Грани ХХ века

Jul 10, 2022 12:05

Светлана ШАТУНОВА *

В Самарском художественном музее в рамках празднования юбилея коллекции открылась выставка, посвященная отечественному искусству ХХ века.

В постоянной экспозиции музея представлено искусство от иконописи до русского авангарда, западноевропейское и искусство Востока. Иначе обстоит дело с собранием искусства ХХ века. Оно хранится в фондах музея, и увидеть его можно лишь на временных тематических или персональных выставках.
В 2017 году в музее был осуществлен проект «Грани ХХ века», в его рамках состоялись три выставки: «Оригинальная графика ХХ века», «Выставка к 100-летию Российской Революции 1917 года», а также «Искусство периода оттепели».
Выставка этого года представляет произведения живописи, графики и скульптуры, созданные за период почти в столетие (с 1920-х до начала 2000-х). Нынешнее пространство Мраморного зала не в состоянии вместить большое и разнообразное собрание искусства ХХ века, поэтому остановились на ведущих мастерах (Александр Самохвалов, Петр Кончаловский, Павел Корин, Юрий Пименов, Дмитрий Жилинский, Аркадий Пластов, Гелий Коржев, братья Ткачёвы...).



Леонид Кабачек, Нина Веселова. Праздник в Вороново. 1959-1960
[Spoiler (click to open)]
Открывает выставку «Октябрьский натюрморт» «амазонки русского авангарда» Надежды Удальцовой, написанный в 1927 году в живописной «бубнововалетской» манере. Бюст Ленина на картине художницы выглядит скорее психологическим портретом, а советская атрибутика воспринимается зловеще - серп уже не столько сельскохозяйственное орудие, а как бы карающий нож гильотины.
В собрании широко представлены работы членов крупнейшего объединения 1920-х годов - Ассоциации художников революционной России (АХРР). В ее декларации провозглашалось: «Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянство, деятелей революции и героев труда». Продолжая дело, начатое художниками-передвижниками, ахровцы заменили крестьян на красноармейцев, студентов на рабочих, а главным героем становится вождь пролетариата.
В музее хранится авторское повторение известной картины Исаака Бродского «В. И. Ленин в Смольном». Оно было заказано автору в 1935 году и благодаря своим небольшим размерам с 1960-х годов неоднократно выставлялось на зарубежных выставках.
В Стране Советов появились новые традиции и праздники. Один из них - так любимый народом 1 Мая, День солидарности трудящихся. Ему посвящена работа Виктора Садкова «Демонстрация 1 мая».
1930-е годы для советского искусства были ознаменованы новыми творческими достижениями. Метод социалистического реализма одержал окончательную победу. В стилистике соцреализма работал Александр Самохвалов. В конце 1920-х - начале 1930-х годов главными героинями его полотен стали «вузовки», делегатки, метростроевки, физкультурницы.
Официальным художникам, прославляющим победное движение к светлому будущему, противопоставлены мастера, которые предпочли работать в камерном формате.
К 20-30-м годам относится творчество уроженца Самары, художника и реставратора Николая Плеханова. Большую часть жизни он прожил в Москве. В 1976 году сын художника Сергей Николаевич подарил Самарскому музею 36 картин своего отца.
Камерная линия продолжается в творчестве одессита Самуила Адливанкина, комическая интонация и стилистика примитива ранних работ которого значительно изменились к 1930-м годам. Портрет сына художника Миши написан сдержанно, в сером колорите. Миша как бы отстранен от окружающего мира, в его кротком грустном взгляде затаён страх. Впоследствии он уйдет на войну, будет ранен, но продолжит командовать саперной ротой. В 1944 году погибнет на фронте.
В жанре натюрморта продолжают работать бывшие «бубновые валеты» и «голуборозовцы». «Русский Сезанн» Илья Машков, первый по части богатства предметных форм, в 1930-е годы заметно снижает цветовую экспрессию (излишняя маэстрия уже не поощряется).
Один из лидеров ОСТа Юрий Пименов, с начала 1930-х отказываясь от экспрессионистической манеры, обращается к импрессионистической, уйдя от индустриальной тематики к созданию лирических новелл («Почта пришла»).



