И снова весна!

Apr 14, 2022 07:31

Рубрика: Не пропустите!

Светлана ШАТУНОВА *

Сегодня в Самарском художественном музее открывается выставка «Весна, лето, осень, зима… и снова весна!» из частной коллекции семьи Лотиных.

Наталья Лотина в начале 90-х, в трудные времена для самарских художников, поддерживала их, проводила художественные выставки, покупала картины, организовывала с концерном «Тиссен» выставки в Дюссельдорфе, Эссене, Бремене. К этому времени и относится начало коллекции Натальи и Валерия ЛОТИНЫХ.
В собрании Лотиных находятся не только работы современников, но и произведения мастеров первой половины ХХ века. Коллекцию отличает камерный характер, потому ее и называют «домашним музеем камерного искусства».
Художники, чьи работы есть в собрании, представлены, как правило, несколькими произведениями: от ранних до поздних. Это позволяет увидеть творчество художника в развитии.



Валентин Белоусов. Масленица. Самара. 1973
[Spoiler (click to open)]
Среди них немало тех, кто отмечен высокими званиями: народные художники, лауреаты государственных премий Порфирий Крылов, Яков Ромас, Андрей Курнаков, а также Станислав Никиреев, Леонид Руднев, заслуженный художник Эдуард Браговский. Встречаются имена, не получившие каких-то регалий, не оцененные в достаточной мере и малоизвестные.
Частное собрание постоянно пополняется. Помимо живописи, коллекционеры приобретают графику и скульптуру. Отдают предпочтение бытовому жанру, пейзажу и портрету.
***
Народный художник, чьи работы в большом количестве представлены в собрании Лотиных, Георгий Дышленко (1915-1994). В годы войны он освобождал Орловщину, после демобилизации связал свою судьбу с этим краем. В 1954-м окончил Харьковский художественный институт. Как ученик батальной мастерской, одну из первых своих картин написал на тему «Вручение знамени ВЦИК Первой конной армии» - сложная многофигурная композиция. Эскиз и рисунок к этой картине представлены на выставке.
Дышленко работал в разных жанрах. «Птичница», «Тракторист» - быстрые, живые жанровые зарисовки. Эпический, гармоничный пейзаж создает художник на полотне «Бежин луг»: между холмами на лугу у реки пасется стадо, день клонится к закату, последние лучи солнца освещают дома на окраине села. Городской пейзаж «Орёл. Красный мост. Ледоход», напротив, показывает жизнь города, ее привычный суетный ритм.
Довольно полно представлено в коллекции Лотиных искусство периода 1950-х годов. После войны ведущим направлением оставался социалистический реализм, но его интонация, герои и сюжеты менялись. Стиль стал лиричнее, обрел человеческое лицо.
Героями портретов становятся обычные люди. Народный художник Рем Ермолин (1926-2004), выпускник Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры (мастерская Виктора Орешникова). Вероятно, от его педагога к нему передалась любовь к портрету. Его героини - кроткие, скромные, душевные женщины - изображены в повседневной одежде, просто, без позерства и кокетства.
Основной темой в творчестве известных советских мастеров братьев Алексея и Сергея Ткачёвых была жизнь русской деревни. В собрании есть ранний этюд «На пашне» (1955).
Тема сельского труда отражена в творчестве Андрея Курнакова (1916-2010). Он прошел всю войну, после окончил Московскую студию повышения мастерства у знаменитого Бориса Иогансона, затем - Харьковский художественный институт. По праву считается одним из основоположников Орловской художественной школы. В своем творчестве следовал лучшим традициям отечественной пейзажной живописи и искусства жанрового портрета. Бытовые многофигурные работы «Отдых», «Жатва» исполнены свободно, с задором, свойственным искусству 1950-х. Его пленэрные пейзажи, написанные в Крыму, наполнены южным слепящим светом.
Таким же жанровым разнообразием отличается творчество Ивана Степанова (1934-2016) и Николая Горлова (1917-1987). Выбирая для картин самые будничные, привычные мотивы, Степанов находил скрытое от других глаз очарование и поэтичность. «В старом городе» - ранняя весна в провинции: тает снег, покосилась стена дома, люди спешат по своим делам. Жизнь идет своим чередом.
