Этот пост я посвящаю одному из самых своих интересных друзей Игорю Николаевичу Белоусову
inbelousov. В записи
Буду ли я жить в деревне? поднимается вопрос поиска хороших кадров.
Игорь Николаевич часто меня вдохновляет своими записями и мне уже хочется схватить лопату и бежать поднимать сельское хозяйство Украины из глубокой жопы.
Но что то меня пока останавливает. И не только меня. Не спешит народ проводить индустриализацию-2 и новую коллективизацию сельского хозяйства. Ждут наверное, когда партия выделит из своих рядов 25 тысяч и направит их на возрождение России.
Главный вопрос - это кадры. Кадры ведь и должны выполнить планы ПЖВ Путина. А где их взять этих квалифицированных рабочих и инженеров?
А ведь были 20 лет назад. Я сейчас даже не верю, что были такие токаря, фрезеровщики и слесаря , что могли работать без брака в течении многих лет. Я недавно встретился со своим бывшим слесарем 6-го разряда. Зовут его Петр Ткачук, он давно уже на пенсии. Пенсия у него примерно $150.
Я спросил его согласился ли бы он поработать наставником молодежи по несколько часов в день. Конечно же он согласился. Тем более что ему дома и скучно сидеть. Но не нужно думать, товарищи директора и владельцы предприятий, что он будет работать наставником за 10 рублей как было при СССР.
Я 6 лет работал мастером или старшим мастером в 3-х разных группах в цехе№ 23 киевского авиазавода и насмотрелся на специалистов, которые приходят после ПТУ. Они не знают ни теории ни практики. Нет, станок они, конечно, включать могут. И наверное, смогут отличить переднюю бабку от суппорта. Но от них ведь нужно, чтобы токарь взял партию деталей 100 штук и сделал без брака и в приемлемые сроки. Все рабочие были на сдельной оплате труда. Приписки были, но не более 5%. И я никогда не делал зарплату молодым с помощью приписок. Приписки обычно закрывались разного рода дыры производства. Это значит, что молодежь должна была сама зарабатывать. И потому они уходили не выдерживая жесточайших требований к срокам и качеству. Из 20 оставался один.
Мастера и не хотели брать молодых, потому что от них только мороки было, а не пользы. Не хотели, хотя планы производственные были очень напряженными.
Был период, когда я работал в режиме по 12 часов целый год. Я еще удивлялся как выдерживали мои станочники такой режим работы. Честь и хвала им такой героический труд. Тогда мы запускали в серийное производство самолет АН-124. Я вспоминаю своих лучших рабочих. Это токаря 6-го разряда: Анатолий Щадрин, Виталий Куприй, Александр Каланчук, . И самый лучший токарь СССР - это Соколович Аркадий. Соколович был на голову выше чем другие. Он зарабатывал больше чем начальник цеха. И как мне было приятно смотреть на работу моих лучших револьверщиков. Это Владимир Плескач, Николай Иванов, Федор Хоменко, Валера Воевода, Горбаченко Василий. Они работали как автоматы, мелькания рук не было видно. А некоторые как Плескач Владимир, прямо танцевали за станком. И у всех было всегда прекрасное настроение.
У меня кстати, в двух группах были и женщины станочницы. Они все прекрасно работали. Всегда без брака, только медленнее чем мужчины.
У меня например, на АН-124 была номенклатура 10 тыс наименований деталей. А в группе от 10 до 20 токарей. И такой огромный объем работ люди не могли просто физически провернуть за один год. Потому мы запускали партию деталей сразу на 5-10 самолетов. А еще на АН-32 была тысяча разных деталей. Кроме того было много деталей на запчасти для самолетов АН-26.
По моей инициативе был выпущен приказ по заводу по поддержке молодых рабочих.
Его суть заключалась в том, что рабочему завод платил дополнительно к его сдельно зарплате первые 6 месяцев 70%.
Потом 50% и еще год 30%. Только за счет этого мы могли удержать молодых рабочих. Иначе они уходили, потому что зарабатывали от 20 до 100 рублей в месяц.
Мои опытные рабочие конечно же помогали молодым своим ученикам, но у них ведь оплата сдельная и им завод платил 10 рублей за наставничество. Это дебилизм в высшей степени! 10 рублей платить - это просто издевательство. Лучше вообще ничего не платить.
Я бы на месте директора завода платил бы наставнику половину от суммы сдельной, что зарабатывает ученик.
Про конструкторов потом продолжу. Сейчас скажу только, что ВУЗы в лучшем случае выпускаю заготовку конструктора. Это в лучшем случае, если студент добросовестно учится.