Дорогие друзья!
Я хочу рассказать, как я получил кусок собственности великого и могучего СССР.
С 1990 года я перешел на работу в АП 9240 НИАТ.
Расшифровывается это очень просто.
АП- арендное предприятие
9240 - это лаборатория автоматизации, или отдел или отделение, уже не помню точно.
НИАТ - научно исследовательский институт авиационной технологии.
Когда я пришел в АП 9240 НИАТ мы занимались распилом освоеним бюджета на широкую ногу коммерческой основе. Потому как мы были арендным предприятием, и хотя зарплату нам начисляли из Москвы на сберкнижку. Счет у нас был отдельный от головного института.
Под освоение бюджета мы оформляли бумаги с название "создание информационных и математических моделей агрегатов и сборочных единиц".
Подробнее о нашей деятельности я напишу позднее.
Грянула катастройка перестройка и пришло новое слово из за рубежа инвестиции.
Собирает нас шеф на собрание в 1993 г. и говорит, что нам нужно срочно сделать из нас новое предприятие - акционерное - АОЗТ НИАТ Авиатэк.
И мы все будем акционерами.
Нас всех было с директором и его сыном 80 человек работающих на постоянной основе в 1990 году.
Смоляр Анатолий Алексевич (наш директор) предложил нам дать ему акций на 51%. Почему так много никто не спросил, он сам ответил. Инвестор хочет чтобы контрольный пакет акций был в одних руках. Так мол проще контролировать. Мы все дружно проголосовали и стали акционерами-совладельцами. Никто конечно не возражал. Мы считали свою долю от будущих прибылей и получались заманчивые цифры. Миллионными потому как у нас были обороты.
Запуск самолетов в серию стоит миллиарды полновесных советских рублей.
Моя доля была объявленной в 5%. Я тогда был типа начальником большим.
Вам может быть кажется что я прикалываюсь, но мы были на самом деле очень серьезной организацией. У нас на 80 человек было 5 кандидатов наук. А Шепель Валентин Павлович (самый крутой геометр) даже докторскую написал. А наука наша была связана с созданием программ для 3-х мерного моделирования и расчета программ для станков с ЧПУ. Флагманским продуктом нашим быал CAD/CAM система САПР-Планер. Я вам потом про нее расскажу.
Инвсестиции нам нужны были для закупки новой мебели в кабинет директора, машины для парадных выездов и для ежедневных поездок, новой квартиры 4-х комнатной, поликлиники жены директора Валерии Жановны, кафе в Севастополе. Валерия Жановна врач гомеопат золотой человек и прекрасный специалист, чтобы ничего плохого не подумали. И вообще все люди у нас были просто замечательные. За исключением сына директора. Он был еще заносчивым студентом и дураком по молодости лет.
И это все? Спросит придирчивый читатель.
Нет конечно же. Еще нужно было купить машину сыну директора Андрею Смоляру, машину зам. директора Гочаров Борису Николаевичу и машину гл. буху нашему Савченко Валентине Петровне. Ну там еще небольшие деньги мы вложим в наш дачный поселок.
Впрочем про дачный поселок я соврал. Деньгу туда мы вложили еще заработанные на запуске самолета ТУ-334 в серийное производство.
Через некоторе время собирают нас опять на собрание.
Директор наш был просто ураган. Он был мастером спорта по шахматам борьбе. Я не шутю. Он обладал такой бешенной энергетикой, что заряжал нас всех. Перед ним ведь раскрывалась такая перспектива широчайшая. Тут крышу у кого хочешь сорвет...
И объявляет он нам, что ему нужно повысить долю до 75%. Потому что инвестор сказал, что 75% это лучше чем 50%, иначе денег не даст.
Мы все дружно проголосовали. Вопросов и возражений, как вы уже догадались не последовало.
Моя доля уменьшилась до 3%. Я умножил 1 млн оборота на процент прибыли, а потом на 3% и у меня получилась красивая цифра.
Честно говоря я ничего не умножал, потому как не верил я, что наш директор покажет прибыль хоть на копейку. А если и покажет, то мы ее дружно вложим в какое нибудь новое строительство.
Совсем забыл. Директор наш еще обещал нам новейшие компьютеры и новейшее програмное обеспечение. Мы ведь были дистибьютерами фирмы Silicon Graphics, EDS и CA. Экслюзивными или нет, не помню.
В течении 3-х лет 93-94-95 зарплата у меня была $10.
Число работников у нас скоро сократилось мене чем до 10 человек.
Вы не поверите, но я продолжал тупо ходить на работу и даже по выходным.
Я иногда правда отвлекался от работы чтобы заработать денег.
Это продолжалось до 1999 года.
Вы меня можете спросить, чего я туда ходил как идиот. Да ходил и даже бабушкам давал иногда шоколадки на проходной, чтобы пропустили меня на работу. Я ненавидел выходные и праздники, потому что дома у меня не было компьютера.
Когда я проел $1000 из своей проданной квартиры, я ушел рекламу.
Подписывая документы на уволнение я сказал нашему директору, что образовался долг по зарплате в $7000.
И каково было мое изумление, когда Смоляр сказал мне, что это я ему должен, так как он мне дал рабочее место за $25 тыс.
Я от его наглости просто потерял дар речи.