Возрождение идеи

Jun 01, 2022 17:47

Милана ЯСТРЕБОВА

В музыкально-филармоническом центре «Консерватория» состоялся концерт Самарского молодежного симфонического оркестра. В зале не просто аншлаг - яблоку негде было упасть. Кто-то, как обычно, пришел в понедельник в институт культуры послушать концерт классической музыки, студенты решили поддержать своих друзей-музыкантов, преподавателей привлек профессиональный интерес.


[Spoiler (click to open)]
В начале учебного года коллектив возглавил художественный руководитель Самарской филармонии народный артист России Михаил Щербаков. Это была вторая программа, подготовленная студентами с ним. Интересно, что за дирижерским пультом в этот вечер оказался не только маэстро.
В начале концерта прозвучала 1-я часть Неоконченной симфонии Ф. Шуберта. Дирижировала оркестром кандидат педагогических наук Светлана Смирнова. Одна из самых поэтичных страниц мировой оркестровой музыки, знаменитая си-минорная симфония открыла в этот жанр дорогу романтизму. В крупных произведениях композиторов-классиков предметом осмысления становились окружающий мир, судьба героя-борца, а не лирико-психологические переживания человека.
Новаторство содержания повлекло за собой изменения в сложившейся и ставшей привычной системе средств музыкальной выразительности XVIII века: симфония стала знаковой для своего времени, оказалась творением романтической эпохи. Дирижер подчеркнула выразительность мелодии, динамические противопоставления и тембровые контрасты произведения, выразительно провела генеральную кульминацию.
Сложилось впечатление, что студентам удобно было играть под ее руководством, - так живо они реагировали на указания дирижера. Жаль, что зал института культуры оказался мал для звукового потока полноценного парного симфонического оркестра. Музыка Шуберта была исполнена ярко и насыщенно, может быть, излишне аффектированно и взволнованно, и потому больше напомнила по стилю Бетховена.
После этого за дирижерский пульт встал Михаил Щербаков, и программу продолжил солнечно-жизнерадостный финал Концерта № 2 для фортепиано с оркестром Л. Бетховена. Созданный в ранний период творчества композитора, концерт си-бемоль мажор был одним из первых сочинений, с которыми автор выступил перед искушенной венской публикой - и завоевал успех.
Технически почти безупречно исполнил сольную партию магистрант Павел Филь (класс заведующей кафедрой фортепиано, кандидата педагогических наук Татьяны Свитовой). Заложенная в жанре концерта соревновательность в этом произведении представлена чрезвычайно ярко. Тема рондо эффектнее и сочнее прозвучала в партии оркестра, и временами именно оркестр становился главным в музыкальном тандеме, не просто аккомпанируя солисту, но и подчиняя своей энергетике, вовлекая его в игровую стихию музыки. Вместе молодым музыкантам под руководством опытного дирижера удалось передать характер этой музыки - не просто позитивно-светлый, но и упруго-волевой, активно-целеустремленный.
Свежо прозвучала ария Онегина в исполнении студента Ильи Василевского (класс заслуженной артистки России Надежды Ильвес). Обычно баритоны поют ее напыщенно и назидательно, как поучение умудренного жизненным опытом человека, ответ-отповедь. Такая трактовка связана со словами арии: «Примите ж исповедь мою, себя на суд вам отдаю…» Вокалист словно стряхнул с арии налет вековых традиций и спел ее просто и искренне, без лишнего нажима и пафоса. Это исполнение напомнило о том, что сам композитор поручил первое сценическое воплощение своей оперы молодежи - студентам Московской консерватории.
Мелодичное «Размышление» П. Чайковского преподаватель кафедры оркестровых инструментов Анастасия Михайличенко сыграла светло и задумчиво. Ее скрипка действительно пела, унося слушателей в мир прекрасных грез, в «воспоминания о дорогом месте». Оркестр, повинуясь дирижеру, внимательно и бережно аккомпанировал солистке, оттеняя ее игру отдельными инструментальными репликами.
От номера к номеру переключала внимание публики ведущая, кандидат искусствоведения Анна Лазанчина. Ее лаконичный профессиональный комментарий способствовал созданию теплой атмосферы в зале, а интересные факты о произведениях и их создателях-композиторах поддерживали интерес к исполняемым сочинениям.
Продолжила программу концерта ария Снегурочки, оказавшаяся для оркестра более сложным аккомпанементом. Гузель Шаяхметова (класс кандидата педагогических наук Ирины Сигал) продемонстрировала легкое подвижное сопрано, дающее основания ожидать от нее в будущем значительных творческих успехов.
Две пьесы из сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» были исполнены оркестром под руководством студента Владимира Цоя, осваивающего мастерство дирижера в классе доцента Виктора Свитова. Нежно и выразительно прозвучало пленительное «Утро». Красочную картину пробуждающейся ото сна природы создали выразительные оркестровые соло, разросшиеся до многоголосного оркестрового тутти. Финал сюиты, «В пещере горного короля», лавиной звука обрушившийся на слушателей в кульминации, предстал не сказочной фантастикой, а страшной фантасмагорией, окатившей почти осязаемой волной ужаса.
В завершение концерта прозвучала самая светлая, самая радостная музыка из сокровищницы мирового искусства - музыка Иоганна Штрауса. Трогательный рассказ Михаила Щербакова перед вальсом «Голубой Дунай» о печальных кодах трех самых известных сочинений «короля вальсов» заставил задуматься о том, что радости нет без печали, и позволил открыть в знакомом произведении новые смыслы. Вальс был исполнен легко и воодушевленно, нежно и проникновенно. И в этот раз музыка доказала невразумительность разделения на развлекательную и серьезную: исполнение «легкой» классической музыки требует от музыкантов гибкой фразировки, точности штриха и прочувствованного интонирования.
На бис прозвучала блистательная полька И. Штрауса «Без забот». Она была с восторгом принята публикой, с азартом поддержавшей исполнение аплодисментами. Бурные овации долго не смолкали в зале. Хочется выразить надежду на то, что подобные концерты станут доброй традицией, а молодежный симфонический оркестр будет выступать в лучших концертных залах города.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 12 мая 2022 года, № 10 (231)

Музыкальное образование, Музыка

Previous post Next post
Up