Уроки Хумарьян

Dec 09, 2021 15:15

Светлана Петровна ХУМАРЬЯН, заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Самарской области, завершила работу над очередным сезоном проекта «Культурный взлет Самарской области в ХХ веке». Это я его так назвал: не знаю, как он точно называется в грантовых документах. Я закончил просмотр программой «Николай Симонов. Пётр I из Самары». Пришла пора высказаться.


Светлана Петровна Хумарьян
[Spoiler (click to open)]
Идея проекта - грандиозная, и значение ее невозможно переоценить. История самарской культуры прошлого века представлена через судьбы ключевых деятелей, трудом своим и талантом позволивших превратить захолустный городок в один из интереснейших - с точки зрения качества рождавшегося в нем художественного продукта - российских провинциальных центров.
И представлена история автором, который практически полвека был активным участником культурных событий, а его герои - это «Те, с которыми Светлана Петровна…», если чуть перефразировать высказывание кинорежиссера Сергея Александровича Соловьева, сделанное по аналогичному поводу.
Уже в середине ХХ века самарское искусство стало конгениально самарской промышленности, буквально на ровном месте возникшей в годы Великой Отечественной войны. «На ровном», потому что без опоры на образовательные структуры, на уровень собственного развития - усилиями прибывших в эвакуацию специалистов. Социальная сфера подтягивалась к уровню гигантов ВПК.
Алла Шелест, Геннадий Проваторов, Аннета Басс, Валентин Пурыгин, Николай Симонов, Вячеслав Гвоздков, Маргарита Лимарова - о них программы уже появились. В ближайшее время обещают быть о Наталии Даниловой, Игоре Чернышёве, Сергее Слонимском и Вере Ершовой. Перечень далеко не полный, но уже достаточный, чтобы получить представление о самарской художественной культуре уходящей эпохи.
Уходящей - не ушедшей еще безвозвратно. К счастью! К счастью для нас. Знание этих имен, дел, которым они отдали свои жизни, просто необходимо для новых поколений деятелей культуры: чтобы сто раз подумали о собственной значимости в сравнении с этими вершинами. Подумали и осеклись в желании лишний раз «якнуть». Это ли не воспитание нравственности, вклад в формирование личности?
***
Но уроков в идее Светланы Петровны, конечно, куда больше.
Первый - о том, откуда пошла культура самарская. На самом деле, это очень важно знать - чтобы развивая/ломая традицию, понимать, что, собственно, разрушаешь/модифицируешь, дабы не повредить фундамент, не уничтожить главное.
20 лет тому в Самаре выходила газета «Промышленность и бизнес». Хумарьян публиковала в ней статьи об истории и сегодняшнем дне культуры. В одной из них она обратила наше внимание на то, что основные «сломы» культуры в нашем крае делались ленинградцами/петербуржцами. Перечитайте имена героев проекта, вспомните фигуры, не вошедшие пока в список. Кто всерьез, кроме Хумарьян, занимался этой проблемой? Кто вычленил важнейшие признаки родства двух культур, осознал причины, по которым самарцы откликнулись на деяния посланцев Северной Пальмиры (или наших земляков, кто получал там образование и по окончании учебы вернулся в родные пенаты), а не на москвичей, например? А они куда ближе, казалось бы.
Второй урок заключается в том, что среди героев проекта - люди «первого ряда», да к тому же совсем недавно ушедшие в мир иной, а мы уже крепенько о них забыли. Я вначале не поверил, что забыли, и решил в разговорах с фанатами Instagram проверить худшие предположения на этот счет. И ведь сбылись.
Что же делать? Самое простое - с этого Ленин еще начинал, крупный пиарщик был, надо сказать. У него это называлось «планом монументальной пропаганды». Я прекрасно понимаю адептов «Деточкиных», «Буратин», «Суховых» - надоело жить в скучном городе, уставленном истуканами, хочется добавить в его ландшафт красок поярче. Но нельзя же всё простебать. Может быть, перефразируя старый анекдот, менять нужно не только мебель?
Вот есть в проекте сюжет о Николае Константиновиче Симонове. Актере, художнике. Нашем земляке, уехавшем в Ленинград и вернувшемся оттуда на рубеже 20-30-х годов со товарищи, чтобы сотворить из антрепризного театрика, балующего когда-никогда спектаклями с участием заезжих знаменитостей, театр-дом - один из лучших в РСФСР.
Так к 100-летию Симонова изготовили мемориальную доску, которую так и не повесили на дом, в котором он жил в начале ХХ века. Об этом написал Михаил Перепелкин в прошлом номере «Свежей газеты». Доска так и пылится - знаем, где пылится. Ее не повесили 20 лет назад, потому что самарские вандалы в то время несколько раз подряд оскверняли мемориальную доску Георгия Александровича Шебуева на Доме специалистов, и власти объявили мораторий на установление памятных знаков. Затем власть в очередной раз сменилась, а про доску забыли. Может, пора вспомнить?


