Так хочется перемен

Apr 02, 2022 07:35

Анна КАРПОВА *
Фото Юрия СТРЕЛЬЦА

19 марта в Самарской филармонии состоялся третий концерт совместного с Санкт-Петербургской филармонией и Государственным Русским музеем абонемента «Диалоги об искусстве». В этот вечер в зале собрались не только «рядовые» любители музыки, но и музыкальные деятели Самары: симфонический оркестр представил первую концертную программу, подготовленную под руководством нового дирижера оркестра - ФИЛИППО ДЕССИ. Факт для культуры нашего города весьма значительный, и оставить его без внимания нельзя.


Филиппо Десси
[Spoiler (click to open)]
В программе «Необъятная русская душа» прозвучали сочинения отечественных композиторов: симфоническая поэма «Стенька Разин» А. Глазунова, написанная в конце XIX столетия в традициях программного симфонизма «кучкистов», симфоническая картина «Переход Суворова через Альпы» А. Эшпая, созданная совсем недавно, в 1999 году, и приуроченная к 200-летию знаменитого Швейцарского похода великого русского полководца, и Третья симфония С. Рахманинова - одно из последних сочинений композитора, запечатлевшее его образ России и размышления о ней, всеобъемлющую любовь и боль от невозможности возвращения.
Музыкальное исполнение сопровождалось показом картин В. Сурикова, чему предшествовал небольшой рассказ о жизни и творчестве художника.
Надо сказать, что в последние годы все большую популярность приобретают не традиционные концерты с музыковедческими комментариями к произведениям, а концертные формы, «обогащающие» музыку другими видами искусств. Данная тенденция наблюдается не только у нас в стране, но и за рубежом. Вероятно, это один из способов популяризации классического искусства и привлечения публики в концертные залы. Такая ситуация одновременно и печальное свидетельство изменения слушательского восприятия, которому требуются дополнительно зрительные или вербальные стимулы. Справедливости ради стоит заметить, что в самых авторитетных европейских концертных залах музыковедческое слово отсутствует в принципе, слушатели ограничиваются программкой и приходят исключительно слушать музыку. Однако в отечественной традиции это менее принято: у нас просветительская роль музыковеда всегда была очень важна.
Но не в этом суть. Вернемся к нашему вечеру. Я лично не имею ничего против сближения искусств, как задумано в абонементе «Диалоги об искусстве», главное, чтобы оно было естественным и гармоничным, находящим точки пересечения одного с другим. А этого как раз и не было. Были два параллельных ряда, музыкальный и живописный, формально объединенных, но так и не сблизившихся. Так, например, представляя зрителям творчество В. Сурикова, искусствовед из Русского музея Валерий Ахунов ориентировался на хронологический принцип, поэтому рассказ о картине «Переход Суворова через Альпы» прозвучал только в начале второго отделения концерта, в то время как произведение А. Эшпая, вдохновленное тем же сюжетом и с тем же названием, было исполнено уже в первом.
Зрительный ряд, сопровождавший Третью симфонию С. Рахманинова, представлял собой поочередное, без всякой логики, переключение всех упомянутых искусствоведом картин художника. Честно признаться, для этого произведения более уместными были бы, например, пейзажи И. Левитана, а не исторические полотна В. Сурикова.
Вообще, выступление уважаемого коллеги из Санкт-Петербурга больше напоминало рубрику «Это любопытно». Оно изобиловало интересными фактами и мистическими совпадениями дат, что, кстати, весьма нравилось публике.
А публика у нас, в принципе, очень отзывчивая и благосклонная, она благодарно аплодирует после каждой части симфонии, не осознавая, что это нарушает целостное восприятие концепции произведения. Причем с годами мало что меняется… А так хочется перемен!
***
Потребность в переменах, в обновлении, в новых стимулах к развитию ощущается в музыкальной культуре Самары как жизненно важная необходимость. Наверное, поэтому представление итальянского маэстро в качестве нового дирижера Академического симфонического оркестра Самарской государственной филармонии было воспринято многими, прежде всего, музыкантами оркестра, с воодушевлением и надеждой на обновление и развитие. Тем не менее, не все так однозначно.
Я не уверена, что мое мнение справедливо. Оно совпадает с мнением одних моих коллег и не совпадает с мнением других. Постараюсь быть максимально объективной.
Знакомство с неизвестным нам музыкантом мы, как правило, начинаем со знакомства с его творческой биографией. Филиппо Десси нет еще 30 лет. В 2015 году он окончил консерваторию в Мантуе по классу фортепиано. По окончании консерватории серьезно заинтересовался дирижированием и осваивал эту специальность уже в Милане, в Итальянской академии дирижирования, под руководством Д. Серембре, параллельно принимая участие в различных мастер-классах. Не совсем понятно, как долго он обучался искусству дирижирования, т. к. в биографии обозначено, что в 2016-2018 годах учился в магистратуре на курсе «композиции» П. Коджиолы в Civica Scuola di Musica Claudio Abbado, а в 2019-м уже переехал в Санкт-Петербург, где работал совместно с Ф. Мастранджело в театре «Мюзик-Холл» в качестве его ассистента, дирижера-репетитора. В 2021 году принимал участие в международном музыкальном фестивале «Опера всем».
Я не случайно так подробно остановилась на биографии маэстро, поскольку хотела найти в ней подтверждение опыта его самостоятельной работы с симфоническим оркестром. Но его, видимо, пока нет, что было заметно на концерте. Обращала на себя внимание некоторая скованность дирижерского аппарата, особенно это касалось левой руки, не хватало нюансировки в построении фраз и направленности музыкального развития. Это в большей или меньшей степени проявилось во всей программе, поэтому не буду останавливаться на отдельных произведениях.
При этом, конечно, необходимо отметить положительные стороны исполнения: проработанность музыкального материала, точность вступления проблемных оркестровых групп, естественные и гибкие переходы и переклички между отдельными инструментами и оркестровыми группами, темповое единство, явный контакт с оркестром, хотя иногда создавалось впечатление, что не дирижер ведет оркестр, а наоборот.
Конечно, трудно судить по первому выступлению. К тому же Ф. Десси представлял не собственную программу, а был экстренно введен в плановый репертуар филармонии. Весь набор этих «но» не дает права делать опрометчивые выводы.
Одно можно сказать однозначно. Мы ожидали, что придет новый талантливый дирижер и совершит прорыв. Пока же получается, что филармонический оркестр становится площадкой для становления молодого маэстро, приобретения им опыта и дальнейшего развития. Хочется пожелать Филиппу Десси творческих успехов и надеяться, что развитие будет обоюдным.

* Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент СГИК, органистка Евангелическо-лютеранской церкви Святого Георга

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 31 марта 2022 года, № 7 (228)

Музыка

Previous post Next post
Up