Валентина Чернова: «Я приговорила себя к профессии искусствоведа»

Jun 02, 2022 11:14

Сегодня юбилей у главного научного сотрудника Самарского художественного музея Валентины Черновой, постоянного автора «Свежей газеты. Культуры» с ее первых номеров. Долгие лета! С юбилеем, Валентина Алексеевна! Желания творить! И много-много ярких текстов!

Светлана ШАТУНОВА *

В юбилейный для музея год особенно приятно поздравлять с личным юбилеем музейного сотрудника. Тем более, когда он посвятил себя служению музею, проработав здесь почти полвека. Я говорю о члене Ассоциации искусствоведов и Союза художников России, графике, поэте Валентине Алексеевне ЧЕРНОВОЙ. Она, как никто в музее, разбирается в искусстве Востока, Запада! Любит китайскую литературу, фильмы Педро Альмодовара, прозу Саши Соколова - в музее нет другого такого разностороннего человека!


[Spoiler (click to open)]
Отец, учитель рисования, воспитывал Валентину как художника, но перспектива штудировать гипсы выглядела совсем не привлекательной, и в 9 классе она написала письмо в Академию художеств, откуда пришел ответ вместе с программой по истории искусства. Выбор был определен, она начала готовиться к поступлению.
Оказавшись в культурной столице, Валентина Чернова вела студенческое научное общество, посвященное советскому искусству, выпускала газету «Репинец», входила в студенческий совет, за что была награждена, как отличница и активистка, поездкой за границу. Как потом выяснилось, были те, кто препятствовал поездке, но были и те, кто посодействовал. Поддержку оказал однокурсник Вадим Садков (сейчас заведующий отделом старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина). «Так что путь был тернист», - говорит ВА.
С теплом вспоминает Валентина Алексеевна еще одного друга по учебе - Юрия Мудрова (в настоящее время директор государственного музея-памятника «Исаакиевский собор»), благодаря ему они часто бывали в Мариинском театре, ездили в Печерский монастырь.
Кстати, из всех сотрудников музея только Валентине Черновой и Аннете Басс посчастливилось учиться на дневном отделении Академии художеств! Это давало возможности посещать музеи, бывать в запасниках, проходить в них практику. У Черновой одна из них была в отделе графики Русского музея, другая, археологическая, - в Минусинской котловине, где проходили раскопки алтайских скифов и обнаружили курган с захоронением скифского вождя. Была практика в издательстве «Аврора», а преддипломная практика проходила в Будапеште.
Известные деятели искусства читали много дополнительных спецкурсов по атрибуции, по творчеству Босха, по искусству рубежа веков, европейскому прикладному искусству. Валентине Алексеевне посчастливилось видеть офорты Рембрандта, так как преподаватель Николай Николаевич Никулин был хранителем коллекции и специалистом по Северному Возрождению.
Во время учебы Валентину привлекало русское декоративно-прикладное искусство, она планировала его изучать, писать диплом, но судьба в лице требовательного преподавателя по советской графике распорядилась иначе. Вадиму Степановичу Матафонову нужны были дипломники, выбор пал на ту, которая состояла в кружке по советскому искусству. В итоге диплом на тему «Книжная графика В. Г. Бехтеева» переписывался много раз. Как рассказывает Валентина Алексеевна, «даже спустя несколько лет мне снились сны, что я бесконечно переписываю и не могу защитить диплом». На самом деле все прошло хорошо, на защите ее поддержал искусствовед Андрей Львович Пунин.
После окончания учебы приехала в Куйбышев, устроилась на работу в художественный музей. Это был 1976 год. У каждого сотрудника музея была своя тема научных интересов. Молодому специалисту предложили заняться современными молодыми художниками. Так волею судеб она познакомилась и дружила с Юрием Скачковым, Евгением Бутенковым, Александром Ухановым, Александром Тумпуровым. У Юрия Бородачева брала уроки по офорту, даже выставлялась с ними как художник.
При Союзе художников возникло молодежное объединение, Валентина Чернова стала его секретарем. Творческая жизнь била ключом!
Тогда музей располагался в правом крыле ДК на площади Куйбышева. На втором этаже (в усеченном варианте) размещалась экспозиция русского искусства, а на третьем проходили выставки Союза художников. Западноевропейское искусство и искусство Востока совсем не были представлены зрителям.
«Однажды совершенно случайно я попала в хранилище предметов Востока. Оно было плотно уставлено шкафчиками, фарфоровыми табуретами, предметами восточного искусства, совершенно мне незнакомыми. И это производило впечатление пещеры Аладдина».
Так началось изучение искусства Японии, Китая, Индии, Средней Азии. В 1987 году к 90-летию коллекции получилось впервые сделать выставку, а в 1989 году Аннета Яковлевна решила создать постоянную экспозицию западноевропейского и восточного искусства.
В 1990-е состоялось несколько стажировок в Эрмитаже по изучению западноевропейской гравюры, по восточному искусству. В процессе общения с коллегами было атрибутировано множество музейных экспонатов.
В 1999 году Валентина Чернова стала соорганизатором литературно-художественного объединения «Мальва» на базе Музея-усадьбы А. Н. Толстого. Они выпускали альманахи, устраивали выставки. В основном это были художники и поэты. Иногда выпускали тематические альманахи, был, например, альманах-путеводитель: про памятники написала Наталья Эскина, о городских цыганках - Женя Бабушкин, а Ваэлита Пусулина (псевдоним В. А.) - стихотворный путеводитель по Самарскому художественному музею. Вот его начало:
Нас пригласили в залы
Самарского музея.
Чудесного немало!
Пройдемся, поглазеем?
Когда-то здесь бывали
Заправские поэты,
Кричали, оглашали
Футуристо куплеты...
А нынче дамы в буклях,
В парчовых кринолинах
Глядят с картин пожухлых,
Печальны на смотринах…

Среди интересов Валентины Алексеевны - народное искусство, фольклор. Какое-то время она работала методистом в Доме народного творчества. Создавала этнографическую экспозицию в Доме-музее поэта Ширяевца, собирала материал по его жизни и творчеству. Часто они с хранителем коллекции русского фарфора Людмилой Петтоки делали небольшие, камерные тематические выставки, такие как «Маленькие шедевры Палеха» или «Образ Незнакомки».
Валентина Алексеевна - прекрасный лектор, ее обожают слушать все, от мала до велика! Ее рассказы полны лирических отступлений в мир литературы, музыки, кино. Ее память хранит невероятные детали - запахов, звуков, тканей, цветов. Она - наша музейная Шахерезада - негромко вкрадчиво повествует, словно плетет гобелен, и ты уже забываешь, где ты, что происходит вокруг.
Валентина Чернова была моделью самарского художника Ивана Васильевича Карпунова. Теперь два ее портрета находятся в коллекции Самарского художественного музея. Она же написала воспоминания о нем, и не только о нем - несколько сотен статей о художниках и выставках, проходящих в городе.
Она - музейный летописец, ее «Рассказы музейного человечка» полны очаровательных подробностей о жизни и людях музея, курьезных случаях, легендах и былях.
У музея нет и другого такого дарителя! По количеству подаренных экспонатов Валентину Алексеевну пока никто не превзошел! Подарки находятся у нее и для каждого сотрудника. На все праздники, особенно на Новый год, сама что-то мастерит. Как-то она нарядилась Красной Шапочкой и из своей корзинки доставала подарки. Добрейший и отзывчивый человек!

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 мая 2022 года, № 11 (232)

Музейное дело, Культура Самары

Previous post Next post
Up