Все жанровые работы - как маленькие новеллы, позволяют зрителю увидеть ситуацию, домыслить, что этому событию предшествовало и как оно может развиваться. Продолжая традиции бытового жанра в живописи, традиционного для русского искусства, художник видит качественно новое в укладе крестьянского бытия, по-своему подходит к трактовке социальных преобразований современной деревни.
Живопись Горлова - фактурная, плотная, с характерным удлиненным мазком, им он лепит формы предметов, цветов, деревьев. Колорит работ передает настроение - светлое, приподнятое: «Уголок Москвы», «Натюрморт с гранатом».
Достаточно редкий в настоящее время жанр интерьера был популярен на рубеже веков в творчестве членов объединения «Союз русских художников», создавших уютные, тихие, ушедшие в прошлое усадебные интерьеры, которые воспринимаются теперь как документы времени. На выставке представлен летний интерьер дачного домика 1953 года Екатерины Сыромятниковой. Сквозь распахнутые окна прокравшись в комнату, луч осветил цветную занавеску, половицы пола, коснулся спинки стула. В воздухе разлита летняя нега: настроение, в которое хочется окунуться.
Пейзажи, созданные на пленэре, изображали Владимир Гольцов, Николай Горлов, индустриальные пейзажи - Владимир Жуган, городские - Николай Новиков.
Необычная техника отличает пейзажи Бориса Журкина (1931-2000). Он жил в Фергане, в 1960-е здесь был расцвет живописной школы. Художник разработал новые приемы и новую технику - рисовал маслом на фотобумаге. Сдержанная цветовая палитра, светотеневые эффекты, некоторая графичность, соединение реальности и фантазии делают эти работы призрачными и таинственными.
Из самарских художников в экспозиции можно увидеть работы Григория Зингера, Марка Петрова, Юрия Скачкова, Вячеслава Сухова. Следует выделить полотно Валентина Белоусова «Масленица. Самара» (1973 года).
***
Всякая частная коллекция отражает личность собирателя, его духовные ориентиры и эстетические пристрастия. Наталья и Валерий Лотины - интеллигенты, широта их взглядов пропорциональна широте охвата круга художников в их собрании. Сложившаяся художественная коллекция - негромкая, но привлекательная, отражающая время, в первую очередь, второй половины ХХ века со всеми его идеалами и ценностями.
Специальный экспонат выставки - авторское повторение скульптуры Марка Антокольского «Христос перед судом народа» (1876).
«Скульптура попала к нам в дом в октябре 2001 года из семьи Сергея Комова, потомка по материнской линии древнего русского дворянского рода князей Всеволожских, принадлежащих к смоленским Рюриковичам. Она была подарена в конце XIX века известным московским меценатом и коллекционером Козьмой Терентьевичем Солдатёнковым (1818-1901) и находилась в семье Всеволожских-Комовых около ста лет! Это третий авторский вариант широко известной скульптуры: один в белом мраморе стоит в Рублевском зале Третьяковской галереи, второй, бронзовый, - в Поленовском зале Русского музея. И, наконец, этот, третий вариант в черной бронзе можно будет увидеть в Самарском художественном музее! Он имеет высоту 98 см, в отличие от «ростовых» фигур в Москве и Санкт-Петербурге. Скульптура была отлита в 1878-1879 годах в Париже, в литейной мастерской братьев Тьебау, после триумфального успеха Антокольского (с вручением ему ордена Почетного Легиона) на Всемирной выставке в Париже. Судя по всему, этот вариант скульптуры попал в Россию в канун авторской выставки Марка Антокольского в Академии художеств в Санкт-Петербурге в 1893 году».

Выставка «Весна, лето, осень, зима… и снова весна» продлится до 15 мая.

* Член Ассоциации искусствоведов России, заведующая научным отделом Самарского художественного музея

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 14 апреля 2022 года, № 8 (229)

Изобразительные искусства

Previous post Next post
Up