Прейскурант на историческую память

Dec 04, 2009 19:53

Сегодня вечная самарская «сказочка» - об исторической памяти и любви к своей малой Родине, которая, как мы в общественной организации «Самарское Знамя» смеем надеяться, продолжает волновать наших земляков.

Строительные инвесторы оправились от ударов 90-х, когда «интеллигентишки» сумели доказать россиянам, большинство которых не удовлетворено качеством мест своего обитания, что улучшая свои жилищные условия, нужно думать об обществе, а создавая комфорт для себя, нельзя допустить, чтобы пострадало наше общее историческое наследие.

Слава Богу, всё позади, и началось активное наступление. Что стало сигналом? Уход из жизни наиболее авторитетных защитников памятников истории и культуры? Бесконечная пере-стройка в надзорных органах? А, может быть, поняли, наконец, земляки, что настоящие памятники - в Афинах, Петербурге, Суздале, на худой конец. Это там люди имеют право гордиться собственными традициями, а мы со своей «местечковостью», вторичностью архитектуры, удалённостью от мест, где творится настоящая история, можем лишь надеяться, что когда-нибудь вырвемся отсюда.

Новый поход на «руины» проходит под лозунгами: «Эти [то есть защитники памятников] хотят, чтобы вы до века жили в хибарах с удобствами во дворе и с печным отоплением»!», «Они считают, что проекты Щербачёвых, Волковых и Каркарьянов - шедевры, дайте архитекторам возможность самовыражения, и они докажут, что ничуть не хуже!», «Они говорят, что «памятники» покрыты слоем «исторической памяти». Не верьте! Это пыль. Дайте возможность строить нам, и через короткое время наши строения обрастут своими легендами!»
Защитники вяло отбиваются, высокопарно напоминая, что если Родина-мать постарела, её нужно подлечить, а убивать совершенно не обязательно. Между тем «эффективные менед-жеры» продолжают свою «эффективную деятельность» по засорению города «европейскими кварталами», бизнес-центрами и прочими застеклено-кирпичными «шедеврами», порой, правда, достигая в своём рвении классических высот.

Помните «Мёртвые души»? Ну, хотя бы сюжет? Тогда взгляните на приказ министра культуры Самарской области №21 от 3 ноября, в приложении к которому приведён «Список выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории городского округа Самара, снимаемых с регистрации». Там в пункте 31 буквально говорится, что 9 июля сего года некая историко-культурная экспертиза установила, что расположенная на углу улиц, ныне именуемых Вилоновской и Садовой, усадьба Л.П. Гергарт, строительство которой весьма точно датируется ею [экспертизой] серединой XIX - началом ХХ века, перестала быть памятником.

Как хорошо я понимаю высокочтимых экспертов, однако восхищён их воистину мессинговскими способностями: на момент проведения экспертизы здание уже год как было разрушено, о чем писали в прессе и говорили в эфирах и депутат Дёмина, и архитектор Каркарьян, и сотрудники Росохранкультуры.

Этот нонсенс в свою очередь порождает целый ворох вопросов. Как по биологическому составу почвы и химическому составу обломков кирпичей - на месте усадьбы больше ничего не осталось - сии «историки», «архитекторы» и прочие высокочтимые мужи сумели установить ничтожность значения усадьбы как памятника культуры? Сколько стоила бюджету подобная экспертиза? Чьи преступные действия покрывает министр данным подлогом? Почему даже беглое прочтение заверяемых министром списков наталкивает на мысль о его схожести с прейскурантом для желающих отремонтировать доверенные им в управление памятники без оглядки на возможные безвозвратные потери?

Можно ли верить другим министерским заявлениям, документам и обещаниям - и сколько стоят они?

Появилась, правда, надежда, что очень скоро все намеки на... своеобразные принципы управления в министерстве культуры Самарской области прекратятся. Из областного бюджета министерству выделили два миллиона и еще восемьсот двадцать семь тысяч рублей на целе-вую программу «Противодействие коррупции в сфере деятельности министерства культуры Самарской области на 2010-2012 годы».

«Необходимость борьбы с коррупцией в сфере деятельности Министерства обусловлена следующими обстоятельствами, - сказано в окончательном варианте этого документа, вы-вешенном на официальном сайте Министерства. - Министерство обладает полномочиями, свя-занными с распределением значительных финансовых средств, достаточной степенью свободы действия, вызванной спецификой работы, высокой интенсивностью контактов с подведомственными учреждениями, а также организациями и жителями Самарской области». Как просто и как естественно: быть и ручья и не напиться!

Если в условиях жесточайшего кризиса правительство, сокращая программы, направленные на повышение заботы о детях и подростках, отвлекает огромные средства на борьбу с коррупцией в областном министерстве культуры, значит дело в самарской культуре швах...

И я уверен, что если и этих почти трех миллионов не хватит, чтобы побороть неутоли-мое, видимо, желание красть в сфере деятельности Министерства культуры Самарской облас-ти, то я «обращаюсь к правительству нашему с просьбой удвоить, утроить» размер этой суммы, сравняв ее в конечном итоге с суммой криминальных поборов. Только всё должно быть по-честному, и настоящие масштабы коррупции пусть «культурные» чиновники объявят сами.

Текстовая версия сюжета телепрограммы "Горькие сказочки" канала ГИС (Самара) от 4 декабря 2009 года

image Click to view

Самара, Самарское Знамя, Рыбакова Ольга, культурное наследие Самары, культурная политика в Самарской области, Коррупция

Previous post Next post
Up