Кадр из фильма «Петр I». Петр - Николай Симонов

Кстати, на фотографии Перепелкина за доской Симонову виднеется краешек еще одной - Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину, которую намеревались закрепить на доме, где была художественная мастерская Федора Емельяновича Бурова. В этой мастерской будущий классик советской живописи начинал учиться мастерству. Тоже спрятали «до лучших времен» и тоже забыли.
Но вернемся к Симонову - лучшему Петру Великому всех времен. 2021-й - год 120-летия артиста. Значит, 2026-й - 125-летия. А 2022-й - год 350-летия со дня рождения Петра, а 2025-й - год 300-летия его кончины. Какой простор даже для тех, кто полагает, что движения следует совершать по датским поводам!

Почему не замахнуться на памятник Симонову в образе императора - предложила Светлана Петровна! В Самаре, где Симонов родился; на волжском берегу, благо берега этого не счесть сколько километров. Понимаю, что Петр - не Тамерлан и никакой курултай ни копеечки на памятник не даст, но я бы свой грошик внес. А сколько таких, как я! И не поскупиться нужно - бить челом акому-нибудь великому скульптору. Франгуляну, например. Время есть, пока еще живы те, кто помнит. Время есть - было бы желание.

Негоже в память о герое, о титане, о фигуре, какой не было более в самарских театрах (при всем уважении…), ограничиваться мемориальной доской на «теремке».
Урок третий - о том, что мы вкладываем в понятие «урок истории». Что мы знаем о культуре Самары ХХ века? Что в годы войны здесь работал Большой театр, на спектакли которого ходил подросток Эльдар Рязанов. Это знают все, и это всё, что знают все.
Но история куда богаче. Почему мы бережем память только о воинах и о тех, кто работал на создание оборонного щита? Пренебрегая при этом трудом художников, педагогов - тех, кто оборонял(ет) наши души? В программах проекта - десятки подсказок о том, что можно было бы сделать. Но если не услышали голоса Почетного гражданина!..
А она говорила. Один из бесконечной череды министров культуры даже звонил ей и обещал помочь в установлении памятника. Помочь?! Хумарьян о себе просит? Об установлении памятника своему «близкому родственнику» Симонову? Не помочь надо, а приложить усилия: вначале - чтобы задуматься о причинах такой настойчивой заинтересованности, а затем - чтобы реализовать наилучшим и наискорейшим образом.
Но опять забыли. Правда, хорошо, что просто забыли, а не инициировали кипучую деятельность по «изучению общественного мнения». Всякий раз, когда запускают эту «демократическую процедуру», я начинаю с еще большей уверенностью сомневаться в способности демократии решать сложные социальные задачи. И всякий раз вспоминаю о судьбе Сократа, приговоренного к казни тремя тысячами докеров Пирея и портовых проституток.
***
Уроков Светлана Петровна задала много. Усилиями ее, тех историков и действующих лиц культуры, кого она привлекла к проекту, на наших глазах создается живой учебник, востребованный всеми, кто успел с ним познакомиться.
Учебник, пособие в форме телепрограммы. Я специально тянул до самого конца текста со словами о жанре проекта: мне важнее донести идеи Светланы Петровны, чем высказаться о режиссуре. Но, в конце концов, «телепрограмма» - слово не ругательное, проект нравится именно в таком жанре.
Но не нужно называть телепрограмму «документальным фильмом», это дискредитирующее авторов обстоятельство и путает зрителей. Программа - образовательная форма, она воздействует, прежде всего, на сознание; фильм же - произведение художественное, воздействующее в первую очередь на чувства. А вот с образами у режиссерско-операторской группы не случилось. Жаль, разговор об искусстве был бы более ярким, но это не должно проект останавливать: у содержательной его части слишком много оригинальных и чрезвычайно важных компонентов. Важных для общества и для каждого из нас поименно.

Опубликовано в «Свежей газете. Культуре» от 9 декабря 2021 года, № 23 (220)

Кино, Памятники Самары, Культурная политика

Previous post Next post
Up