Северного Ледовитого океана они были более приспособлены),
Походные вещи мореходов. В центре витрины- деревянный блок от корабельного такелажа.
Корабельная терминология у поморов тоже своя. Что свидетельствует(ИМХО): кораблестроение на Русском Севере развивалось самостоятельно, и вовсе не было делом заимствованным. На этой схеме показаны помоские названия элементов конструкции и такелажа и их ..."новоманерные":) аналоги.
Старинная карта Российской империи. Юго-восточные границы на ней ...отсутствуют :)
Из всего, оставленного человечеством на дне Мирового океана, больше всего, наверное, якорей. Нынче и я чуть не оставил на дне свой якорь. Но, удалось выдрать его автомобильной лебёдкой самовытаскивания. (Маленькое приключение. Напишу позже).
-Ещё элементы корабельного такелажа.
Вещи, оружие морских промысловиков.
-Грузила, поплавки сетей. На плоских, вертикально торчащих в воде поплавках, вырезаны знаки, цифры... Пояснений к этой витрине нет. А спросить было не у кого. (Музей- бесплатный. Смотрителей в нём нет. Только внизу, в эллинге работают корабелы).