Андрей Самолинов: «Акварель - это бесконечно длящееся приключение»

Sep 11, 2022 15:33

Светлана ШАТУНОВА *

В галерее «Новое пространство» проходит выставка акварелей и фотографий Андрея САМОЛИНОВА. По образованию Андрей архитектор, в 1986 году окончил архитектурный факультет Куйбышевского инженерно-строительного института имени А. И. Микояна. Акварелью занимается с 2015 года. Член Союза акварелистов России и IWS Globe, с 2019 года принимает участие во всероссийских и международных выставках и биеннале.


[Spoiler (click to open)]
Интересно, что с момента окончания института Андрей не брал в руки ни кисть, ни карандаш. Прошло 35 лет, прежде чем он начал творить. Случилось это в 2016-м, когда, по словам автора, его «охватило неясное томление». Жена и дети подарили акварель «Невская палитра». Сначала рисовал с внучками, так и втянулся. Привычка рисовать стала образом жизни: выставки, мастер-классы, изучение техники акварели, материалов и т. д. Сейчас на создание одной акварели в среднем уходит от 4 до 6 часов, в неделю художник пишет по 2 работы.
На выставке в «Новом пространстве», которая называется «Genius Loci: гений места. Метафизика пространства», представлены акварели и фотографии, основные темы которых - городской пейзаж, цветы и животные.
Перемещаясь по пространству галереи, зритель словно путешествует по городам Италии, Бельгии, Испании, Турции, Израиля, России, Грузии. За последние два года у художника появились любимые мотивы и свой колорит. В цвете преобладают холодные голубовато-сероватые тона с теплыми световыми акцентами и нарисованными «по-сухому» архитектурными деталями. Любимый сюжет - улица, перекресток или площадь города, где мельтешат люди, проезжают машины - идет жизнь.
Во всех работах Андрея Самолинова выражено деликатное и уважительное отношение к акварели, он с ней «на Вы» (по-другому с этой «женской» техникой нельзя!). Это не фонвизинское пиршество разливающегося цвета, не врубелевское сияние драгоценных камней, не подробная детализация Федора Толстого. Среди авторов, которые являются образцами в творчестве, Андрей называет двух современников - мастеров акварельной живописи: Илью Ибряева и Томаса Шаллера.
Используя различные способы рисования, можно добиться размытости или, наоборот, четкости контуров. Большими возможностями обладает техника «по-сухому», с помощью которой можно создавать уникальные графические работы. Акварелью можно работать и «по-сырому», в этом случае краска наносится на обильно смоченную водой бумагу. Техника требует от художника точности в выборе цвета и тона. Даже опытный мастер, работая по мокрой бумаге, не может предвидеть окончательный результат, так как рисунок остается в движении до полного высыхания. Техника алла прима - это письмо за один сеанс (буквальный перевод с итал. а la prima). В этом ее главное отличие от многослойной, пастозной живописи.
В работе с акварелью Андрей применяет разные техники, их комбинации. В целом для него характерны живопись тоном, сдержанное перетекание цвета, как бы урезоненная акварель, ее свободу в некотором роде ограничивает прорисовка архитектурных деталей. В первую очередь это связано с самим сюжетом - архитектурный пейзаж подразумевает точность. Во всех городских пейзажах Самолинова главенствует архитектура - она здесь царица! Виртуозные барочные завитки в декоре ратуш, готические своды и шпили, бликующие на солнце купола соборов, вековые стены, колонны и арки.
При изображении архитектурного памятника автору важно, чтобы он был правильно построен, уходящая перспектива улиц создавала глубину пространству, а все объекты имели не просто красивую цветную заливку, но объем (сказывается архитектурное образование).
У Андрея Самолинова есть непреложное правило: «Любую работу надо доводить до конца!» Даже если в процессе возникают трудности и желание все бросить, порвать, - но нет, надо доделать до конца! Все может измениться, даже за последние 10 минут. После своего ощущения, что работа готова, художник к ней больше не возвращается. Она может быть не так идеальна, как хотелось бы, в этом случае художник говорит: «Другая будет лучше!»
Работа с акварелью - это всегда экспромт, ты не знаешь, чем закончится это приключение, так много здесь случайных нюансов. Акварель сама диктует изобразительный ход. Важнейшую роль в процессе играют также бумага, и краски, и кисти, их производители. Андрей пишет на английской, итальянской и китайской бумаге. К каждой надо найти свой подход! Не говоря уже о тонкостях красочных пигментов и их смесях.
В основном все произведения на выставке - не натурные зарисовки, это скорее картины-впечатления, в первую очередь, о путешествиях и пережитых эмоциях. Поэтому художник не пишет топографическую ведуту, а свободно меняет композицию, перемещает детали, предметы, даже тени. Важным считает передать чувство места, его очарование и красоту: влажность Петербурга, зной Иерусалима и солнце Грузии. Кстати, о Грузии. Художник, проводя экскурсии по своей выставке, занимательно рассказывает о тех местах, которые изображает, и о приключениях, случившихся в поездках.
Одна комната на выставке стала дамской. Здесь на стенах висят акварельные цветы, полевые букеты. Для антуража сотрудники галереи внесли дополнительные артефакты: у стены расположились кресло-качалка с накинутой горжеткой, зонтик, шляпки, перчатки, босоножки. Художник рассказывает, что живет в своем доме и часто пишет цветы. И вообще пишет то, что видит вокруг: «Вышел утром, выпил кофе, вокруг красота. Я получаю от этого удовольствие». Здесь не надо искать глубокомысленных символических прочтений, это просто красивые цветы, хрупкие, быстро осыпающиеся, поэтому автору так важно не дать увянуть их недолговечной красе. Акварель, как самая легкая и прозрачная техника, будто создана для того, чтобы писать цветы, потому что она нежнее и лиричнее любой другой.
Отдельным блоком представлены анималистические зарисовки. Портреты домашних питомцев, пойманный характерный взгляд своего кота и обезьяны из иерусалимского зоопарка говорят о цепком глазе художника и уважительном отношении к братьям нашим меньшим.
В экспозиции акварельные работы обрамляют фотографии, придавая этой воздушной технике приземленность и увесистость. Фотографией Андрей увлекся еще в школе. Теперь после очередного путешествия он обязательно привозит до 1 000 фотографий. Любой турист привозит 1 000 фотографий, скажете вы, но не любой турист смотрит на мир глазами архитектора, увлеченного акварелью. Поэтому это всегда свой взгляд на узнаваемые места.
В беседе Андрей подкупает своей увлеченностью, рассказами о приключениях в поездках, о художественных материалах, которые надо освоить. У него много планов на новые темы, новые форматы и новые выставки!

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)

Изобразительные искусства

Previous post Next post
Up