Согласие и созвучие

Sep 04, 2022 15:41

Светлана ШАТУНОВА *

Пиши, как хочется,
Как можешь…
И, если чувствуешь,
Так надо -
То не ищи ни в ком похожих,
Знай -
В непохожести награда!
А. Песигин

В зале Самарского регионального отделения Союза художников России завершила работу выставка отца и дочери - Анатолия ПЕСИГИНА и Елены МАЛЫГИНОЙ - «Согласие. Созвучие».

Открытие случилось накануне 85-летия Анатолия Песигина. На вернисаже, несмотря на жаркий день, собралось много почитателей таланта художника. Так было всегда: на день рождения Анатолия Георгиевича дома был «проходной двор», с утра до вечера шли друзья и ученики, несли книги, журналы, кисти, пластинки. Анатолий Георгиевич был невероятно эрудирован, много читал, цитировал поэтов, сам писал стихи, пел песни, играл на гитаре. Одним словом, был душой компании.
«Каждую субботу папа покупал «Комсомольскую правду», где на последней странице печатали кроссворд, который он должен был непременно за полчаса отгадать. Если возникали затруднения, лез в словари, если и это не помогало, то звонил «аксакалу» [Юрию Александровичу Андрееву - художнику, искусствоведу, другу. - С. Ш.], если и он не знал ответа - случалась катастрофа!» - рассказала Елена Анатольевна.



Анатолий Песигин. Автопортрет с красным солнцем
[Spoiler (click to open)]
Песигин Анатолий Георгиевич (1937-2004) - художник-график, иллюстратор, поэт, педагог, член Союза журналистов России (1992).

Родился в селе Алексеевка Куйбышевской области. Окончил живописно-педагогическое отделение Пензенского художественного училища имени Савицкого (1960). Участвовал в областных и региональных художественных выставках. Один из основателей Куйбышевской художественной школы № 1, многие годы заведовал учебной частью, преподавал. Руководил изостудией при Детской технической станции Советского района. Был членом ГМК-62. В конце 1960-х по путевке обкома комсомола участвовал в творческих поездках по Сибири. В 1989-1996 работал в газете «Волжская коммуна».

Песигин - дитя оттепели - художник, поэт, бард. Это выражалось и в характерной для времени дерзости, выливалось в творческие эксперименты (в Союз художников его так и не приняли), жажду знаний, поиски нового художественного языка.

По-матиссовски плоскостно исполнен автопортрет «Художник и модель». Скупо, почти в растирку, написана жанровая сцена «В автобусе»: четко ритмически выстроена лапидарная композиция, главный герой не выделен, но создан целостный образ людей начала 70-х - погруженных в себя или в чтение. Во многих работах важнейшую роль играет линия, она у Песигина певучая, легкая и сильная одновременно, уверенная, точная и красивая.

«В искусстве отец был требователен к себе. За один прием мог нарисовать портрет без ластика!» - рассказывает дочь художника. Анатолий Георгиевич ставил себе задачу не исправлять!

Характерная черта художников-«семидесятников» - любовь к северному Возрождению, к раннему итальянскому Ренессансу. Я никогда не забуду портрет Константина Загоскина, нарисованный Песигиным в смешанной графической технике в духе Гольбейна.

На выставке представлено разнообразие графических и живописных техник. Песигин работал карандашом, тушью, ретушью, углем, акварелью, а также в технике печатной графики, экспериментировал с масляной живописью.

Особенно ему удавались портреты. Используя минимум изобразительных средств, добивался высокой степени выразительности, показывая трудноуловимые оттенки человеческого характера. При этом автор не стремится к объемному решению модели, не нагружает чрезмерной штриховкой или живописной фактурой. Здесь много портретов членов семьи: мамы, жены, дочери. Дочь - одна из любимых моделей художника. Она то совсем маленькая; или постарше, сидит, обнявшись с игрушкой - плюшевым мишкой; или изображена с собакой, которую очень просила взять для нее.

Несколько портретов на выставке («Лесник» и портрет мамы) выполнены в технике, которую трудно определить на глаз. Внешне выглядят так, будто написаны акварелью. Оказалось, что исполнены они маслом по бумаге губкой (предварительно из краски вытягивалось масло, чтобы фактура стала матовой).

На стенах рядом с картинами размещены стихи Анатолия Георгиевича, очень личные и лиричные, красноречиво дополняющие облик художника.

Я с одиночеством дружу,

Мне вместе с ним совсем не тесно,

Порою даже интересно,

Порой уютность нахожу.

Анатолий Песигин был педагогом от бога. У него учились многие самарские художники: К. Загоскин, В. Сухов, В. Булгаков, Г. Белоусова... Во время занятий читал ученикам стихи, ставил музыку - эстетика всегда была в приоритете.

Елена Малыгина пошла по стопам отца, стала художником. Окончила Куйбышевское художественное училище и Московский художественно-промышленный институт дизайна имени Строганова. Она пишет картины, работает как график, занимается дизайном, преподает, активно участвует в выставках Творческого союза художников.



Елена Малыгина. Красно-белая архитектура

Елена с огорчением вспоминает, что долгие годы ее воспринимали исключительно как дочь художника Песигина. Педагоги занижали оценки в училище, будучи уверены, что папа помогает рисовать. В этом смысле трудно быть ребенком одаренного отца!

Елена - невероятно увлеченный человек! Быстро загорается, начинает осваивать новые техники. Работала в витражной мастерской, занималась росписью тканей, иллюстрацией. Как верная ученица Песигина, предана графике: «Папа говорил, что графика - наивысшее искусство, требующее концентрации, напряжения, твердости руки!»

Самый узнаваемый жанр в творчестве Елены - городской пейзаж. Она создает узнаваемые формулы города или логотипы места. Пишет и натюрморты, предана теме русских сказок, а еще она очень любит музыку, говорит, что музыка с ней по жизни, причем самая разная - народная, эстрадная, классическая. «Ночной серенадой» Моцарта спаслась от депрессии, теперь всем ее советует - как гимн жизни! Сейчас она работает над беспредметной серией, посвященной танцу и музыке.

Елена Малыгина предлагает свой рецепт создания художественного произведения:

Собрать частицы

И соединить,

Согреть,

Вдохнуть,

Проверить,

Испытать.

Потом поцеловать

И отпустить летать!

Пусть светит всем и радует сердца!

Творческое созвучие отца и дочери очевидно. Учитель продолжается в своем ученике, дочь продолжает дело отца, оставаясь абсолютно узнаваемой среди самарских художников.

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 августа 2022 года, № 15-16 (236-237)

Изобразительные искусства

Previous post Next post
Up