Приношение Юрия Башмета

Jun 14, 2022 19:28

Вечер первый. «Евгений Онегин»

Анна ЛАЗАНЧИНА *
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА

В первый летний день в Самаре на площади Славы под открытым небом жители города смогли увидеть и услышать музыкально-драматическое действо «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия БАШМЕТА. Эта постановка - не спектакль, не опера Чайковского, не ее концертное исполнение и не отдельные сцены произведения. Данная литературно-музыкальная композиция напоминает дайджест: в ней собраны наиболее известные арии и ансамбли оперы, между которыми звучат популярные фрагменты романа в стихах.

Максимально сократив гениальные сочинения, авторы-постановщики Юрий Башмет и режиссер Илья Ильин сохранили основную сюжетную линию романа, оставили главных героев в исторических костюмах и создали поп-продукт, ориентированный на широкого зрителя, видимо, того самого пресловутого массового «потребителя культуры».


[Spoiler (click to open)]
Действительно, получившееся популярное изложение легкодоступно даже непосвященным, и случаи ухода публики до окончания представления исключительны. Наоборот, даже те самарцы, кто оказался в этот вечер на площади Славы случайно, с интересом присоединялись к просмотру. Довольными зрелищем остались практически все. И те, кто пришел посмотреть на знаменитых артистов - в этот вечер поэтический текст читали Константин Хабенский и Ольга Литвинова, и те, кто хотел услышать классическую музыку в ярком исполнении: оркестр «Новая Россия» был, как всегда, великолепен, а солисты - представители лучших отечественных оперных театров - пели прочувствованно. Дополнили постановку массовые сцены оперы в исполнении хора Самарского академического театра оперы и балета имени Д. Д. Шостаковича (главный хормейстер Максим Пожидаев). Самарские артисты выглядели очень достойно. Массовые эпизоды - хор девушек и бальные сцены - оттенили основное лирическо-драматическое действие легким юмором и добавили ему разнообразия.
Зрителей на самом деле было море. Публика заполнила и специально поставленные стулья рядом со сценой (квазипартер), и амфитеатр склона с его лестницами и лавочками, и галерку - верхний ярус площади. Все смотрели и слушали с неослабевающим вниманием. Без малого два часа пролетели почти незаметно. Особое восхищение вызвал момент синхронизации салюта на балу у Гремина, демонстрируемого на экране, с настоящим салютом в честь Дня защиты детей. Идея организаторов, вероятно, состояла не только в том, чтобы звук пальбы не помешал музыкальному фестивалю; также хотелось, чтобы зрители ощутили себя участниками разворачивающегося драматического действа и с бόльшим сочувствием отнеслись к истории любви героев. Задуманное удалось лишь отчасти. Фейерверк, несмотря на искусные ухищрения, динамическим контрастом отвлек публику и от музыки, и от происходящего на сцене, привнес в постановку эффект грандиозного реалити-шоу.
На страницах фестивального буклета «Евгений Онегин» в авторской версии Юрия Башмета получил разнообразные жанровые обозначения: музыкально-драматическое действо, музыкально-литературная композиция, опера-спектакль. К какой бы разновидности ни склонялись авторы, вне всякого сомнения, данная постановка представляет собой жанр синтетический (объединяющий музыку и поэзию, режиссерское искусство и мастерство актерской игры, сценическое действие и видеоконтент), залог успеха которого кроется во взаимосвязи всех его слагаемых. Вот об этом бы и хотелось сказать несколько слов.
Исполнители главных партий заслуживают всяческих похвал. Все они - обладатели красивых голосов, артистичны и обаятельны, а вместе составляют прекрасно подобранный сценически гармоничный актерский состав. Крепкое сопрано Жали Исмаиловой (Татьяна) объемно и полетно. Хорошо проводит она знаменитую сцену письма-признания, где, выразительно интонируя голосом, передает все оттенки мятущейся души своей героини.

Меццо-сопрано Ирины Шишковой звучит ярко и пластично. Ее Ольга непривычно серьезна, в ней нет традиционной легкой беззаботности, но в этом видится индивидуальная самобытная трактовка роли.
Замечательно прозвучал лирически-мечтательный дуэт сестер, а в продолжающем его квартете к молодым солисткам присоединились Анастасия Бибичева (Ларина) и Александра Саульская-Шулятьева (Няня).
Мягкий лирический тенор красивого тембра Сергея Романовского (Ленский) был особенно выразителен в знаменитой арии «Что день грядущий мне готовит?». Здесь солист продемонстрировал мастерскую филировку звука и гибкую фразировку.
Исполнен внутреннего спокойствия и благородства Князь Гремин Олега Цыбулько. У этого героя всего одна небольшая ария, но солист спел ее так, что сразу расположил к себе, умело показав достоинства плотного и сочного голоса, хорошее владение кантиленой.
А вот исполнитель заглавной партии Алексей Исаев выглядел сценически зажатым. Ровное звуковедение и сильный голос, к сожалению, еще не гарантируют успеха в этой роли. Не менее важным представляется умение создать правдивый, психологически точный образ.

Раскрытие внутренней сути художественных образов через сценическое поведение и игру актера, выявление главной идеи произведения - задачи, которые обычно артисты решают совместно или под руководством режиссера. Кажется, что в этой постановке исполнители оказались предоставлены сами себе и потому далеко не во всем выглядели убедительно. Оформление (будь то декорации или видеоконтент) спектакля тоже традиционно создается в соответствии с режиссерским замыслом. Здесь видеоряд, иногда откровенно скучный, показался довольно странным и вызвал много вопросов. Что, например, означает мрачная серая планета, на фоне которой неожиданно вырастают колонны в арии Гремина? Удивили и некоторые мизансцены, а особенно - страстный поцелуй, которым Татьяна одарила Онегина при прощании.
Место отсутствующей режиссуры заполнила музыка, и музыкальная драматургия стала главной действующей силой постановки. Башмет представил гениальную партитуру Чайковского во всем многообразии ее красочной палитры, простирающейся от тонкой звукописи гобоя соло в сцене письма до блеска помпезности торжественного полонеза.
Все музыкально-драматическое действо шло под веселый детский шум-гам, доносившийся откуда-то с набережной. Значит, и дети, резвящиеся где-то рядом, слышали музыку великой русской оперы. И хотя в этот летний вечер она была лишь фоном для игр, на определенное время классическая музыка стала частью их жизни. Это вселяет надежду на то, что кто-то из этих детей, став взрослым, захочет не только увидеть подобный дайджест, но и прочитать роман целиком, а может быть, даже сходить в оперу…
Музыкальный фестиваль - не единственный творческий проект, инициированный и реализуемый знаменитым музыкантом в Самаре. В тот же день в Самарской области стартовала Академия Башмета, в рамках которой проводится обучение талантливых музыкантов. Об этом мы расскажем в следующем номере газеты.

*Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 июня 2022 года, № 12 (233)

Театр, Музыка

Previous post Next post
Up