Юрий Пименов. Почта пришла. 1940
Крупнейший портретист первой половины ХХ века Павел Корин представлен на выставке портретом летчика Громова.
***
Особую группу составляют произведения военного времени. Их в коллекции довольно много, так как в нее вошли работы с выставок, проходивших в годы Великой Отечественной войны в городе Куйбышеве, ставшем на тот период запасной столицей.
Среди работ военного времени выделяются картины народного художника СССР Василия Ефанова - уроженца Самары. Находясь во время войны в родном Куйбышеве, Ефанов создал ряд портретов выдающихся деятелей советской культуры. Один из них - «Портрет скульптора В. П. Акимова». Картина была представлена на персональной выставке «Великая Отечественная война» в Куйбышевском театре драмы в 1942 году. Рядом можно увидеть гипсовый бюст В. В. Куйбышева, выполненный Акимовым.
Известный художник Аристарх Лентулов в 1942 году находился в эвакуации в Ульяновске, где и была написана картина «Оборона Ленинграда».
В 1950-е годы ведущим направлением остается социалистический реализм, но начинает меняться интонация картин, художники все больше повествуют о буднях и праздниках простых советских людей («Первоклассница» Владимира Васильева). Послевоенные мирные будни описаны в картине советского сезанниста Иосифа Гурвича «На стадионе». Здесь импрессионистически светло изображены счастливые, нарядно одетые советские люди, в едином радостном порыве увлеченные зрелищем.
Повседневные сцены из быта жителей Самарканда стали лейтмотивом творчества Павла Бенькова после того, как художник переехал в Среднюю Азию в 1930 году. На картине «У водоема» в тени деревьев, наливая воду в кувшины, неспешно беседуют женщины в традиционных узбекских костюмах. Разлитая нега, размеренность затягивают в атмосферу Востока.
Главной темой в творчестве Аркадия Пластова стало родное село Прислониха Ульяновской области и его жители. В выставку вошли две картины художника, созданные в 1959 году.
***
Вслед за Пластовым деревенскую тему продолжают «шестидесятники» Виктор Иванов, Андрей Тутунов, братья Алексей и Сергей Ткачевы, Владимир Стожаров. Во всех работах художников-деревенщиков при внешней эмоциональной скупости героев, сдержанных жестах прочитывается симпатия авторов к простым людям, занятым тяжелым крестьянским трудом.
Иванов создал многочисленные жанровые картины из жизни села Исады Рязанской области, которую он хорошо знал. На выставке представлен эскиз 1966 года к картине «Полдник» из цикла «Русские женщины», хранящейся в Государственной Третьяковской галерее. После изнурительной работы на сенокосе крестьянская семья собралась за скромной трапезой.
Семейными узами связаны и герои картины братьев Ткачевых «Дорогой гость» 1967 года. Полотно посвящено встрече молодого солдата, прибывшего домой на побывку.
Одно из самых грандиозных полотен на выставке, «Праздник в селе Вороново», написанное Леонидом Кабачеком и Ниной Веселовой, долгие годы не экспонировалось. В своем шумном, народном настроении картина созвучна лихим цветастым вихрям Филиппа Малявина.
В искусстве этого времени можно выделить два основных направления: так называемый «суровый стиль» и неофициальное искусство, или андеграунд.
Представители «сурового стиля» Гелий Коржев, Петр Оссовский, Юрий Боско, Игорь Обросов в своем творчестве отражали настоящую жизнь и тяжелые будни рабочих и крестьян, воспевали силу воли и энергию героев труда. Произведения «сурового стиля» противопоставляли официальному искусству соцреализма, которое идеализировало эпоху коммунизма, демонстрируя всеобщий оптимизм.
Классическим произведением этого стиля является картина Гелия Коржева «В пути». Распутица. Женщина с обветренным лицом и натруженными руками, одетая в фуфайку, прижимает к груди ребенка, завернутого в одеяльце, пока отец «святого семейства» чинит сломавшийся грузовик. Путь их лежит на очередную стройку века. Немногословный, совершенно лишенный мелодраматичности сюжет приковывает внимание, а женский образ - новой Советской Мадонны - невозможно забыть.
Одними из ярких представителей «оттепельного» авангарда были участники студии «Новая реальность», основанной еще в послевоенные годы художником и педагогом Элием Белютиным. Он создал свою творческо-философскую систему, которая работала на внутреннее раскрепощение художника.
В 1962 году на легендарной выставке в Манеже, посвященной 30-летию МОСХа, именно на учеников-белютинцев обрушился гнев Никиты Хрущёва: «Вот что, Белютин, я вам говорю как Председатель Совета Министров: всё это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю! Запретить! Всё запретить! Прекратить это безобразие! Я приказываю! Я говорю! И проследить за всем! И на радио, и на телевидении, и в печати всех поклонников этого выкорчевать!»
После смерти Белютина в 2012 году его вдова искусствовед Нина Молева подарила музею большую коллекцию графики и живописи художника. В выставку вошли живописные произведения, написанные в духе абстрактного экспрессионизма, и два графических листа.
***
Искусство второй половины ХХ века наиболее полно представлено произведениями самарских мастеров Валентина Белоусова, Дмитрия Кондратьева, Анатолия Песигина, художников, чья молодость пришлась на пору хрущевской «оттепели». Именно тогда на выставках, которые устраивал Городской молодежный клуб (ГМК-62), стали появляться их работы.
После смерти Кондратьева вдова организовала в музее персональную выставку и подарила работы художника. Картину «Гибель крестьянина» можно назвать автобиографичной, его отца арестовали в 1937 году как «врага народа».
С начала 2000-х годов в коллекцию музея стали поступать произведения современного искусства. В 2004 году после окончания Венецианской биеннале в музее оказались работы Валерия Кошлякова, Константина Звездочётова, фотографии Сергея Браткова, которые выставлялись в российском павильоне «Возвращение художника». Все работы создавались специально для биеннале.
На выставке представлен «Поцелуй» Александра Виноградова и Владимира Дубосарского из огромного фриза, изображающего счастливых юношей и девушек, плывущих под водой. Братков сфотографировал всех художников, представив каждого в образе, отвечающем создаваемому проекту.
Картина «ХХ век. Толпа» 2006 года одного из лидеров андеграунда, первого абстракциониста периода «оттепели», создателя «Сигнальной системы» Юрия Злотникова поступила в музей после проведения персональной выставки в 2013 году.
Экспозиция дополнена листами оригинальной графики таких известных художников ХХ века, как Александр Дейнека, Иван Горюшкин-Сорокопудов, Анатолий Зверев, а также скульптурой самарских мастеров Василия Акимова и Анатолия Головнина.

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 7 июля 2022 года, № 14 (235)

Изобразительные искусства

Previous post Next post
Up