Своевременный фестиваль хореографии «Круг лиц»

Jun 07, 2022 14:46

Ксения ГАРАНИНА

В КРЦ «Звезда» завершился фестиваль своевременной хореографии «Круг лиц». На него были приглашены хореографические компании, наиболее актуальные для нашего времени. Среди гостей номинанты и лауреаты «Золотой Маски», значимые самарские коллективы. «Наша глобальная идея - открывать российский танец, ежегодно фестиваль меняет фокус в плане направлений, показывает уникальный авторский язык наших хореографов и географию танца в России», - говорят организаторы. И пока справляются со своими задачами на отлично, представляя, возможно, лучшую афишу по хореографии в Самаре.


[Spoiler (click to open)]
Нет ничего прекрасней, чем в пятницу вечером накануне длинных майских праздников пойти на фестиваль современной хореографии. Для многих это прозвучит странно: наверное, у каждого есть свой травматичный опыт столкновения с этим искусством, когда облаченные, как правило, во всё черное или серое исполнители с большим эмоциональным надрывом тянут руки друг к другу под заунывный аккомпанемент, а вы вообще не понимаете, что происходит и какие чувства должны испытывать, - вам просто душно от всего этого и хочется домой. После такого не каждый отважится снова доверить свое время и внимание этому искусству.
Но не стоит доверять неудачному опыту - стоит искать новый. Ведь хореография сегодня - это дерзкое явление, способное раздвигать границы привычных представлений о природе танца. Тут всем в помощь фестиваль своевременного танца «Круг лиц», организованный руководителями танцевальной компании «Река» Андреем и Еленой Разживиными. На этом фестивале шаблоны рвутся по швам, излечивая травматичный опыт от предыдущих неудачных столкновений с современной хореографией.
Программа фестиваля подобрана так, что каждый номер - это абсолютно понятная зрительская история в безупречном исполнении. Программа разнообразна и по настроению, и по визуальным образам, поэтому два с лишним часа фестиваля пролетают слишком быстро.
Фестиваль своевременного танца «Круг лиц» идет два дня, первый посвящен выступлениям танцевальных компаний, а второй - показу короткометражных «пластичных» фильмов Bodyscope. «Круг лиц» проходит во второй раз и даже сумел расшириться короткой образовательной программой - мастер-классами от Ксении Михеевой, Романа Аидова, Ольги Горобчук.
***
В первый день фестиваля, назначенный на 29 апреля - Всемирный день танца, на сцену «Звезды» вышли коллективы из Самары, Тольятти, Москвы, Санкт-Петербурга и Омска. Всего было представлено восемь номеров.
На правах хозяев мероприятия фестиваль открыла танцевальная компания «Река» с номером «Заметки круглого стола». Под аккомпанемент тезисов о современном танце, о влиянии на него школы балета, о его «андерграундной» природе исполнители старались продемонстрировать привычные движения классической школы в призме актуальных тенденций. В тишине зала громом звучали фразы: «Современный танец в России есть», «Современный танец - это вращение андерграунда и истеблишмента» и так далее. Немного иронично хозяева приглашали танцевальные компании к диалогу.
Дальше на сцену под столб света вышли Роман Аидов и Дарья Джабасова. Сейчас музыканты заземлились в Москве, но раньше работали в основном в Самаре. В аннотации к их номеру «Дела мирские» говорится, что эта история - своеобразный «разговор Ангела и Демона на наших плечах. Слегка уставшего и потрёпанного Ангела, который спасает и направляет на истинный путь бесчисленное множество жизней, и Демона, который вечно виноват в том, что вынужден творить необходимое зло».
Исполнители играли два противоборствующих и взаимозависимых начала. Роман создавал хореографический рисунок в том числе с помощью постоянного взаимодействия с собственной одеждой, то сковывая с помощью нее свои движения, то, наоборот, как будто из нее освобождаясь. Дарья сочиняла образы с помощью практически акробатических движений. Когда исполнители взаимодействовали, то в танце стирались границы между одним и другим образом.
