Сотворительницы красоты

May 16, 2022 11:53


Валентина ЧЕРНОВА *

В юбилейный для Музея Модерна год в Самаре открылась выставка «Ах, если бы вы были здесь» из коллекции Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова, на которой представлено искусство Елены Поленовой и Марии Якунчиковой.

Принято считать, что их творчество открыло русскому искусству путь к национальному направлению стиля модерн. Проходя по залам музея, невольно вспоминала лекции Александра Васильева про то, что в Серебряном веке женщина как никогда была возведена на пьедестал. Ей поклонялись, восторгались, ей многое позволяли и разрешали. Да, это была эпоха освобождения женщин от косных пут общества.



Константин Коровин. За чайным столом. 1888

[Spoiler (click to open)]

Университетский устав 1863 года вообще запрещал женщинам входить в университетскую аудиторию. Многие женщины ехали учиться за границу - в Швейцарию, Францию, Италию, однако правительство предписало всем женщинам-студенткам вернуться в Россию. Попытки разрешить женщинам учиться в университете наряду с мужчинами даже в начале XX века воспринимались в правительственной среде с подозрением. С. Ю. Витте писал по вопросу о женском образовании, что это было бы лучшим способом революционизировать высшую школу, так как женщины являются носительницами и вдохновительницами разрушительных идей. Как только они вкусят от науки, будут считать себя «развитыми», а потому и обязанными быть «передовыми» и врагами всякой «рутины» и «отсталости». Начало XX века ознаменовано подлинным прорывом в образовании женщин. Часть девушек посвящала себя медицине, образованию, театру, балету, живописи.
***
Елена Поленова (1850-1898), сестра знаменитого художника Василия Поленова, занималась различными видами творчества: графикой, живописью, декоративно-прикладным искусством. Она - одна из первых иллюстраторов детской книги в России, одна из родоначальниц стиля модерн в русском искусстве.
К искусству ее привела несчастливая любовь. В 1877 году в Киеве Елена Поленова познакомилась с врачом Алексеем Шкляревским. Он был профессором кафедры медицинской физики Киевского университета. Молодые люди мечтали пожениться, но семья Поленовой выступила против их брака, так как жених был недостаточно высокого происхождения. Мать Поленовой спешно увезла дочь в Баден-Баден и расстроила свадьбу. И Елена решила посвятить свою жизнь искусству. Безответная любовь во все времена была эффективным топливом для создания новых произведений.
В 14 лет Елена поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств, где ее наставником был Иван Крамской. Елена Поленова обучалась в школе сразу в двух классах: акварельном и керамическом. За керамическую пластину «Пир у Иоанна Грозного» она получила большую серебряную медаль и командировку в Париж - совершенствоваться в искусстве эмали и живописной росписи керамики.
«Какой скандал, Вася, - писала Поленова старшему брату в 1880 году. - Меня посылают в командировку за границу от Общества поощрения. Я думаю, это первый пример в истории, по крайней мере, в русской, чтобы особа нашего бабьего сословия получала поручение и отправляема была в командировку с целью изучения европейского керамического искусства».
В 1882 году, после смерти отца, художница вместе с матерью переехала в Москву к брату Василию. Вместе они стали часто бывать в Абрамцеве, загородном поместье мецената Саввы Мамонтова, где собирались известные художники, музыканты, театральные актеры. Они занимались живописью, читали вслух, музицировали, ставили любительские спектакли. Именно здесь к ней пришла любовь к русской старине.
Особенно сильно повлияло на нее общение с Виктором Васнецовым. Она говорила, что не училась у него в прямом смысле слова, не брала уроков, но набиралась около него понимания русского народного духа. В декабре 1883 года Поленова по его эскизам создала костюмы к домашнему спектаклю «Снегурочка»: подобрала материю, крой, отделку и подготовила рисунки для вышивок.
Помимо изучения народного искусства, Елена Поленова вместе с Елизаветой Мамонтовой, женой Саввы Мамонтова, создала первый в России Музей прикладного искусства, они ездили по другим губерниям, по деревням, собирая предметы быта.
«Вещи, украшенные резьбой, которые нам удавалось находить во время наших поездок: солонки, ящички, донца, швейки, вальки и рубели, прялки и трепала, передки телег и саней, грабли, детские сиделки и скамьи, - мы по возможности покупали; более крупные вещи, как столы, висячие шкапики, божницы, лавки, большею частью не подвесные, а прямо вделанные в стену, составляющие как бы часть внутренней архитектуры избы, - я зачерчивала или фотографировала».
Елизавета Мамонтова в 1885 году создала в Абрамцеве резчицкую мастерскую, где руководителем и главным художником стала Елена Поленова. Она считала, что цель мастерской - подхватить еще живущее народное творчество и дать ему возможность развернуться, имея в виду необходимость интерпретации русского искусства. Художница поставила перед мастерской условие: не заимствовать формы и рисунки у существующих памятников, а создавать оригинальную деревянную резную мебель в народном стиле. Образцы таких богато орнаментированных шкапиков экспонируются на выставке.
В конце XIX века в России стал популярен неоромантический русский стиль. Так резные изделия по эскизам Поленовой стали украшать многие аристократические гостиные. Их продавали в специальном магазине на Поварской улице в Москве или изготавливали под заказ.
Во время многочисленных поездок по стране Елена Поленова записывала русский фольклор, попутно иллюстрируя наиболее понравившиеся вещи. Она думала, что иллюстрировать русские народные сказки - дело большой важности, так как не было тогда ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада.
