Человек, о котором не сказали ни единого дурного слова

Jun 01, 2022 09:23

Сегодня юбилей Сергея Баранова, фотохудожника, генератора культурных проектов и надежного человека. С юбилеем, Сергей Васильевич! Неиссякаемой энергии! Здоровья! И долгих лет.

Алла ШАХМАТОВА

Хорошо писать про человека сложного, противоречивого: можно взвешивать «за» и «против», искать объяснения неоднозначных поступков, вымерять пропорцию добра и зла. Куда сложнее писать о человеке безусловно хорошем и добром. Ему не нужно искать оправданий за проступки, резкость, необязательность или непорядочность. Когда нет «да, но…», сложно выстроить драматургию рассказа, но Сергей БАРАНОВ именно такой: человек, о котором я никогда и ни от кого не слышала ни одного плохого слова.


[Spoiler (click to open)]
Накануне его 75-летия я задумалась и поняла, что не много в моей жизни людей более близких. Я помню Баранова почти столько же, сколько помню себя. Долгие годы мы общаемся каждую неделю, а то и через день. Он не сотрудник музея, но иногда мне кажется, что мы видимся чаще, чем с некоторыми коллегами, и уж точно я могу на него положиться не меньше, а где-то и больше. Сережа - друг, советчик и постоянный спутник. Без него невозможно представить ни одно мероприятие из тех, что мы проводим.
Баранова привел в 1998 году главный редактор «Волжской коммуны» Владимир Наганов - на открытие моей первой галереи «Меридиан». С тех самых пор мы практически не расстаемся. Я меняла места работы, и Сергей Баранов сопровождал меня в этих поисках себя: приходил на все выставки в галерее «Вавилон»; сейчас он рядом с нами в художественном музее.
Среди фотографов есть люди одной темы: кто-то любит снимать природу, кто-то сопровождает звезд и политиков, а про Баранова я бы сказала, что он умеет находить прекрасное. Сейчас очень многие ориентированы на негатив, их глаз всегда выхватывает грязь, диссонанс даже из самого светлого фона. Сергей Баранов умеет находить позитив в самом мрачном дне, самом сером пейзаже, самом скучном мероприятии. Он относится к миру с теплом, и мир отвечает ему взаимностью.
В нашем городе нет ни одного яркого человека, который не знал бы Баранова. Его знают в лицо гардеробщики и здороваются за руку власть предержащие. Да что там за руку! Когда архимандрит пришел на выставку к прошлому юбилею Сергея Баранова, он обнимал его как родного, ведь они знакомы еще с тех времен, когда отец Георгий не носил сана.
Про наших дам и говорить нечего. Все самарские дамы говорят, что Баранов когда-то за ними ухаживал.
Сергей просто не умеет стареть, он вечен в своей юности. Мы взрослеем и становимся чуть медленнее, где-то равнодушнее, но Сергей всё такой же активный и загорающийся, не может пройти мимо прекрасного.
Помню, как мы ехали на машине в Ширяево, и он увидел подсолнухи. Те же самые подсолнухи, что расцветают каждый год. Но он остановил машину, вывел нас с художником Ольгой Абраменковой в поле и начал снимать в подсолнухах. Он делал это с таким подъемом и энтузиазмом, что даже служебный водитель не расстроился, что мы приехали домой на полчаса позже.
На наших мероприятиях бывает много камер, но за многие годы работы я убедилась, что для галериста и музейщика важно найти своих авторов. Бывает, знаете, президентский пул или губернаторский, а у нас в искусстве - свой. Потому что мало сделать качественный снимок - качественный с технической точки зрения, - нужно передать суть, настроение события. У Сергея взгляд и профессиональный, и трогательный, и понятный широкому зрителю. Приглашая на вернисажи Баранова, я всегда знаю, что получу именно то видение выставки, которое есть у нас.
Так удивительно, что Сергей пришел из космонавтики. До начала 90-х он работал в ЦСКБ «Прогресс», а когда в стране начались бурные перемены, и он решил сделать крутой разворот и ушел в творческую профессию, получил образование журналиста и вот уже долгие десятки лет работает фотокорреспондентом в различных изданиях.
Любовь к прекрасному ему прививала мама. Сергей рассказывал, как она водила его в оперный театр с первого класса, а перед спектаклем они обязательно заходили в музей, который тогда был рядом.
Профессиональным фотографом он начинал в «Волжской заре» с Анечкой Сохриной, легендарной журналисткой, которая задала ему высочайшую планку работы. Анечка была из тех профессионалов, которые всегда тщательно готовились к интервью, тогда еще сидя в библиотеках. От нее никто никогда не слышал пустых вопросов вроде: «Как вам Самара?». У Сохриной учились такие будущие звезды, как Наталья Эскина и Алла Волынкина. Сергей рассказывал, как Роман Виктюк не отпускал их с Сохриной после интервью и оставил на ужин. Так ему не хотелось прерывать общение.
Глубокое впечатление на меня оставил полный любви снимок встречи Ростроповича с женой на вокзале в Самаре. Зима, полуразобранный для реконструкции самарский вокзал, подходит поезд, и вагон Галины Вишневской останавливается почти в чистом поле. От ступеньки до земли приличное расстояние. Галина Павловна в тяжелой шубе спускается по лестнице, и Ростропович, уже немолодой человек, как пушинку подхватывает любимую и опускает на землю. Кадр, который сделал тогда Сергей, - один из самых запоминающихся из всех его работ.
Помню рассказы Сергея, как они сталкивались за работой с Ваганом Каркарьяном. Баранов делал серию фотографий о дворах старой Самары, то и дело наталкиваясь на архитектора, который эти же дворы рисовал.
Баранов много работал с Аннетой Яковлевной Басс - лучшим директором художественного музея, на мой взгляд.
Иногда творческие люди бывают не очень уживчивыми, но приходится мириться с их сложным характером ради того, чтобы получить потрясающие результаты их труда. Но это не про Сергея. Он из немногих надежных, проверенных людей, которые всегда придут на помощь. Мы все рады, что у музея есть свой настоящий мужчина, который всегда рядом, всегда поддержит.
К нам выстаиваются очереди, когда мы привозим что-то на сто процентов известное, прославленное. А когда нужно поддержать молодежь или новых партнеров, прессу приходится уговаривать прийти. На некоторых музейных мероприятиях Баранов бывает единственным фотографом, потому что искренне интересуется искусством. В музейном компьютере есть папочка «Фото Баранова». Это настоящий ларчик с сокровищами, там есть всё!
Должность фотокора газеты «Волжская новь» заставляет Сергея всегда быть в эпицентре событий, но он всегда находит время для музея.
Я очень надеюсь, что к очередному юбилею фотохудожника получится не только организовать персональную выставку его работ, но издать альбом его лучших снимков.

* Директор Самарского художественного музея

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 26 мая 2022 года, № 11 (232)

Культура Самары

Previous post Next post
Up