Дебютная волна

Sep 11, 2022 18:14

Никита НИКИТИН *

В Выборге прошел ХХХ кинофестиваль «ОКНО В ЕВРОПУ».

Выборгский смотр - «младший брат» сочинского «Кинотавра», главного фестиваля российского кино. Популярность «Окна в Европу» среди обычных зрителей оставляет желать лучшего, и слабое внимание широкой публики к данному смотру трудно назвать заслуженным. Следят за его программой и победителями только самые ярые адепты отечественного кино. В среде профессиональных кинематографистов к Выборгу крайне трепетное и уважительное отношение. Причин тому несколько, одна из которых - богатство конкурсных программ: кроме игрового конкурса - секции короткометражного игрового, анимационного и документального кино. Человеку интересующемуся Выборг представляет актуальный срез российского авторского кино в конкретный момент времени во всем его концептуальном разнообразии.
В этом году «Кинотавр» в силу различных внешних обстоятельств не состоится. И это несколько неожиданно вывело Выборг на передний план. Мнения людей, в той или иной степени погруженных в фестивальный контекст, сводятся к одной простой мысли: значительная часть картин «Окна в Европу» этого года в иных обстоятельствах непременно поехала бы в «русские Канны» (так иногда называют сочинский смотр с оглядкой на его курортный и гламурный характер).


Кадр из фильма «Рядом» Тамары Дондурей
[Spoiler (click to open)]
Например, можно с большой долей уверенности утверждать, что из конкурса прошедшего Выборга в сочинском Зимнем театре легко могли быть показаны, например, «Песни лета» якутского режиссера Дмитрия Давыдова. Новая картина автора культового «Пугала» - бессюжетный комедийный слэпстик про подростка, приехавшего на лето к дедушке. На протяжении двух с лишним часов зрители наблюдают знойное якутское лето и различные странные сцены, среди которых ловля рыбы на живца голышом - лишь одна из множества.
Давыдов не скрывает, что данная работа представляет собой попытку снять кино, лишенное конфликта. Кинематограф в своей нарративной составляющей основывается на драматургии и, как считается, не может не содержать конфликт. Давыдов доказывает: конфликт можно исключить из кинематографического уравнения, и такое кино будет вполне смотрибельным, но все же, если быть до конца честным, довольно утомительным.
Другая картина вполне сочинского калибра, в которой делается особый упор на эстетику и форму, а не на историю - «На тебе сошелся клином белый свет» дебютанта в полном метре Игоря Поплаухина, побеждавшего в сочинском конкурсе короткого метра пять лет назад с фильмом «Календарь». Лента о последних днях жизни культовой поэтессы Янки Дягилевой наполнена тягучими и вязкими визуальными образами, которые при просмотре вызывают гипнотическое ощущение. Быть погруженным в творчество рок-певицы, чтобы получать определенное удовольствие от картины, не обязательно. Но справедливости ради стоит сказать, что поклонники Янки будут сильно удивлены, увидев фильм. Это не традиционный байопик, а поэтическая фантазия на тему.
Фильмы Давыдова и Поплаухина мы упомянули первыми, потому что в фестивальной программе они стоят немного особняком, слабее остальных работ выражая главные фестивальные мотивы и темы. Главные герои Выборга-2022 - молодые режиссеры-дебютанты, снимающие кино о неприкаянных подростках.
В картине «Накануне» старшеклассник, страдающий от развода родителей, неожиданно находит родственную душу в любовнице отца. В фильме «Велга» и внеконкурсной премьере «У самого Белого моря» молодые люди мучаются от одиночества, нелюбви родителей и равнодушия окружающего мира на фоне холодных красот бескрайнего моря. Ленты «1000 дешевых зажигалок» и «Император» тоже не лишены стерильного эстетизма, но выделяются уже своим остросоциальным зарядом. Один фильм затрагивает тему школьных шутингов, второй - подросткового буллинга.
Кажется, на смену «новым тихим», доминировавшим в нашем авторском кино с конца нулевых, приходят, судя по всему, «молодые рассерженные».
Из одиннадцати конкурсных картин Выборга восемь - дебюты. И, похоже, это только начало надвигающейся волны дебютного кино. У нового поколения молодых режиссеров (значительная часть из которых - девушки) накопились вопросы к старшему поколению и окружающей реальности, и молчать о наболевшем они не собираются.
В каждой второй выборгской картине можно было встретить героев в депрессии и свинцовое балтийское небо. Тем отраднее, что главный приз фестиваля достался комедийной работе. «Экспресс» Руслана Братова - трагикомичный фарс с остросюжетным уклоном и южным акцентом. Картина многофигурна, в ней масса колоритных персонажей. Жизнь обитателей маленького кавказского городка вертится вокруг спортивного тотализатора. Парню по кличке Сос выпадает шанс выиграть много денег. Остается только найти потерянную карточку для выигрыша. Представьте себе сюжет раннего Гая Ричи, разыгранный в декорациях фильма «Разжимая кулаки», и вы поймете, насколько «Экспресс» драйвовое, смешное и по-своему самобытное кино. В кинотеатрах фильм Руслана Братова появится с 22 сентября. Пока же обязательно познакомьтесь с короткометражным дебютом режиссера под названием «Лалай-Балалай», в свое время победившим на «Кинотавре».
Впереди на фестивальной дистанции еще такие потенциально важные события, как ММКФ, фестиваль фильмов и сериалов от онлайн-кинотеатров «Новый сезон» (который намечен к проведению в Сочи) и новый столичный смотр авторского кино под названием «Зимний». Будет интересно посмотреть, утвердят ли эти смотры тренд на дебютное кино, но мы не удивимся, если «Окно в Европу» так и останется главным фестивальным событием года.

* Аналитик кинопроката, журналист издания «Бюллетень кинопрокатчика», куратор клуба любителей кинематографа и медиаискусств «Треугольник» при ЦРК «Художественный»

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)

Кино

Previous post Next post
Up