В 1893 году Поленова оставила мастерскую в Абрамцеве и начала создавать стилизованные под народные узоры орнаменты для вышивок. Их приобретали для своих мастерских Мария Якунчикова и княгиня Мария Тенишева. Например, большое панно «Жар-птица, стерегущая заповедные яблоки» по рисунку Поленовой экспонировали на Всероссийской художественной и промышленной выставке в 1896 году в Нижнем Новгороде.
В апреле 1896 года Поленова ехала в повозке по крутому спуску, повозка перевернулась, Елена сильно ударилась головой о мостовую и заболела. Несмотря на боли, в 1897 году Поленова готовила кустарно-прикладной раздел для Всемирной выставки в Париже.
Скончалась Елена Поленова 7 ноября 1898 года в Москве. Всемирная парижская выставка состоялась в 1900-м. Мамонтова и Якунчикова получили на ней золотые медали за резную мебель и вышивки, созданные по эскизам художницы Елены Поленовой. Она неутомимо работала, можно сказать, «творила всю свою жизнь и всё время шла вперед», считал Василий Поленов.
***
Конечно, выставка в Музее Модерна не монографическая, она скомпонована по разделам, где ярко представлены произведения искусства двух мастеров: Елены Поленовой и Марии ЯКУНЧИКОВОЙ (1870-1902).
История дружбы двух художниц отражает известный постулат: «Найди себе учителя и обретешь друга». Разница в возрасте в 20 лет не мешала теплым отношениям, которые Поленова и Якунчикова пронесли через всю жизнь. Порой ученица превосходила свою учительницу. Так иногда бывает, когда дружба одухотворяет совместное творчество, формирует общее мировосприятие и единые источники для вдохновения.
На выставке представлен чудесный, необыкновенно сочно написанный этюд Константина Коровина «За чайным столом» (1888), где мастер запечатлел обеих художниц.
Произведения Марии Якунчиковой с использованием техники выжигания и живописи маслом поверх немного напоминают керамику. Это ли не влияние Поленовой? Но главное - в них преобладают некая асимметрия рисунка и любовное отношение к незамысловатому растительному мотиву. Это своеобразные фрагменты пейзажей.
Родившись в 1870 году в состоятельной московской купеческой семье, связанной родственными узами с Третьяковыми, Мамонтовыми, Алексеевыми, Поленовыми, Мария Якунчикова с детских лет росла в высокоинтеллектуальной, художественной среде. Ее родители - Василий Иванович и Зинаида Николаевна (урожденная Мамонтова) - были одаренными музыкантами: отец прекрасно играл на скрипке, мать - на рояле.
Живопись стала призванием Маши Якунчиковой, которая с тринадцати лет вместе с сестрами постигала премудрости рисунка под руководством московского художника Н. А. Мартынова. С пятнадцати лет она стала вольнослушателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Настоящей академией для художницы стал дом Поленовых, где Василий Дмитриевич регулярно устраивал рисовальные вечера, на которых Маша Якунчикова работала в окружении К. Коровина, И. Левитана, В. Серова, М. Нестерова, С. Иванова, И. Остроухова - художников, составивших цвет московской живописной школы.
Так сложилось, что с раннего детства Маша Якунчикова взрастала и развивалась в рамках московской школы живописи, где сформировалась идея стиля национальной романтики, с ее русскостью, живописностью, поэтичностью и пейзажностью. Именно пейзаж был излюбленным жанром московской художницы.
С восемнадцати лет она путешествовала по Европе, училась и выставлялась. Стала известна во Франции. В 1896 году вышла замуж за Леона Вебер-Баулера, студента медицинского факультета Сорбонны. Русский по паспорту, впоследствии получивший французское гражданство, Леон Вебер большую часть своей жизни провел за пределами России.
У них родился сын Степан, но она невольно передала сыну свою болезнь - туберкулез. Трудная борьба за здоровье сына и за свое собственное лечение забрала все силы, и в 1902 году жизнь оставила ее.
Немного времени осталось у нее для творчества, да и в судьбе было что-то необъяснимое и таинственное. Полно жизнь Марии Якунчиковой обрисовал Сергей Дягилев в некрологе, напечатанном в 12-м номере журнала «Мир искусства» за 1902 год: «Она была характерно русской женщиной с типично русским дарованием, а жить большую часть жизни принуждена была за границей. За творческими силами она урывками приезжала в Россию, набиралась «русским духом» и должна была опять лететь назад. В Париже она работала над видами Троице-Сергиевой лавры!»
***
Эти замечательные «особы бабьего сословия», Елена Поленова и Мария Якунчикова, будучи в своем искусстве неотделимой частью стиля русской национальной романтики, направленного на изучение народного отечественного наследия, вписали свое имя в историю русского искусства.
В вышедшей в 1901 году книге «История живописи в XIX веке: Русская живопись» Александр Бенуа написал, что Мария Якунчикова-Вебер - удивительно симпатичная художественная личность. Она одна из тех весьма немногих женщин, которые сумели вложить всю прелесть женственности в свое искусство, неуловимый нежный и поэтический аромат, не впадая при том ни в дилетантизм, ни в приторность: «Якунчикова не только большой поэт, но и большой мастер. С этой стороны она до сих пор недостаточно оценена, а между тем мало найдётся среди современных художников - и не только у нас, но и на Западе, - кто владел бы такой свежей, благородной палитрой, таким широким бодрым мастерством».
Выставка «Ах, если бы вы были здесь» - яркое свидетельство оригинального поэтического таланта двух мастеров. Припоминая предыдущие выставки в Музее Модерна, такие, как, например, «Стихии Анны Голубкиной», следует согласиться с тем, что их отличает не только камерность, но и контрастность при подаче материала.

На фото: Константин Коровин. За чайным столом. 1888

* Член Ассоциации искусствоведов России, член Союза художников России, главный научный сотрудник Самарского художественного музея

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 12 мая 2022 года, № 10 (231)


Изобразительные искусства

Previous post Next post
Up