«Коран есть свидетельство Божьего милосердия, поскольку указует путь вечной жизни; он свыше ниспослан через пророка Мухаммада; он - «сияющий», поскольку озаряет дорогу каждой душе и несет в себе свет, позволяющий увидеть смысл земного бытия и освободиться». Это комментарий одного из самых авторитетных исследователей истории монотеистических религий культуролога Дмитрия Щедровицкого на пушкинское «Подражания Корану»:
Он милосерд: он Магомету
Открыл сияющий Коран,
Да притечем и мы ко свету,
И да падет с очей туман.
Ислам - мировая религия, вклад приверженцев которой стал едва ли не определяющим в развитии медицины и поэзии, астрономии и техники, математики и архитектуры.
И, наряду с этим, десятки, сотни молодых людей, обмотавших себя взрывчаткой, идут в атаку на безоружных женщин, детей, стариков, называя всё это джихадом, хотя корневое слово, от которого это понятие происходит, переводится с арабского, как «прилагать усилие». И джихад - это священная борьба со своими собственными недостатками.
Но кто-то же подтолкнул этих молодых людей к иной трактовке. Кто-то научил их читать суры на иной лад. Кто-то внушил им идею об их превосходстве.
***
Евреи на две тысячи лет были лишены возможности самостоятельно определять пути развития собственной политической истории. Пребывая в чужой, а зачастую враждебной, среде, они смогли внести свой вклад в развитие практически всех национальных культур, став неотъемлемой частью мировой культуры, науки, экономики.
Но вот в маленький российский городок лет пятнадцать назад приезжает раввин и на первом же собрании молодежного актива объявляет, что тем, кто в Новогоднюю ночь по христианскому календарю будет спать, а не сидеть за празднично накрытым столом, полагается внушительная денежная премия: еврейский новый год - в начале сентября! А сам делал обход квартир - чтобы проверить, выполняют ли те, кто согласился принять «плату», условия сделки.
С каких пор изоляционизм стал путем прогресса?
***
Полуграмотный подонок, выкрикивающий: «Я православный патриот!» - ударил 80-летнюю женщину только за то, что она не убоялась высказывать вслух свои представления о добре, равенстве прав и свободе совести.
Кто-то же внушил ему, что по факту веры своей он принадлежит к касте избранных, к тем, кто имеет право - даже призван! - убеждать окружающих в своей правоте и если понадобиться, то убеждать с применением силы.
***
Какое всё это имеет отношение к религиям, охватившим своим влиянием полмира? Никакого. Всё это имеет отношение к тем недоучившимся попАм во всех конфессиях, что недочитав свои священные книги и недочувствовав основополагающие принципы учений, к которым они присоседились, подменяют многовековую мудрость своими ущербными её трактовками.
Нужно что-то со всем этим делать! И вместо того, чтобы подумать начали действовать. Один из федеральных каналов. Глубинка российская. Ещё в большей степени глубинка, чем Самара. Славянской наружности женщина моих лет докладывает в камеру: я христианка, но очень хочу изучить ислам и поэтому решила преподавать (?!) в рамках нового курса «Основы мусульманской культуры».
«Русь, куда несешься ты, дай ответ?» Зачем наспех печь учебники и методические рекомендации, когда преподавать-то некому? Научите вначале учителей, а не пользуйтесь услугами теток, которые евхаристию с гиюром путают.
Ничего ведь кроме новых религиозных воинов вы в результате не получите. Помните, начало 90-х? Все ведущие учебные центры ислама открылись для слушателей из России, чтобы подготовить проводников своей трактовки великого учения. А через пять-семь лет мы получили всплеск активности ваххабитов.
Текстовая версия телепрограммы "Горькие сказочки" на канале ГИС (Самара) от 5 апреля 2010 года
Click to view