Было и решение со светом. Многие хореографы приглашают художников по свету в свои произведения, делая их полноправными участниками. В данном случае соло выступал карманный фонарик - в темноте зала в руках у одного из танцоров высвечивая отрывки движений и создавая дополнительную суету. Всё это под тревожное фортепиано.
Стоит сказать несколько слов о публике в зале. В основном это были ребята, которые знакомы с хореографической школой, много преподавателей и профессиональных артистов. Зал очень чутко относился к каждому выступлению: иногда стояла звенящая тишина, когда того требовала история, в некоторых ситуациях, наоборот, собравшиеся активно реагировали и даже общались.
Следующими на сцену вышли Revolution Dance из Тольятти. В их работе было много синхронных рисунков и эффектный узнаваемый музыкальный ряд. Номер «Наверх к себе» можно было прочитать по образам - это история о ежедневной суете и попытке найти в ней себя.
Дальше на сцену вышли два танцовщика. Они представляли работу режиссера-постановщика Ксении Михеевой, которая часто попадает в объектив жюри премии «Золотая Маска». В 2021 году она получила заветную награду за работу над «Последним чаепитием». На фестиваль в Самаре хореограф привезла отрывок спектакля «Место, которого нет» и ироничный спектакль «Шанс Патрика». И там, и там выступал танцовщик Станислав Пономарев. К сожалению, в программе не было имен исполнителей, но этого танцовщика нельзя не отметить. В «Месте, которого нет» он показал нечто фантастическое - какое-то торжество человеческого тела. Кажется, что это был не человек, а чистая энергия, собравшаяся в мышцах и связках. Номер получился крайне экспрессивным и техничным. Его композиция одновременно пугала и завораживала.
После «Места» на сцене снова появились Revolution Dance. В этот раз хореограф Ксения Левошина рассказывала историю о «рвущейся крепкой связи». Две исполнительницы, связанные канатом, создавали хореографический диалог, где один из персонажей все пытался освободиться от этих порой мягких, порой крепких агрессивных уз и уйти за сцену. Тольятти сумел после яркого «Места» сбить экспрессивный темп и дать зрителям выдохнуть на более лирической ноте. Но ненадолго.
Так как следом вышел театр танца «нОга» из Омска с номером Five. С этой работой режиссер-постановщик Ольга Горобчук претендовала на «Золотую Маску» в 2017 году. Абсолютно зрительская тема, когда поп-танцы переплетаются с принципами искусства современной хореографии. Эффектное шоу для пяти исполнителей, где, по задумке автора, раскрывается «пять вещей, которые ты должна знать о мужчинах». Ритмичный номер из пяти картин, где иногда все слишком технично, иногда пугающе трагично. Жутковато смотрится сцена, когда галстуки превращаются в веревки, свисающие с потолка, и еще более не по себе становится, когда в этих петлях танцовщики начинают вырываться. Номер очень похож на быстрый клип. Зал был в абсолютном восторге и эмоционально реагировал на все картины. Этот номер, безусловно, зажег публику и стер невидимую границу между высоким искусством и поп-культурой.
После антракта танцевальная компания «Река» показала хореографическую аллюзию на рассказ Рэя Брэдбери «Все лето в один день». Печальная история очень лаконично и понятно рассказана в десяти минутах танца. Постановщица Виктория Арчая из Воронежа ввела несколько световых решений, вокруг которых строилась хореографическая история. Сначала это был световой шар - как воспоминание о солнце, затем ярчайший свет из-за кулис как момент притяжения, и скрытые под одеждой фонарики как символ внутреннего света.
Закрывал первый день фестиваля ироничный спектакль «Шанс Патрика» Ксении Михеевой, где хореограф выступила в одной из ролей. Это была забавная интерактивная история с хореографическими задачами для исполнителей, в которой зал приглашали к общению в музыкальной битве между песнями Скриптонита и Патрика Суэйзи.
На такой дружеской и веселой ноте мероприятие подошло к концу. Два с половиной часа пролетели как двадцать минут. Идеальная программа фестиваля, но, к сожалению, без должной рекламы. Этот проект смог бы порадовать очень многих, ну а так всё получилось немного камерно и как будто бы «для своих».

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 12 мая 2022 года, № 10 (231)

Contemporary Art; Балет

Previous post Next post
Up