Невыносимая тяжесть огромного таланта

Sep 18, 2022 13:48

США, 2022
Режиссер Том Гормикэн

Рубрика: Смотрим вместе

Вадим КУЗНЕЦОВ *

Последние годы институт голливудских кинозвезд постепенно умирает. На смену слову «звезда» приходит слово «селебрити», более точно описывающее суть возникшей ситуации. Звездой (пардон, селебрити) становится теперь не тот человек, имя которого способно принести будущей картине миллионы долларов и миллионы зрителей, а тот, кто вовремя вписался в проект, который и без него эти самые миллионы спокойно заработает. Тот, кто вписался, а потом смог задержаться во франшизе хотя бы на пару сезонов.

Николас Кейдж - звезда старой школы. Сорок лет в кино. В фильмографии - Коппола, Скорсезе, братья Коэн, Дэвид Линч, Джон Ву, Майкл Бэй, Ридли Скотт, Брайан де Пальма, Алан Паркер, Пол Шредер, Оливер Стоун и Спайк Джонз. Последнего мы еще вспомним не раз. Плюс китайцы, тайцы, итальянцы и японцы. Попробуйте назвать хотя бы одну топовую голливудскую звезду, которая могла бы похвалиться подобным. Количество, разумеется, не всегда означает качество, но и здесь Кейдж смог превратить свои проблемы в шекспировскую драму, достойную настоящей звезды.
Последние десять лет Николас Кейдж регулярно снимался в плохом кино, потому что выплачивал долги (алименты, налоги, ипотека, плохой бухгалтер). По мере уменьшения этих самых долгов резюме актера постепенно возвращалось в норму. В мусоре снова начали появляться жемчужины. В марте 2022 Николас Кейдж официально сообщил, что все его долги, наконец, выплачены. «Теперь я буду более избирателен при выборе следующих проектов».
Спустя месяц в мировой онлайн-прокат вышел новый фильм с его участием и слегка нескромным названием «Невыносимая тяжесть огромного таланта». И теперь перед нами сложная задача: на какую полку поставить новую ленту? Какова ее миссия в наследии актера? Поставить ироничную точку в декаде неудач, стыдной халтуры и редких проблесков гениальности? Или все же стать ласточкой в эпохе грядущего актерского Ренессанса? Вопрос сложный. На первый взгляд, метамодерновая концепция фильма Тома Гормикэна достойна большой звезды. Актер Николас Кейдж играет актера Николаса Кейджа - человека, спустившего в трубу свою карьеру, репутацию и семейную жизнь и потому готового за миллион долларов «на любые ёлки». Например, посетить на Майорке своего преданного фаната, испанского миллиардера с очень дурной репутацией (Педро Паскаль). Богатый поклонник прекрасно помнит все самые известные работы своего кумира, поэтому зрителя ожидает погружение в бесконечные цитаты, пасхалки и каламбуры.
Или не ожидает? Здесь, наверное, и прячется проблема, из-за которой еще рано говорить про новый этап в карьере Кейджа. Несмотря на приятные шутки, отличную химию между Кейджем и Паскалем, картина не оставляет после себя впечатления, что сценарий писался именно под Кастора Троя. Вымышленная жизнь, придуманная семья. Почти полное отсутствие референций за пределами двух-трех классических боевиков. Если это и называется посткризисным Ренессансом, то в нём явно не хватает сахара и холестерина. Не хватает зубов. Хотя - постойте! - следующей ролью Николаса Кейджа станет граф Дракула. Закрывайте ставни!

* Кинокритик, автор кинопорталов «Кинопоиск», kimkibabaduk (kkbbd.com).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 15 сентября 2022 года, № 17 (238)

Кино

Previous post Next post
Up