Письма из Канады

May 04, 2011 21:12

Продолжаю публиковать в своем журнале серию воспоминаний, которые мне присылает из Канады Владимир Гребенюк.

Глава Bторaя
Мечта о космосе осталась. Только вместо лететь самому, мне уже хотелось сделать что-то новое. Темой моего дипломного проекта (который я кстати делал на английском) была пилотитуемая экспедиция на Марс.
Служба в арми (в морской авиации), куда меня послали после института, только утвердила еще больше меня в моем решении. Живя и работая с летчиками в течение года, мое детское восторженное отношение к профессии пилота рассеялось. Не в обиду будь сказано, многие из них неплохие и иногда даже неглупые ребята, но все что нужно в этой профессии это здоровье и реакция - нет места для работы мозгов.
К этому времени моим кумиром стал Королев и я больше читал о конструкции ракет, чем о чем либо другом. После службы нашел путь в космическое КБ, одно из тех секретных заведений, которые в советские времена (а может быть и до сих пор?) в народе называли “ящиком”. Когда я узнал, что проект на котором я буду работать - это наш ответ американскому шатлу - у меня в зобу дыханье сперло - я решил что моя мечта осуществилась. Я на самом деле был счастлив работать над проектом Энергия-Буран. Система, хотя внешне и похожая на американский шатл, а для непосвященных как будто даже копия, была основаняа на совершенно ином подходе. Американский шатл - это был практически только орбитальный самолет, к которому прикреплялись твердотопливные ускорители и подвесной топливный бак. Идея совершенно не новая, ускорители давно применяли на самолетах, которым нужно было взлететь с короткой площадки (например, с авианосца), а подвесные топливные баки так же давно, если не дольше применяли для увеличения дальности полета. В обоих случаях и отработанные ускорители и топливный бак сбрасывались за ненадобностью. Единственное отличие - это пропорции. Несмотря на то что орбитальный самолет был гигантской машиной, по сравнению с огромными ускорителями и особенно с огромным баком, он выглядел маленькой птичкой (его так и называли на инженерном жаргоне - “птичка”).
Поэтому казалось, что это он висит на огрoмной сигаре в центре, а не наоборот. Но это не меняло сути - все системы и основные двигатели были установлены на орбитальном самолете. Твердотопливные ускорители работали как спички, которые как только их зажгли, невозможно потушить или хотя бы как то управлять (катастрофа с Челенджером это подтвердила). Центральный массивныл бак был только оболочкой для хранения жидкого водорода и кислорода. Конструкторы системы Энергия-Буран приняли другой подход.
Центральный модуль, который назывался Энергия, это былая основная часть системы. Это была самостоятельная ракета-носитель, при этом самая большая в мире, со своими двигателями. своей системой управления, что делало ее пригодной для запуска других полезных грузов, а не только орбитального самолета. К ней были прикреплены четыре (а не два, как у шатла) ускорителя, которые тоже каждый сам по себе был самостоятельной ракетой (впоследствии используемой для запуска небольших спутников). Ускорители были оснащены жидкостными, а не твердотопливными двигателями, что делало из гораздо более надежными и безопасными по сравнению с ускорителями американскго шатла. К центральной ракете цеплялась птичка Буран, который благодаря тому что он не должен был иметь мощных стартовых двигателей, а только для выхода с последней стадии запуска на орбиту и затем для спуска с орбиты, имел возможность вывода большей полезной нагрузки. Дополнительно, наши конструкторы выбрали следуя испытанной Королевской стратегии, вариант управления Бураном такой, который позволял ему взлетать, совершать полный весь полет, и что особенно примечательно, автоматическую посадку в беспилотном режиме - характериcтика, которая только обсуждалась как возможность для шатла.
Ускорители должны были быть повторно используемыми, и по сравнению с американскими, которые падали в океан и потом вылавливались специальными кораблями, наши должны были совершать мягкую посадку с помощью специальных микро-двигателей, подобно томy как мы сажали автоматические станции на Луну. Сама ракета Энергия, в отличие от бака-оболочки шатла, тоже должна была быть повторно используемой. Нашему бюро было поручено разрабатывать систему управления и навигации для этой самой большой и уникальной ракеты - Энергия. Я работал в группе, которая занималась системой наведения и навигации на атмосферном участке выведения ракеты - самом ответственном и самом сложном с точки зрения выхода изо всяких внештатных ситуаций (и должен заметить, работа над выходом из внештатных ситуаций, которые предполагалось никогда не должны произойти, как например отказ одного или даже двух основных двигателей на первых секундах полета, тем не менее занимала 99 процентов работы). Мне очень нравилась моя работа. Алгоритмы наведения, которые должны были в реально времени учитывать смещение траектории от оптимальной, вызванное ветром и другими факторами. Смещение центра масс в результате отказа или неполадок в работе одного из двигателей - а их было много! - могло привести к мгновенному искажению траектории, которое надо было компенсировать. Наш подход оказался очень успешным. Первый полет Энергии состоялся в мае 1987 года - без орбитального самолета, а с модулем имитирующим блок орбитальной станции (или лазерную боевую усановку для генералов). Нашему ликованию не было предела - мы прыгали, радовались как дети, а потом нас повели отмечать это событие в ресторанНашему ликованию не было предела - несмотря на то, что последняя ступень не вышла на орбиту - наша система срабитала безупречно. Мы прыгали, радовались как дети, а потом нас повели отмечать это событие в ресторан.
Следующим этапом должен быть запуск Энергии с птичкой. Еще одно большое отличие Бурана от Шатла состояло в том, что в то время как шатл мог управляться только пилотами, Буран мог совершать полет полностью в автоматическом режиме, каковой и был успешно совершен в ноябре 1988 года. К сожалению, это была левединая песня Бурана. Мы продолжали работать по инерции, но было уже ясно, что продолжение программы маловероятно. Такая махина требовала огромного количества среств, и СССР с его застывшей экономикой не мог вынести гонки с Америкой. Потом начался развал Союза с неизбежным развалом промышленности. Опустели полки магазинов, которые и без того не были переполнены. Грохнул Чернобыль, прокатились и другие катастрофы. Высунул голову криминал. Люди стали искать выход, многие - в буквальном смысле слова.

Продолжение следует...
  Глава первая

Интересная статья в тему Вычислительная техника для ракет и космических систем.

Канада, космос, инженер

Previous post Next post
Up