Тридцать лет и три года

Jun 08, 2022 08:59

Сегодня 75 лет директору СамАрта Сергею Соколову. Долгих лет, Сергей Филиппович! Лет этих без уныния и с твердой верой в то, что сделанное Вами не канет в Лету! Уж поверьте нам.

Елена ПОЛЗИКОВА
Фото Андрея САВЕЛЬЕВА

Все знают, что директор СамАрта СЕРГЕЙ ФИЛИППОВИЧ СОКОЛОВ - человек скромный. Влиятельный, содержательный, но скромный. И лучший подарок к юбилею для него - чтобы этой статьи в газете не было. Но мы не сможем подарить ему такой драгоценный презент.


[Spoiler (click to open)]
Вы скажете - скромные люди не выступают по телевидению, не дают интервью печатным СМИ. Но это проходит как раз не по категории скромности, а по категории приверженности делу. Главному делу жизни - Театру.
Соколов, как и все, переживает, что уровень «культурной» журналистики уже не тот, но в интервью никогда не отказывает: понимает, что это нужно для СамАрта. Интервью с юбиляром, посвященное его 75-летию, - нонсенс, поэтому попробуем создать журналистский портрет.
Естественно, получается портрет директора театра. Директора, который на своем посту 33 года. Да, совсем не Илья Муромец на печке, - деятельный, стремительный, энергичный. Таких старожилов тюзовского движения в России осталось совсем мало: директор петербургского ТЮЗа Светлана Лаврецова да Сергей Соколов.
Все 33 года директор на работе с восьми утра и до ухода последнего зрителя (а некоторые самартовские спектакли идут и по четыре часа). Зрители уже давно привыкли, что на входе в театр их встречают не только билетер и администратор, а если Сергея Филипповича вдруг вечером вызовут в министерство, то зрители-завсегдатаи беспокоятся: «Не случилось ли чего с вашим директором, что-то его не видно?»
По второму образованию директор СамАрта - юрист, и часто его можно застать за горячими спорами в правовом отделе театра. На его рабочем столе - сметы, зарплатные ведомости, схемы залов, репертуарные планы. Но работа с количественными показателями, с выполнением госзадания - не вся его жизнь.
Мастерство и талант директора - создать преданную профессиональную команду. С Николаем Матвеевым, крепким хозяйственником, Сергей Соколов в связке более 30 лет. Вместе они строят театр, добиваются успехов. И такой тыл позволяет снова и снова возвращаться к творчеству, или, как возвышенно сказал бы герой нашего материала, - Творению.
В блокнотах завлита - множество записанных за Сергеем Филипповичем «вспоминалок». Одна из них - как раз о Творении. «Мы ездили в Англию, где Аласдэр Рэмзи с Юрой Земляковым и Юрой Долгих делали «Кентерберийские рассказы». Аласдэр мне и говорит: «Хочу поставить у вас «Гамлета», и Юра Земляков его будет играть». Я ответил: «Неплохо бы». И тот сразу же: «Серёж, ну ты поможешь мне - я не могу поставить в короткие сроки всю пьесу, нужно, чтобы ты сокращал». И я сокращал «Гамлета» для английского режиссера (смеется). Потом я уже встречал Аласдэра с Кейт Дав в Москве, повел их на Красную площадь, зашли в мавзолей. И там-то возникла идея построить на сцене что-то такое холодное, прозрачное, где лежит Гамлет-отец, и все вокруг этого крутится. Хороший получился спектакль. Мы показывали его на нашей первой «Репке». К нам приехал Виктор Яковлевич Калиш, легенда театральной критики, и сказал: «Я почему хотел приехать в Самару? Я очень хотел посмотреть, что же там такое Соколов натворил». Он же шутник был большой».
Лучшая российская театральная критика всегда писала о театре Соколова. Он понимает, что вариться в собственном соку - непрофессионально и неверно. Поэтому рецензии в федеральной прессе, обсуждения спектаклей на труппе - это всегда в СамАрте было. И это вектор развития.
«Петербургский театральный журнал» однажды назвал Сергея Соколова Кампанеллой, который строит свой Город Солнца. Точное сравнение, правда ведь? В его Городе в 90-е было 23 артиста, сейчас в труппе - 42 человека. Он гордится географией театральных школ, из которых вышли нынешние самартовцы: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Саратов, Нижний Новгород, Уфа, Тюмень, Иркутск, Дальний Восток.
Бо́льшая часть труппы СамАрта - выпускники СГИК: ох, не зря в середине 90-х был набран первый целевой актерский курс для ТЮЗа, и в 2022 году институт приглашает студентов на совместный с СамАртом курс, руководителем которого будет Ольга Агапова.
ТЮЗ под руководством Соколова объездил полмира: Англия, Куба, Корея, Япония, Германия, Нидерланды, Франция, Иран, Австрия, Дания. «Заполучил» в друзья и коллеги А. Шапиро, А. Кузина, Г. Цхвираву, А. Праудина - целую плеяду ведущих театральных режиссеров. Театр становился обладателем двух «Золотых Масок», многократным участником национальной премии и других статусных фестивалей. Я перечисляю всем известные вещи, но без этой истории, без базиса - никуда, да как еще измерить успешность театра и его директора? Конечно, Сергей Филиппович, как человек опытный, всегда опирался на других и сейчас постоянно консультируется с Адольфом Шапиро, Светланой Хумарьян, Михаилом Бартеневым, Юрием Хариковым, кабинетом детских театров СТД РФ. Все они - проводники, помогали в 90-е искать свой путь СамАрту. С ними Сергей Соколов вошел в Великую перестройку провинциального ТЮЗа в известный всей России театр-ателье. И тем же вошел в историю.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 мая 2022 года, № 11 (232)

Театр

Previous post Next post
Up