Балаган доведет до Победы

Jun 04, 2022 16:20

Александр ТИХОНОВ
Фото Вячеслава СМИРНОВА

Хотите погрузиться в атмосферу почти 80-летней давности? Тогда вам сюда - на спектакль «КАК ПЕТРУШКА ПОБЕДУ ДОБЫВАЛ». Когда я говорю про атмосферу, я не имею в виду войну, разруху и смерть. Я про отдых между боями, когда приезжает фронтовая агитбригада, и бойцы отвлекаются ненадолго от военных будней, радуясь незатейливой шутке и веселой песне.


[Spoiler (click to open)]
Опять Молодежный драматический театр отходит от своего формата и выпускает кукольный спектакль. Понятно, что по тематике он так или иначе приурочен ко Дню Победы. Примечательно то, что постановка выполнена в виде народного лубка, понятного всем слоям населения - даже тем, кто не подозревает о существовании театра.
Немудреная графомания этого лубка изобилует глагольными рифмами, но создатели спектакля не ставят перед собой задачу поразить зрителя совершенством поэтической формы, для них главное - донести суть и идею происходящего. К тому же главным героем является Петрушка - это прозвище балаганной куклы, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке. В целом Петрушкой зовут весь шутовской кукольный вертеп. Нужно еще понимать, что у народного героя - крайне специфическая внешность. Настолько специфическая, что первый вариант афиши спектакля был отвергнут: краснорожий алкоголик с огромным носом, да еще и облаченный в форму воина-освободителя с красной звездой на пилотке - ну куда это годится? Если в спектакле контекст образа персонажа понятен, то на афише это смотрелось дико - словно на западных пропагандистских плакатах периода холодной войны.
Кстати, в спектакле полное имя Петрушки - Петр Петрович Уксусов, так в свое время называл его Сергей Образцов, хотя с середины XIX века после появления серии миниатюр «Петрушка и городовой» имя-отчество героя было Петр Иванович. За ширмой - актер (в данном случае - актриса Марина Лактюхова) через пищик (свисток) общался с публикой. Восприятие речи, передаваемой таким способом, затруднено, поэтому традиционная речь Петрушки была лишь обозначена в самом начале спектакля, далее персонаж говорит обычным кукольным голосом.
Автор пьесы, режиссер спектакля и исполнитель нескольких ролей Андрей Лактюхов посвятил свое выступление участникам фронтовых бригад, дававшим представления на фронтах и в прифронтовых районах во время Великой Отечественной войны. В тот период работало около 4 000 коллективов, артисты которых провели для советских воинов 1 миллион 350 тысяч спектаклей, концертов, творческих встреч. По воле автора архаичный, но находчивый Петрушка не теряется и не унывает в сложившейся ситуации, хотя с ним взаимодействуют уже персонажи 1940-х годов.
Обычно в народном балагане Петрушка побеждал всех противников, кроме одного - Смерти, которая в заключительной сценке забирала Петрушку с собой. Но в балаганном театре представление показывалось неоднократно и в разных местах, поэтому «умерший» для одного круга зрителей Петрушка «воскресал» для другого. Исследователи проводят параллели между образом Петрушки и множеством различных языческих богов, бесконечно умиравших и воскресавших.
Надо понимать, что в нынешнем спектакле перед нами не современная трактовка Петрушки, а сносная стилизация агитбригад военной поры: я вполне допускаю, что именно такое или близкое к этому представление могло путешествовать по фронтовым дорогам и развлекать бойцов в минуты отдыха перед боем.
Речь идет не о каноническом вертепе и балагане, чьи сюжеты были занесены в хрестоматии и фольклорные сборники еще в конце XIX - начале ХХ века. Поэтому позволю себе в общих чертах описать, о чем нынешний спектакль.
Петрушка (Марина Лактюхова) идет добровольцем на фронт. У дверей военкомата его встречает Генерал (Андрей Лактюхов) и говорит, что им годится любой солдат. Хотя герой предупреждает, что он летает как бревно, плавает как топор, косой на левый глаз и глухой на правое ухо. Перед отправкой на передовую следует пройти медкомиссию, здесь-то он и влюбляется в медсестру Марфушку (Татьяна Бубнова). Форма на кукольную фигурку находится сразу, а вот автомат ППШ человеческого размера кукле великоват. Но Петрушке по традиции удобней орудовать деревянной дубинкой - ее-то он и берет на фронт.
Фриц (Андрей Лактюхов) и Ганс (Татьяна Бубнова) становятся неоднократно побиваемы этой дубинкой. Мало того, Петрушка с помощью той же дубинки побеждает Мертвую голову (Вадим Ермаков) - надо полагать, косплей Смерти. В Берлине Петрушка находит Гитлера (Вадим Ермаков), и тот, не выдержав обидного высказывания в свой адрес, стреляется. Примечательно, что в традиционном балагане Петрушка запросто может забить оппонента или обидчика дубиной до смерти. В спектакле же враги получают от героя лишь травмы, а главный злодей и вовсе сам лишает себя жизни. И герой не отправляется вслед за Смертью, а побеждает ее - для себя, для любимой и для всех людей на Земле. А еще в спектакле много музыки, танцев и песен, исполненных уже не куклами, а участниками фронтовой бригады.
Мне сложно представить себя на месте ребенка, чтобы оценить его восприятие увиденного, хотя маленькие зрители в зале с восторгом реагировали на погони и потасовки на сцене за ширмой и даже в полный голос комментировали некоторые эпизоды. А вот насчет взрослого зрителя скажу так: это интересный опыт просмотра. Вам никогда не увидеть вживую фронтовое представление, да и кинохроника донесла до нас лишь выверенные и прошедшие военную цензуру кадры. Нынешний спектакль я бы назвал своего рода реконструкцией, причем достаточно достоверной. Вдумайтесь, что происходит на сцене: возможно, вам захочется поежиться от увиденного. Поскольку постановка вполне аутентично передает эпоху.

Молодежный драматический театр (Тольятти)
Андрей Лактюхов
Как Петрушка Победу добывал
Кукольное представление
Режиссер-постановщик - Андрей Лактюхов
Художник-постановщик - Елена Бабкина

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 мая 2022 года, № 11 (232)

Театр

Previous post Next post
Up