Приама нет

Sep 13, 2022 15:59

Константин ПОЗДНЯКОВ *

Приама и прочих героев мифов и произведений о Троянской войне вы в этом романе не найдете. Есть тут, правда, Елена, но ни о каких параллелях с супругой Менелая говорить не приходится. Да и вообще история совсем о другой Трое. Так что не стоит принимать роман Александра Стесина ** за очередную попытку переосмыслить наследие античности.

Единственное, что роднит этот текст с Гомером, - тема возвращения. Только вот главному герою романа, Вадиму Гольднеру, на протяжении всего повествования сложно вычислить свою Итаку, а уж тем более вернуться на Родину. Потому что не совсем понятно: а есть ли Родина? Впрочем, давайте обо всём по порядку.


[Spoiler (click to open)]
Огромный плюс повествования - организация текста. Здесь две сюжетных линии и, соответственно, два временных периода. Первая линия - время настоящее, тут читатель оказывается в Анголе вместе с адвокатом Вадимом Гольднером, который, спасаясь от кризиса среднего возраста, поехал в Африку. Вторая линия уведет нас в прошлое, когда вчерашний ленинградский школьник Вадик оказался в Штатах, заработав кучу всяких прозвищ среди сверстников от Голого Драго (отсылка к фильмам из серии «Рокки») до Дарта Вейдэма (а это уже «Звездные войны») и влившись в ряды протестного хардкор-движения.
Замечательно, что на протяжении первой линии солирует герой-повествователь, а во второй в дело вступает иронический прищур автора, ведущего рассказ от третьего лица. И такое решение художественной организации текста в наше время, когда в первые ряды отечественной литературы выбиваются такие однообразные в дискурсивном плане писатели, как Захар Прилепин, уже вызывает симпатию.
Да и живописуя будни Анголы, Александр Стесин сделал всё, чтобы читатель мог прочувствовать языковой колорит необычной страны. Новые ангольские знакомцы Вадима обладают яркими психологическими и речевыми характеристиками. Получились вполне живые и убедительные образы. Хотя и с прочими персонажами, скажем, с героями из прошлого, тоже всё в порядке. Посмотрите, какими живыми и узнаваемыми выглядят семья жены Вадима Лены или парни из его первой серьезной хардкор-группы Error of Division - портрет каждого складывается из забавных и не очень эпизодов, ярких черт. Ничего лишнего.
Ну а основная (да, пожалуй что, и единственная) интрига романа такова: оказавшись в Анголе, Вадим неожиданно становится вокалистом местной хардкор-группы, которой тут же придумывает новое название: «Троя против всех». Неужели удастся вернуть молодость и радость, отделавшись от всех проблем с прошлой семьей (жена Лена и сын Эндрю) и нынешней любовницей Вероникой, основательно вымотавшей нашего героя своими странными перепадами настроения?
Не буду раскрывать, чем дело кончилось, тем более самым парадоксальным образом последние страницы романа намекают на отсутствие какой-либо определенности или завершенности в вечном поиске или путешествии главного героя. Никакого окончательного ответа на вопросы, которые очень часто ставят в тупик Вадима, быть не может: «Если сложить тезис с антитезисом, получится ни туда, ни сюда, ни рыба, ни мясо. Это, судя по всему, и есть синтез. Две половинки не складываются в одно, никаких уроков тут не извлечь - ни из советского детства, ни из американского, ни из контраста между ними. Как говорят мбунду, «все хорошее проходит, все плохое забывается». Единственное, о чем имеет смысл говорить, - это время. Время работает не в нашу пользу. Все, что меняется, меняется не к лучшему. Вот и все, что может сказать немолодой человек. Таково его мнение».
Слабых сторон у романа мало. Мне показалось, что ближе к финалу автор чересчур увлекся описанием политической борьбы в Анголе. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что уже запутался в этих бесчисленных аббревиатурах, обозначающих какие-то группировки, отряды… Гораздо интереснее читать про ангольские фольклор и музыку, которым также посвящена не одна страница произведения. Впрочем, написав это, я тут же задумался о читателе, далеком от панк- и хардкор-тусовки. Не сомневаюсь, что будни американской хардкор-сцены, про которые я читал с таким удовольствием, большинству покажутся такими же утомительными, как мне - политика Анголы.
Правда, у описания троянской хардкор-сцены есть еще один жирный плюс: перерыв все источники и стриминговые сервисы, я так и не нашел упоминаний про группы, которые перечисляет автор. И вот тут возникает вопрос, на который может ответить только Александр Стесин: неужели кропотливое описание троянской панк-сцены - симулякр? И если это действительно плод авторской фантазии, то, как говорят представители еще одной субкультуры, можно проникнуться к писателю безграничным респектом.

* Доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики СГСПУ
** Стесин А. Троя против всех. - М.: Новое литературное обозрение, 2022. - 424 с.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)

Литература

Previous post Next post
Up