Самарская область + Беларусь. Дело за театрами

Jun 12, 2022 15:58

Антонина КАМЕНЕВА

В целом ряде проектов, реализуемых в Самарской области, принимают участие деятели искусств из Республики Беларусь: белорусские фильмы входят в международную программу фестиваля «Кино - детям», в Музыкальной детской академии под патронатом Юрия Башмета занимаются участники из Беларуси, в проекте Самарской областной детской библиотеки «Читаем детям о войне» на протяжении многих лет участвуют библиотеки Республики Беларусь. В 2021 году подписано соглашение о культурном сотрудничестве между правительствами Беларуси и Самарской области.


Сцена из спектакля «Дурочка»
[Spoiler (click to open)]
По инициативе дирекции СамАрта под занавес сезона на гастроли в Самару приехал Белорусский государственный молодежный театр. БГМТ играет свои спектакли на русском языке, приглашает на постановку режиссеров из России, Франции, Литвы и, конечно, Беларуси. В труппе театра из Минска - 48 актеров: выпускники ярославского и санкт-петербургского институтов, Щукинского училища, ГИТИСа, ВГИКа, белорусских театрально-художественного института, академии искусств и университета культуры.
Более десяти лет в БГМТ работал актером и ставил спектакли по пьесам современных драматургов Дмитрий Богославский, лауреат «Любимовки», «Евразии», «Действующих лиц». Но сейчас ни одной пьесы ни Богославского, ни других флагманов новой белорусской драматургии - Константина Стешика, Павла Пряжко, Николая Рудковского - в репертуаре «молодежки» нет. Репертуар театра, можно сказать, академический: Ф. Лопе де Вега, А. Островский, О. Уайльд, В. Шукшин, Э.-Э. Шмитт; множество французских комедий.
В афише довольно больших самарских гастролей - семь названий. Четыре из них - «Дорогая Памела», «Дурочка» («Хитроумная дуреха»), «Сыграем в дружную семью» («Гарнир по-французски») и «Козий остров» - знакомы самарскому зрителю по репертуару академического театра драмы и театра «Понедельник». В них яркими ролями запомнились Светлана Боголюбова и Жанна Романенко, Елена Харитонова и Владимир Борисов, Олег Свиридов, Елена Орлова, Ольга Шебуева, Андрей Бердников.
***
Минчане открыли гастроли «ДОРОГОЙ ПАМЕЛОЙ» Джона Патрика в постановке Альгирдаса Латенаса (в Самарской драме он ставил «Леди Макбет» и «Шута Балакирева»). Литовский режиссер намеренно занимает в роли «старушки неопределенного возраста» ведущую актрису театра, заслуженную артистку Беларуси красавицу Наталью Онищенко. В финале спектакля на задник сцены проецируется изображение маленькой девочки в кремовом простом платьице, с медальоном на шее. Детская душа доверчива - словно говорит нам режиссер, в этом и смысл сказочной истории американского драматурга, и возраст заглавной героини в ней совсем не важен. Сантиментов этому и без того мелодраматическому спектаклю добавляет персонаж, которому уделено особое внимание, кот Памелы Теннер. Актер Евгений Лукьянов искусно управляет куклой-марионеткой - обаятельным черным котярой с зелеными глазами, пытающимся объединить героев в моменты краха и напряжения.
Удачный репертуарный выбор Белорусского молодежного театра - пьеса Феликса Лопе де Веги «ДУРОЧКА». Комедии классика испанской драматургии - тот материал, по которому соскучился самарский зритель. В спектакле белорусского режиссера Светланы Науменко всё традиционно: триада черного, белого и красного цветов, корсеты, воланы и косынки, гитара, веера и шпаги. И по традиции зарубежная классика - хороший шанс проявить себя хорошему артисту. Увлекательно было наблюдать, как сочинен актером Анатолием Лагутенковым образ Лисео. Знатный дворянин, который приезжает в Мадрид свататься к Финее (собственно, дурочке), обращает на себя внимание сразу. Он совершенно нелепый и неуклюжий на дуэли (вконец запутывается в своем плаще), настойчивый и даже нахальный с сестрами (приседает, выставляет ногу вперед и на каблучке сапога подтягивает себя к Нисе, потом к Финее), комичный в дуэте с отцом девушек Октавио.
Мистическая комедия «ТРИКСТЕР КЛУБ» белорусской писательницы Влады Ольховской отвечала в гастрольном репертуаре за современность. Заход многообещающий: в психолога, лечащего пациентов от депрессии, вселяется Трикстер, дух плутовства и обмана. Со сцены заявляется о детских травмах, курсах личностного роста, жертвах домашнего насилия. А дальше начинается чехарда. Одинокую женщину с завышенными требованиями превращают в герань (на сцене, конечно, появляется искусственный цветок в горшке), молодая жена, которую бьет муж, подпадает под гипноз, надевает короткую юбку и начинает флиртовать с каждым, блогер-разоблачитель теряет свои журналистские способности и отныне может писать только про кулинарию. «Магию чистого хаоса» обещала аннотация к постановке, но хаос на сцене случился, а вот с магией театра не задалось.
Режиссер Искандер Сакаев (автор интереснейших спектаклей в Александринке, Альметьевской драме, театрах Башкирии, последователь биомеханики Мейерхольда) поставил с актерами БГМТ хит итальянца Уго Бетти «КОЗИЙ ОСТРОВ».


Сцена из спектакля «Козий остров»
Во многих интервью Сакаев признавался, как мучительно трудно ему работать с текстом и как интересно - с телом актера. И в «Козьем острове» его интересует не столько метафизическое, сколько телесное. Как автору пластической партитуры спектакля ему важно было, чтобы главный персонаж Анджело (заслуженный артист Республики Беларусь Евгений Ивкович) был намеренно «биомеханичным» и рождающаяся от него энергия передавалась трем женщинам, в чей мир он нахально вторгается.
Гости из столицы Беларуси привезли в Самару разноплановые спектакли (в гастрольную афишу вошли еще постановка для детей и две французские комедии), которые дают возможность рассмотреть талант и умения труппы, а также жанровые предпочтения театралов из Минска. СамАрт же, по заявлению директора Сергея Соколова, уже готовит список своих спектаклей, которые планирует показать в Республике Беларусь в 2023 году (гастроли имеют статус обменных).

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 июня 2022 года, № 12 (233)

Театр

Previous post Next post
Up